Рефераты

Шпора: Крутая шпора

целевых программ и программ субъектов Российской Федерации по охране

атмосферного воздуха;

- Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу ок­ружающей

среды - по вопросам использования данных о фоновом уровне загрязнения

атмосферного воздуха и прогноза изменения его качества при установлении

предельно допустимых и временно согласованных выбросов вредных (загрязняющих)

веществ в атмосферный воздух; проведения на­блюдения за загрязнением

атмосферного воздуха в ходе производственного контроля за охраной

атмосферного воздуха; обеспечения информирования государственных органов

надзора и контроля об аварийных выбросах, вы­звавших загрязнение атмосферного

воздуха, которое может угрожать или уг­рожает жизни и здоровью людей либо

нанесло вред их здоровью или окру­жающей природной среде; регулирования

выбросов вредных веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных

метеорологических усло­вий; контроля за действиями, направленными на

изменение состояния ат­мосферного воздуха и атмосферных явлений.

Взаимодействие Министерства природных ресурсов Российской Федера­ции с

Министерством здравоохранения РФ, Федеральной службой по гид­рометеорологии и

мониторингу окружающей среды и другими федеральны­ми органами исполнительной

власти осуществляется на основании соглашений, заключенных между ними.

Определены Положением о государственном контроле за охраной атмосферного

воздуха и права государственных инспекторов по охране при­роды,

осуществляющих государственный контроль за охраной атмосферно­го воздуха.

Они, в частности, имеют право:

- беспрепятственно при предъявлении служебного удостоверения уста­новленного

образца посещать объекты хозяйственной и иной деятельности (независимо от их

ведомственной принадлежности и организационно-пра­вовой формы), на которых

имеются источники выбросов вредных (загрязня­ющих) веществ в атмосферный

воздух и источники вредных физических воздействий на атмосферный воздух, в

установленном для их посещения по-

; рядке, знакомиться с документами, данными лабораторных анализов, ины-; ми

материалами, необходимыми для осуществления государственного кон-'•'•• троля

за охраной атмосферного воздуха;

- проверять соблюдение нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в

атмосферный воздух;

- определять размеры вреда, причиненного окружающей природной среде в

результате загрязнения атмосферного воздуха;

- вносить предложения о проведении экологического аудита объектов

хозяйственной и иной деятельности;

- проводить измерения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в ат­мосферный

воздух стационарными и передвижными источниками, в том числе автомобильным

транспортом;

- привлекать в установленном порядке научно-исследовательские, про-ектно-

изыскательские и другие организации для проведения соответствую­щих работ,

анализов, выполнения измерений и выдачи заключений;

- направлять в правоохранительные органы материалы о нарушениях

за­конодательства РФ в области охраны атмосферного воздуха для решения

во­просов о привлечении к ответственности лиц, виновных в указанных

нару­шениях;

- давать предписания, обязательные для физических и юридических лиц, об

устранении нарушений законодательства Российской Федерации в области охраны

атмосферного воздуха;

- привлекать к административной ответственности граждан, юридичес-' ких и

должностных лиц, виновных в нарушении законодательства РФ в об-I ласти охраны

атмосферного воздуха;

I. - предъявлять иски физическим и юридическим лицам в соответствии с I

действующим законодательством и др. (подробнее о правах государственных !

инспекторов по охране природы в данной области см: пункт 7 Положения о I

государственном контроле за охраной атмосферного воздуха).

I;

Какова ответственность за нарушение требований нормативов предельно

допустимых концентраций и выбросов вредных веществ в окружающую природную

среду?

Законом «Об охране окружающей природной среды» (ст. 25) предусмотре­но, что

при нарушении требований нормативов качества окружающей природ­ной среды

выброс, сброс веществ или иные виды воздействия на окружающую природную среду

могут быть офаничены, приостановлены или прекращены по предписанию

уполномоченных на то государственных органов Российской Фе-Шерации в области

охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидеми-,алогического надзора.

Виновные в этом физические и юридические лица несут {Установленную законом

юридическую ответственность.

Тема 16

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ НЕДР

Что понимается в действующем законодательстве под недрами?

Согласно Закону Российской Федерации от 21.02.92 № 2395-1 «О недрах» (в

редакции Фе­деральных законов от 25.12.92, от 26.06.92, от 03.03.95, от

02.01.2000) недрами является часть земной коры, расположенная ниже почвенного

слоя, а при его отсутствии — ниже земной по­верхности и дна водоемов и

водотоков, прости­рающаяся до глубин, доступных для геологичес­кого изучения

и освоения.

Какое состав законодательства РФ о недрах?

Законодательство Российской Федерации о недрах, основывающееся на Конституции

РФ, состоит из Закона РФ «О недрах» (с последую­щими изменениями и

дополнениями) и прини­маемых в соответствии с ним федеральных за­конов и иных

нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов

субъектов Российской Федерации.

Органы местного самоуправления вправе осуществлять регулирование отношений

недро-пользования в пределах предоставленных им действующим законодательством

полномочий.

Как решаются вопросы собственности

на недра в действующем законодательстве?

Недра в пределах территории Российской Федерации, включая подземное

пространство и

содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ре­сурсы,

являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и

распоряжения недрами находятся в совместном ведении Рос­сийской Федерации и

ее субъектов.

Особо оговорено в Законе «О недрах», что участки недр не могут быть предметом

купли-продажи, дарения, наследования, вклада, залога или от­чуждения в иной

форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного

лица к другому в той мере, в какой их оборот допуска­ется федеральными

законами. Добытые же из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям

лицензии могут находиться в федеральной госу­дарственной собственности,

собственности субъектов Российской Федера­ции, муниципальной, частной и иных

формах собственности.

Что понимается под государственным фондом недр?

Государственный фонд недр - это используемые участки, представляю­щие собой

геометризованные блоки недр, и неиспользуемые части недр в пределах

территории Российской Федерации и ее континентального шель­фа. Владение,

пользование и распоряжение этими недрами осуществляется совместно Российской

Федерацией и ее субъектами, как гласит Закон, в ин­тересах народов,

прожинающих на соответствующих территориях, и всех на­родов Российской

Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти

субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий ут­верждают

государственные программы геологического изучения недр, вос­производства

минерально-сырьевой базы и рационального использования недр, по представлению

федерального органа управления государственным фондом недр и под контролем

органов представительной власти решают во­просы недропользования, охраны недр

и окружающей природной среды.

Что относится к участкам недр федерального значения?

Отдельные участки недр, в том числе содержащие месторождения полез­ных

ископаемых, обеспечивающие государственные потребности Россий­ской Федерации

стратегическими и дефицитными видами ресурсов недр, на­личие которых влияет

на национальную безопасность Российской Федерации, основы ее суверенитета, а

также выполнение обязательств по международным договорам Российской

Федерации, могут получить статус объектов федерального значения на основании

совместных решений феде­ральных органов государственной власти и органов

государственной власти ее субъектов. Часть месторождений федерального

значения включается в фе­деральный фонд резервных месторождений.

Какова компетенция органов государственной власти РФ в регулировании

отношений недропользования?

К компетенции органов государственной власти РФ в сфере регулирова­ния

отношений недропользования относятся:

- разработка и совершенствование законодательства РФ о недрах;

.- определение и реализация федеральной политики недропользования,

определение стратегии использования, темпов воспроизводства, дальнейше­го

расширения и качественного улучшения минерально-сырьевой базы пу­тем

разработки и реализации федеральных программ;

- установление общего порядка пользования недрами и их охраны, раз­работка

соответствующих стандартов (норм, правил), в том числе классифи­кации запасов

и прогнозных ресурсов полезных ископаемых;

- создание и ведение единой системы федерального и территориальных фондов

геологической информации о недрах, полученной за счет государст­венных

средств;

- государственная экспертиза информации о разведанных запасах по­лезных

ископаемых, иных свойствах недр, определяющих их ценность или

опасность;

- определение совместно с субъектами Российской Федерации регио­нальных

перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространен­ным, а также

выделение участков недр федерального, регионального и мест­ного значения;

- составление государственного баланса запасов полезных ископаемых;

государственный учет участков недр, используемых для добычи полезных

ископаемых и строительства подземных сооружений, не связанных с добы­чей

полезных ископаемых; ведение государственного кадастра месторожде­ний и

проявлений полезных ископаемых; государственная регистрация ра­бот по

геологическому изучению недр;

- распоряжение недрами континентального шельфа Российской Федера­ции;

- введение ограничений на пользование недрами на отдельных участках для

обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей природ­ной среды;

- распоряжение совместно с субъектами РФ государственным фондом недр, кроме

участков, находящихся в исключительном ведении Российской

Федерации;

— координация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ,

связанных с пользованием недрами;

— иные полномочия, предусмотренные статьей 4 Закона РФ «О недрах».

Какие существуют виды пользования недрами?

Как предусмотрено статьей 6 Закона «О недрах», недра предоставляются

в пользование для:

- регионального геологического изучения, включающего региональные геолого-

геофизические работы, геологическую съемку, инженерно-геологи­ческие

изыскания, научно-исследовательские, палеонтологические и другие работы,

направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы по

прогнозированию землетрясений и исследование вулканической деятельности,

созданию мониторинга природной среды, контроль за режимом

; f

тодземных вод, а также иные работы, проводимые без существенного наруше-' ния

целостности недр;

- геологического изучения, включающего поиски и оценку месторожде­ний

полезных ископаемых;

- разведки и добычи полезных ископаемых;

- строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей

полезных ископаемых;

- образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих на­учное,

культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значе­ние (научные

и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы,

пещеры и другие подземные полости);

- сбора минералогических, палеонтологических и других геологических

коллекционных материалов.

Что является основанием

для получения права пользования недрами?

Право пользования недрами может быть получено:

- на основании совместного решения федерального органа управления

государственным фондом недр или его территориального подразделения и органа

исполнительной власти субъекта РФ по результатам конкурса или аукциона;

~ на основании решения Правительства РФ по согласованию с органом

исполнительной власти субъекта РФ для целей захоронения радиоактивных отходов

и токсичных веществ в глубоких горизонтах, обеспечивающих их локализацию;

- на основании решений Правительства РФ по результатам конкурса или аукциона

для пользования недрами континентального шельфа РФ;

- в порядке переоформления действующих лицензий;

- в порядке, установленном органами представительной власти субъек­тов РФ для

пользования участками недр, содержащими месторождения об­щераспространенных

полезных ископаемых или имеющих местное значе­ние, используемыми для целей,

не связанных с добычей полезных ископаемых;

- на основании решений федерального органа управления государствен­ным фондом

недр или его территориального подразделения, согласованных с органами

исполнительной власти субъектов РФ, для целей геологического изучения недр.

Что является основанием

для прекращения права пользования недрами?

Основаниями для прекращения права пользования недрами являются:

- истечение установленного срока пользования;

- отказ владельца лицензии от права пользования недрами;

- возникновение определенного условия (если оно зафиксировано в ли-I цензии),

с наступлением которого прекращается право пользования недрами;

- переоформление лицензии с нарушением условий, установленных вышеуказанным

законом (пунктом 2 части 1 статьи 17').

Кроме того, предусмотрено, что право пользования недрами может быть досрочно

прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоста­вившими

лицензию, в случаях:

- возникновения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, работающих

или проживающих в зоне ведения работ, связанных с пользова­нием недрами;

- нарушения пользователем недр существенных условий лицензии;

- систематического нарушения пользователем недр установленных пра­вил

пользования ими;

- возникновения чрезвычайных ситуаций (стихийные бедствия, воен­ные действия

и др.);

- если пользователь недр в течение установленного в лицензии срока не

приступил к пользованию недрами в предусмотренных объемах;

- ликвидации предприятия или иного субъекта хозяйственной деятель­ности,

которому недра были предоставлены в пользование;

- по инициативе владельца лицензии.

Каковы основные права и обязанности пользователя недр?

Статья 22 Закона «О недрах» предусматривает следующие основные пра­ва

пользователя недр:

- использовать предоставленный ему участок недр для любой формы

предпринимательской или иной деятельности, соответствующей цели,

обо­значенной в лицензии;

— самостоятельно выбирать формы этой деятельности, не противореча­щие

действующему законодательству;

— использовать результаты своей деятельности, в том числе добытое

мине­ральное сырье, в соответствии с лицензией и действующим

законодательством;

— использовать отходы своего горнодобывающего и связанных с ним

пе­рерабатывающих производств, если иное не оговорено в лицензии;

— ограничивать застройку площадей залегания полезных ископаемых в границах

предоставленного ему горного отвода;

— производить без дополнительного разрешения геологическое изучение недр за

счет собственных средств в границах горного отвода, предоставлен­ного ему в

соответствии с лицензией;

— обращаться в органы, выдавшие лицензию, по поводу пересмотра ли­цензии при

возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых

лицензия была предоставлена.

Определены и обязанности пользователя недр. Таковыми являются:

— соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в

ус­тановленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения

ра­бот, связанных с пользованием недрами, и при первичной переработке

ми­нерального сырья;

— соблюдение требований технических проектов, планов и схем разви-|тия горных

работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания И выборочной

отработки полезных ископаемых;

— ведение геологической, маркшейдерской и иной документации в про­цессе всех

видов пользования недрами и обеспечение ее сохранности;

— предоставление геологической информации в федеральный и соответ­ствующие

территориальные фонды геологической информации;

— безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами; t -

приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных I при

пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего ис-|

пользования; | - другие обязанности, предусмотренные Законом «О

недрах».

Какова система платежей при пользовании недрами?

; При пользовании недрами производятся следующие виды платежей:

• - сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензии;

* - платежи за пользование недрами;

— отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы; : — акцизы;

— иные платежи, предусмотренные законодательством (плата за землю, акваторию,

геологическую информацию о недрах).

Взимание платежей, не предусмотренных законодательством, не допус­кается.

I Какова ответственность за нарушение законодательства о недрах?

I Лица, виновные в нарушении законодательства о недрах, несут дисцип-\

линарную, материальную, гражданско-правовую, административную или ? уголовную

ответственность в соответствии с действующим законодатель-

V СТВОМ.

я- В статье 49 Закона РФ «О недрах», посвященной ответственности за его

на-|" рушение, предусмотрено, что сделки, связанные с пользованием недрами,

за-I ключенные с нарушением данного Закона, являются недействительными. Ли-|

ца, виновные в их совершении, а также в предоставлении лицензий на 1

пользование недрами по основаниям, не предусмотренным этим Законом;

на­рушении установленного законодательством порядка пользования недрами;

са­мовольном пользовании недрами; выборочной (внепроектной) отработке

мес­торождений, приводящей к необоснованным потерям запасов полезных

ископаемых, и в других нарушениях рационального использования недр,

при­водящих к порче месторождения, несут уголовную ответственность в

соответст­вии с законодательством Российской Федерации и ее субъектов.

Какое порядок разрешения споров по вопросам пользования недрами?

Споры по указанным вопросам, согласно статье 50 Закона «О недрах»,

разрешаются органами государственной власти, судом или арбитражным су­дом в

соответствии с их полномочиями и в порядке, установленном законо­дательством.

Рассмотрению в суде или арбитражном суде подлежат:

- финансовые, имущественные и иные споры, связанные с пользовани­ем недрами;

- обжалование решений органов государственной власти, противореча­щих данному

Закону, в том числе об отказе в предоставлении лицензии на пользование

недрами или о досрочном прекращении права пользования не­драми;

- обжалование противоречащих данному Закону действий и решении

должностных лиц и органов;

- обжалование противоречащих законодательству стандартов (норм, правил) по

технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, охраной недр и

окружающей природной среды.

;Тема 17

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ЛЕСОВ И РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА ВНЕ

ЛЕСОВ

Что образует понятия «лес», «лесной фонд», «лесные земли», «нелесные земли»?

Лес — это одна из основных составных час­тей растительного мира. По

действующему зако­нодательству лесами считается всякая лесная растительность,

за исключением древесно-кус-тарниковой, расположенной на землях

сельско­хозяйственного назначения, транспорта, посе­лений и т.п.

Лесными землями считаются земли, покрытые лесной растительностью и не

покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари,

погибшие древостой, редины, пустыри и др.).

Нелесные земли составляют земли, предназ­наченные для нужд лесного хозяйства

(земли, за­нятые просеками, дорогами, сельскохозяйствен­ными угодьями и др.),

а также иные земли, расположенные в границах лесного фонда (зем­ли, занятые

болотами, каменистыми россыпями, и другие неудобные для использования земли).

Лесным фондом являются все леса, за исклю­чением лесов, расположенных на

землях, отведенных под нужды обороны, и землях насе­ленных пунктов, а также

земли этого фонда, не покрытые лесной растительностью, - лесные земли и

нелесные.

К лесному фонду и к лесам, не входящим в него (леса на землях оборо­ны и

городские леса), не относится древесно-кустарниковая растительность,

расположенная на:

- землях сельскохозяйственного назначения, в том числе предоставлен­ных для

садоводства и личного подсобного хозяйства;

- землях транспорта (на полосах отводов железнодорожных магистралей и

автомобильных дорог);

- землях населенных пунктов, в том числе предоставленных для дачно­го,

жилищного и иного строительства (за исключением городских лесов);

- землях водного фонда (на полосах отвода каналов);

- землях иных категорий.

Что такое лесное законодательство и каковы его цели и задачи?

Лесное законодательство состоит из Лесного кодекса Российской Феде­рации,

других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской

Федерации, а также законов и иных нормативных правовых ак­тов субъектов РФ.

Государственные органы управления лесным хозяйством вправе издавать акты,

содержащие нормы лесного права, в случаях и преде­лах, установленных

законодательством Российской Федерации.

Цели и задачи лесного законодательства состоят в обеспечении рацио­нального и

некстощительного использования лесов, их охране, защите и воспроизводстве

исходя из принципов устойчивого управления лесами, со­хранения биологического

разнообразия лесных экосистем, повышения эко­логического и ресурсного

потенциала лесов, удовлетворения потребностей общества в лесных ресурсах на

основе научно обоснованного многоцелево­го лесогюльзования.

Каковы права собственности и другие права на лесной фонд и на леса, не

входящие в него?

Лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в фе­деральной

собственности. В соответствии с федеральными законами допус­кается передача

части лесного фонда в собственность субъектов Российской Федерации. Формы

собственности на леса, расположенные на землях город­ских поселений,

устанавливаются федеральным законом.

Древесно-кустарниковая растительность на земельных участках, находя­щихся в

собственности граждан или юридических лиц, является их собст­венностью, если

иное не установлено федеральным законом. Владение, пользование и распоряжение

такой растительностью осуществляется собст­венником в соответствии с

требованиями лесного законодательства Россий­ской Федерации и

законодательства РФ о растительном мире. Древесно-ку­старниковая

растительность, появившаяся в результате хозяйственной деятельности или

естественным образом на земельном участке после пере­дачи его в собственность

гражданину или юридическому лицу, является его

^собственностью, которой он владеет, пользуется и распоряжается по своему

|усмотрению.

Is '

Что представляет собой лесной сервитут?

Лесной сервитут - это право ограниченного пользования лесным фон­дом и

лесами, не входящими в него, в случаях и порядке, установленных У лесным

законодательством.

Согласно статье 21 ЛК РФ граждане имеют право свободно пребывать в лесном

фонде и в не входящих в него лесах, если иное не предусмотрено

за­конодательством РФ (публичный лесной сервитут). Такие права граждан и

юридических лиц могут быть ограничены в пользу иных заинтересован­ных лиц на

основании договоров, актов государственных органов и органов местного

самоуправления, а также судебных решений (частный лесной сер­витут).

Каковы права пользования участками лесного фонда?

Участки лесного фонда могут быть предоставлены гражданам и юриди­ческим лицам

в пользование на следующих правах пользования: аренды, безвозмездного

пользования, концессии и краткосрочного пользования.

Каковы основания возникновения права пользования участками лесного фонда и

участками лесов, не входящими в него?

Основаниями возникновения права пользования участками лесного фонда и

участками лесов, не входящими в него, по действующему законода­тельству (ст.

23 ЛК РФ) являются:

-- акты государственных органов;

- договоры;

- судебные решения;

- иные основания, допускаемые Лесным кодексом РФ. Права пользования участками

лесного фонда (за исключением публично­го лесного сервитута) возникают с

момента государственной регистрации до-| говора аренды участка лесного фонда,

договора безвозмездного пользования учасгком и договора концессии; подписания

протокола о результатах лесно­го аукциона; получения лесорубочного билета,

ордера или лесного билета.

Каковы основания прекращения прав пользования участками лесного фонда и

участками лесов, не входящими в него?

Права пользования участками лесного фонда и участками лесов, не вхо­дящими в

него, прекращаются:

- при отказе лесопользователя от них;

- по истечении срока пользования;

- при прекращении деятельности юридического лица - лесопользователя;

- в иных случаях, предусмотренных Лесным кодексом и законодательст­вом

Российской Федерации.

Принудительное прекращение права пользования участком лесного фон­да и

участком леса, не входящим в него, может быть только случаях:

- систематического (более двух раз) нарушения лесопользователем лес­ного

законодательства РФ;

- аварий, стихийных бедствий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный

характер;

- систематического или более трех месяцев в течение года невнесения

лесопользователем платежей за пользование лесным фондом;

- нарушения лесопользователем установленных правил пользования участ­ком

лесного фонда и участком не входящего в лесной фонд леса, или условий,

предусмотренных лесорубочным билетом, ордером, лесным билетом;

- невыполнения лесопользователем лесовосстановительных и противопо­жарных

работ, а также несоблюдения правил пожарной безопасности в лесах;

- изъятия участка лесного фонда и участка не входящего в лесной фонд леса для

государственных нужд.

/Такое порядок прекращения прав пользования участками лесного фонда и не

входящими в него участками леса?

Указанные права прекращаются в результате расторжения договора аренды участка

лесного фонда, договора безвозмездного пользования тако­вым, договора

концессии, аннулирования лесорубочного билета, ордера, лесного билета. При

отказе лесопользователя от прав пользования участком лесного фонда такое

право прекращается на основании письменного заявле­ния лесопользователя.

Принудительное прекращение прав пользования участками лесного фонда

осуществляется территориальными органами федерального органа управления

лесным хозяйством с уведомлением об этом в письменной фор­ме лесопользователя

и органа исполнительной власти субъекта Российской

Федерации.

Порядок прекращения прав пользования участками лесов, не входящи­ми в лесной

фонд, определяется законодательством Российской Федерации.

В чем заключаются полномочия Российской Федерации в области использования,

охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов?

К полномочиям Российской Федерации в указанной сфере относятся:

- определение основных направлений государственной политики в об­ласти

ведения лесного хозяйства;

- разработка и принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов

Российской Федерации, контроль за их соблюдением;

- владение, пользование и распоряжение лесным фондом;

- проведение единой инвестиционной политики в области использова­ния, охраны,

защиты лесного фонда и воспроизводства лесов;

- разработка, утверждение и реализация федеральных государственных программ

использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводст­ва лесов;

- организация и определение порядка деятельности федерального орга­на

управления лесным хозяйством и его территориальных органов;

- установление порядка разделения лесного фонда по группам лесов и

разграничения лесов первой группы по категориям защитности, перевода ле­сов

из одной группы в другие, а лесов первой группы из одной категории

за­щитности в другую;

- установление норм и правил пользования лесным фондом;

- определение и утверждение расчетной лесосеки;

- установление видов платежей за пользование лесным фондом, а также

минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню;

- определение порядка предоставления участков лесного фонда в поль­зование;

- организация и координация научно-исследовательских и опытно-

кон­структорских работ по ведению лесного хозяйства;

- заключение и организация выполнения международных договоров Российской

Федерации в области использования, охраны, защиты лесного фонда и

воспроизводства лесов;

- другие полномочия, предусмотренные лесным законодательством РФ (см. ст. 46

Л К РФ).

Какими полномочиями в области использования, охраны, защиты лесного фонда и

воспроизводства лесов обладают субъекты РФ?

К полномочиям субъектов Российской Федерации в данной области отно­сится:

- разработка, утверждение и реализация территориальных (региональ­ных)

государственных программ использования, охраны, защиты лесного фонда и

воспроизводства лесов;

- разработка законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ;

- участие в осуществлении прав владения, пользования и распоряжения лесным

фондом на территориях соответствующих субъектов Российской Фе­дерации;

- участие в разработке и реализации федеральных государственных про­грамм

использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов;

- принятие решений о предоставление участков лесного фонда в аренду,

безвозмездное пользование и краткосрочное пользование в соответствии с Лесным

кодексом РФ;

- установление границ участков лесного фонда с особым режимом веде­ния

лесного хозяйства и лесопользования на территориях традиционного 1 проживания

коренных малочисленных народов и этнических общностей;

- иные полномочия, предусмотренные статьей 47 ЛК РФ.

Каковы полномочия органов местного самоуправления?

Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государст­венными

полномочиями в области использования, охраны, защиты лесного фонда и

воспроизводства лесов в соответствии с законодательством Россий­ской

Федерации.

Каковы основные принципы государственного управления в области использования,

охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов?

Таковыми, согласно ст. 50 Л К. РФ, являются:

— устойчивое развитие (сбалансированное развитие экономики и улуч­шение

состояния окружающей природной среды);

— рациональное, непрерывное, неистощимое использование лесного фонда в

интересах Российской Федерации и ее субъектов;

— несовместимость реализации функций государственного управления в данной

области с осуществлением рубок главного пользования и переработ­ки полученной

при этом древесины.

Какова система исполнительной власти в данной области?

Федеральными органами исполнительной власти, к ведению которых относится

государственное управление в данной области, являются Прави­тельство

Российской Федерации, осуществляющее такое управление непо­средственно или

через уполномоченные им органы исполнительной власти, Министерство природных

ресурсов РФ.

Государственное управление в области использования, охраны, защи­ты лесного

фонда и воспроизводства лесов на территориях субъектов Россий­ской Федерации

осуществляют соответственно органы исполнительной влас­ти республик, краев,

областей, городов федерального значения, автономной области, автономных

округов либо непосредственно, либо через территори­альные органы федерального

органа управления лесным хозяйством, если это предусмотрено соответствующим

соглашением между федеральными органа­ми исполнительной власти и органами

исполнительной власти субъектов РФ.

Каковы по действующему законодательству группы лесов и категории защитности

лесов первой группы?

В соответствии с экономическим, экологическим и социальным значе­нием,

местоположением и выполняемыми функциями лесной фонд делится на три группы

лесов - первую, вторую, третью, а леса первой группы - на категории

защитное™.

К лесам первой группы относятся леса, основным назначением которых является

выполнение водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных,

иных функций, а также леса особо охраняемых территорий.

Леса первой группы подразделяются на следующие категории защитности:

- запретные полосы лесов по берегам рек, озер, водохранилищ и других |,

водных объектов;

- запретные полосы лесов, защищающие нерестилища ценных промыс­ловых рыб;

- противоэрозийные леса;

- защитные полосы лесов вдоль железнодорожных магистралей, автомо­бильных

дорог федерального, республиканского и областного значения;

- государственные защитные лесные полосы;

- ленточные боры;

- леса на пустынных, полупустынных, степных, лесостепных и малолес­ных горных

территориях, имеющие важное значение для защиты окружаю­щей природной среды;

- леса зеленых зон поселений и хозяйственных объектов;

- леса первого и второго поясов зон санитарной охраны источников во­доснабжения;

- леса первой, второй и третьей зон округов санитарной (горносанитар-ной)

охраны курортов;

- особо ценные лесные массивы;

- леса, имеющие научное или историческое значение;

- памятники природы;

- орехово-промысловые зоны;

- лесоплодовые насаждения;

- притундровые леса;

- леса государственных природных заповедников;

- леса национальных парков;

- леса природных парков;

- заповедные лесные участки.

К лесам второй группы относятся леса в регионах с высокой плотностью

населения и развитой сетью наземных транспортных путей, леса, выполня­ющие

водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровитель­ные и иные

функции, имеющие ограниченное эксплуатационное значение, а также леса в

регионах с недостаточными лесные ресурсами, для сохране­ния которых требуется

ограничение режима лесопользования.

К лесам третьей группы относятся леса многолесных регионов, имеющие

преимущественно эксплуатационное значение. Однако и здесь при заготов­ке

древесины должно обеспечиваться сохранение экологических функций этих лесов.

Леса этой группы разделяются на освоенные и резервные. Крите­рии отнесения

лесов этой группы к резервным определяются федеральным органом управления

лесным хозяйством.

Какое порядок перевода лесных земель в нелесные для использования их в целях,

не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом?

Порядок такого перевода лесных земель в нелесные определен статьей 63 ЛК РФ.

Перевод лесных земель в нелесные в указанных случаях и их изъя­тие

осуществляется:

- в лесах первой группы - Правительством РФ по представлению орга­на

государственной власти субъекта Российской Федерации, согласованно­му с

федеральным органом управления лесным хозяйством;

- в лесах второй и третьей групп - органом государственной власти субъекта РФ

по представлению соответствующего территориального органа федерального органа

управления лесным хозяйством.

При таких переводах лесных земель в нелесные с граждан и юридичес­ких лиц, в

интересах которых осуществляется такой перевод или изъятие, взимается плата,

размер которой устанавливается органом государственной власти субъекта

Российской Федерации на основании кадастровой оценки переводимого или

изымаемого участка лесного фонда. Эта плата направля­ется лесхозу

федерального органа управления лесным хозяйством и расходу­ется на возмещение

потерь лесного хозяйства.

Иной порядок установлен для перевода лесных земель в нелесные для

ис­пользования их в целях, связанных с ведением лесного хозяйства и

пользова­нием лесным фондом. Перевод в этих случаях осуществляется

соответствую­щим лесхозом федерального органа управления лесным хозяйством с

разрешения территориального органа федерального органа управления лес­ным

хозяйством в субъекте РФ. В таком разрешении должно быть указано место

нахождения участка лесного фонда, его площадь, цель и срок, на кото­рый

осуществляется перевод, перечень разрешенных к выполнению работ на данном

участке, мероприятия по рекультивации этого участка после истече­ния срока

перевода. Какое порядок ведения государственного учета

лесного фонда?

Порядок ведения государственного учета лесного фонда определяется

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ