Шпора: Крутая шпора
водных объектов определяется Правительством Российской Федерации.
Государственный контроль призван обеспечить соблюдение:
- порядка использования и охраны водных объектов;
- лимитов водопользования (водопотребления и водоотведения);
- стандартов, нормативов и правил в области использования и охраны водных
объектов;
- режима использования территорий водоохранных зон;
- иных требований водного законодательства Российской Федерации.
В чем состоит нормирование в области использования и охраны водных объектов?
Нормирование в области использования и охраны водных объектов заключается в
установлении лимитов водопользования (водопотребления и водоотведения), в
разработке и принятии стандартов, нормативов и правил в области использования
и охраны водных объектов.
Для каких целей могут быть использованы водные объекты?
Водные объекты могут быть использованы для следующих целей: питьевого и
хозяйственно-бытового водоснабжения; здравоохранения; промышленности и
энергетики; сельского хозяйства; лесного хозяйства; гидроэнергетики;
рекреации; транспорта; строительства; пожарной безопасности; рыбного
хозяйства; охотничьего хозяйства; лесосплава; добычи полезных ископаемых,
торфа, сапровеля; для иных целей.
Особенности использования водных объектов для определенных целей
устанавливаются федеральными законами в соответствии с водным
законодательством.
Что понимается под общим
и специальным водопользованием?
Общим водопользованием считается использование водных объектов без применения
сооружений, технических средств и устройств. Оно может осуществляться
гражданами и юридическими лицами без получения лицензии на водопользование
как на водных объектах общего пользования, так и на водных объектах, не
состоящих в общем пользовании, в порядке, предусмотренном Водным кодексом
РФ.
Специальным водопользованием считается использование водных объектов с
применением сооружений, технических средств и устройств. Оно осуществляется
гражданами и юридическими лицами только при наличии лицензии на
водопользование, за исключением случаев использования водных объектов для
плавания на маломерных плавательных средствах и для разовых посадок
(взлетов) воздушных судов.
Что такое особое пользование водными объектами?
Как предусмотрено статьей 87 Водного кодекса РФ, для обеспечения нужд
обороны, федеральных энергетических систем, федерального транспорта, а также
для иных государственных и муниципальных нужд водные объекты, находящиеся в
федеральной собственности, могут предоставляться в особое пользование по
решению Правительства РФ. По решению органов исполнительной власти субъектов
РФ могут предоставляться в особое пользование для государственных и
муниципальных нужд водные объекты, находящиеся в собственности субъектов РФ.
В решении о предоставлении водного объекта в особое пользование должны быть
указаны цель и основные условия его использования.
Водным кодексом Российской Федерации определены: порядок осуществления
общего водопользования; ограничение, приостановление или запрещение
использования водных объектов; лимиты водопользования (водо-потребления и
водоотведения); права и обязанности водопользователей при использовании
водных объектов и др.
Каковы общие требования к охране водных объектов?
Общие требования к охране водных объектов установлены статьей 94 Водного
кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что органы государственной
власти Российской Федерации и ее субъектов в соответствии с
законодательством РФ принимают совместимые с принципом устойчивого развития
меры по сохранению водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения
и истощения, а также по ликвидации последствий указанных явлений. Граждане и
юридические лица обязаны осуществлять производственно-технологические,
мелиоративные, агротехнические, гид-
ротехнические, санитарные и другие мероприятия, обеспечивающие охрану воднъ!х
объектов.
Особо урегулирована в Водном кодексе РФ охрана водных объектов от
загрязнения; засорения; загрязнения и засорения из источников, находящихся
на суше; загрязнения и засорения, вызываемых деятельностью на дне водных
объектов; загрязнения ядохимикатами; загрязнения радиоактивными и токсичными
веществами (материалами).
Самостоятельные статьи ВК РФ посвящены охране ледяного покрова водных
объектов, ледников, снежников от загрязнения и засорения (ст. 101); охране
водосборных площадей водных объектов (ст. 102).
Особые требования по охране водных объектов предъявляются при размещении,
проектировании, строительстве, реконструкции и вводе в эксплуатацию
хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов. Так,
статьей 105 ВК РФ предусмотрено запрещение ввода в эксплуатацию:
- хозяйственных и других объектов, в том числе фильтрующих накопителей,
захоронение отходов, городских и других свалок, не оборудованных
устройствами, очистными сооружениями, предотвращающими загрязнение,
засорение, истощение водных объектов и вредное воздействие вод;
- животноводческих ферм и других производственных комплексов, не имеющих
очистных сооружений и санитарно-защитных зон;
- оросительных, обводнительных и осушительных систем, водохранилищ, плотин,
каналов и других гидротехнических сооружений до проведения мероприятий,
предотвращающих вредное воздействие вод;
- водозаборных сооружений, связанных с использованием подземных вод, без
оборудования их водорегулирующими устройствами, водоучитыва-ющими приборами;
- водозаборных и иных гидротехнических сооружений без установления зон
санитарной охраны и создания пунктов наблюдения за показателями состояния
водных объектов;
- сооружений и устройств для транспортирования и хранения нефтяных,
химических и других продуктов без оборудования их средствами для
предотвращения загрязнения водных объектов и контрольно-измерительной
аппаратурой для обнаружения утечки указанных продуктов.
Не допускается ввод в эксплуатацию объектов орошения сточными водами без
создания пунктов наблюдения за показателями состояния водных объектов.
Каковы особенности охраны подземных водных объектов?
Статьей 107 ВК РФ предусмотрено, что граждане и юридические лица,
деятельность которых может оказать вредное влияние на состояние подземных
водных объектов, обязаны принимать меры, предотвращающие загрязнение,
засорение и истощение водных объектов и вредное воздействие вод. На
водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются или
могут быть использованы для питьевого и хозяйственно-бытового
водоснабжения, не допускается размещение захоронений отходов, свалок,
кладбищ, скотомогильников и других объектов, влияющих на состояние подземных
вод. Запрещено орошение сточными водами, если оно влияет или может повлиять
на состояние водных подземных объектов.
Имеются и некоторые другие особенности охраны подземных водных объектов,
предусмотренные Водным кодексом Российской Федерации.
Что такое водоохранные зоны?
Согласно статье 111 ВК РФ для поддержания водных объектов в состоянии,
соответствующем экологическим требованиям, для предотвращения загрязнения,
засорения и истощения поверхностных вод, а также сохранения среды обитания
объектов животного и растительного мира устанавливаются водоохранные зоны.
Таковой является территория, примыкающая к акватории водного объекта, на
который устанавливается специальный режим использования и охраны природных
ресурсов и осуществления иной хозяйственной деятельности.
В пределах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, в
которых запрещается распашка земель, рубка и корчевка леса, размещение
животноводческих ферм и лагерей, а также другая деятельность, за исключением
случаев, предусмотренных Водным кодексом РФ. Так, допускается размещение
объектов водоснабжения, рекреации, рыбного и охотничьего хозяйства, а также
водозаборных, портовых и гидротехнических сооружений при наличии лицензии на
водопользование.
Какова правовая охрана водных объектов, используемых для питьевого
водоснабжения?
Обеспечение населения питьевой водой является для многих регионов Российской
Федерации одной из приоритетных проблем. Решение ее необходимо как для
сохранения здоровья, так и для улучшения условий деятельности и повышения
уровня жизни населения.
Проблемы улучшения водоснабжения населения и качества питьевой воды,
говорится в Концепции Федеральной целевой программы обеспечения населения
России питьевой водой, утвержденной Постановлением Правительства
Россййской'Федерации от 6 марта 1998 г. № 2921, имеют общегосударственное
значение и требуют комплексного решения. Главными целями данной программы
.являются:
улучшение обеспечения населения питьевой водой нормативного качества и в
достаточном количестве;
улучшение на этой основе состояния здоровья населения и оздоровление
социально-экологической обстановки в Российской Федерации.
восстановление, охрана и рациональное использование источников питьевого
водоснабжения.
Для достижения указанных целей необходимо решение задач по предотвращению
загрязнения источников питьевого водоснабжения, обеспечению их соответствия
санитарно-гигиеническим требованиям, повышению эффективности и надежности
функционирования систем водообеспечения за счет реализации водоохранных,
технических и санитарных мероприятий, совершенствования технологий обработки
воды на водоочистных станциях, развития систем водозабора, транспортировки
воды и водоотведения, а также развития нормативно-правовой базы и создания
хозяйственного механизма водопользования, стимулирующего экономию питьевой
воды.
Достижение этих целей поделено на три этапа. На первом этапе (1999-2000 годы)
намечается осуществление следующих мероприятий:
- экономия питьевой воды;
- улучшение качества питьевой воды в регионах и городах с наибольшим
несоответствием состава используемой воды требованиям гигиенических
нормативов;
- расширение использования подземных вод в городах и регионах, где
поверхностные воды сильно загрязнены;
- восстановление и реконструкция в сельских населенных пунктах систем
водоснабжения, находящихся в нерабочем состоянии либо подающих воду не
питьевого качества;
- улучшение состояния и обеспечения соблюдения режимов зон санитарной охраны
и водоохранных зон источников питьевого водоснабжения.
На втором этапе (2001-2005 годы) намечено расширить работы по
восстановлению, реконструкции и строительству систем водоснабжения городов и
населенных пунктов, а также по охране и улучшению состояния водных объектов
- источников питьевого водоснабжения.
На третьем этапе (2006-2010 годы) предусматривается завершить наиболее
капиталоемкие мероприятия, которые позволят обеспечить коренное улучшение
водоснабжения населения.
О современном состоянии и качестве питьевой воды и питьевого водоснабжения
обстоятельно говорится в Постановлении Государственной Думы Федерального
Собрания РФ от 2 июля 2000 г. «О проблемах питьевой воды и питьевого
водоснабжения в Российской Федерации»1. В 1991 г. износ сооружений, устройств
и трубопроводов питьевого водоснабжения составлял 30%, а в настоящее время
он составляет уже более 65%. То есть, делается вывод, с каждым годом износ
указанных сооружений !й устройств увеличивается, затраты на их эксплуатацию
по сравнению с 1991 г. возросли уже в два раза. Восстановление и развитие
централизованной системы водоснабжения, констатируется в постановлении,
стало неразрешимой задачей. В ряде регионов городские и сельские поселения,
объекты обороны и иного специального назначения обеспечиваются питьевой
водой без ее очистки и контроля качества в соответствии с гигиеническими
нормативами и государственными стандартами (питьевая вода доставляется
транспортными средст-
СЗРФ. 1998. № 11. Ст. 294.
' СЗ РФ. 2000. № 29. Ст. 3051.
вами или забор воды осуществляется из поверхностных водоемов).
Неблагоприятное положение с развитием питьевого водоснабжения создает угрозу
национальной безопасности Российской Федерации. Объем финансирования в
данной области за счет средств федерального бюджета недостаточен, а органы
исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления не имеют
средств, необходимых для финансирования питьевого водоснабжения. Еще более
неблагоприятная ситуация сложилась с определением и применением тарифов в
области питьевого водоснабжения. Стоимость одного кубометра питьевой воды
различается в десятки раз.
Принятый Государственной Думой 1 декабря 1999 г. Федеральный закон «О
питьевой воде и питьевом водоснабжении», хотя и разрешит многие правовые
вопросы в данной области, не решит проблему бесперебойного обеспечения
питьевой водой населения, соответствия ее качества гигиеническим нормативам и
государственным стандартам, а также снижения тарифов в области питьевого
водоснабжения. В этой связи Государственная Дума рекомендовала Правительству
РФ разработать в 2000 году современную концепцию государственной политики в
области питьевого водоснабжения, государственного надзора и контроля за
выполнением единых гигиенических нормативов и нормативных требований к
питьевой воде, источникам питьевого водоснабжения и его состоянием.
Что понимается
под особо охраняемыми водными объектами?
Особо охраняемыми водными объектами являются природные водные экосистемы,
имеющие особое природоохранное, научное, эстетическое, рекреационное и
оздоровительное значение. Такие объекты изымаются (полностью или частично,
постоянно или временно) из хозяйственной деятельности на основании решений
соответствующих органов исполнительной власти по представлению специально
уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной
водного фонда и специально уполномоченных государственных органов в области
охраны окружающей природной среды. Эти объекты могут быть отнесены к особо
охраняемым водным объектам федерального, территориального (регионального) и
местного значения.
Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов Российской
Федерации могут быть установлены следующие категории особо охраняемых водных
объектов:
участки внутренних морских вод и территориального моря РФ;
водно-болотные угодья;
водотоки и водоемы, отнесенные к уникальным природным ландшафтам;
зоны охраны истока или устья водных объектов;
места нереста ценных видов рыб;
иные категории водных объектов, рассматриваемых в неразрывной связи с
лесами, животным миром и другими природными ресурсами, подлежащими особой
охране.
Особо охраняемыми водными объектами международного значения являются
трансфаничные (пофаничные) водные объекты, участки внутренних морских вод и
территориального моря Российской Федерации, водно-болотные угодья,
определяемые в порядке, устанавливаемом Правительством РФ в соответствии с
международными договорами и законодательством Российской Федерации.
Какова система платежей за пользование водными объектами и их охрану?
Платежи, связанные с пользованием водными объектами, включают:
1) плату за пользование водными объектами (водный налог);
2) плату, направляемую на восстановление и охрану водных объектов, которая
взимается за:
- изъятие воды из водных объектов в пределах установленного лимита;
— сверхлимитное изъятие воды;
- использование водных объектов без изъятия воды в соответствии с условиями
лицензии на водопользование;
— сброс сточных вод нормативного качества в водные объекты в пределах
установленных лимитов.
Каков порядок разрешения споров по водопользованию и охране водных объектов?
Споры по вопросам использования и охраны водных объектов разрешаются в
судах, арбитражных или третейских судах в соответствии с их
подведомственностью, определенной законодательством Российской Федерации.
Защита прав пользования водными объектами в административном порядке может
осуществляться лишь в случаях, предусмотренных федеральным законом. Решения,
принятые в административном порядке, могут быть обжалованы в суд.
Тема 15
ПРАВОВАЯ ОХРАНА АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА
Что понимается
в российском законодательстве
под атмосферным воздухом?
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21 апреля 1999 г. «Об атмосферном
воздухе», атмосферный воздух - это жизненно важный компонент окружающей
природной среды, представляющий собой смесь газов атмосферы, находящуюся за
пределами жилых, производственных и иных помещений. Следовательно, воздух,
находящийся в пределах жилых, производственных и иных помещений, не относится
к данной категории, со всеми вытекающими отсюда правовыми и иными
последствиями.
Атмосферный воздух как компонент окружающей природной среды играет
первостепенную роль в жизни каждого человека, становлении и развитии
биосферы, растительного и животного мира. Все это обусловливает жизненно
важное значение правовых, санитарно-гигиенических и иных мер охраны
атмосферного воздуха от загрязнений, физических и иных вредных воздействий
на него.
Каков состав законодательства Российской Федерации в области охраны
атмосферного воздуха?
Законодательство Российской Федерации по охране атмосферного воздуха
основывается на Конституции РФ и состоит из Федерального закона «Об охране
атмосферного воздуха» и принимаемых в соответствии с ним других феде-
ральных законов и иных нормативных правовых актов Федерации, а также законов
и иных нормативных правовых актов субъектов РФ. При этом следует иметь в
виду, что законодательство субъектов Российской Федерации в данной области
вправе предусматривать введение дополнительных экономических требований к
охране атмосферного воздуха.
Особо оговорено в вышеуказанном Законе (ст. 2), что имущественные отношения,
возникающие при осуществлении деятельности по охране атмосферного воздуха,
регулируются гражданским законодательством.
Каковы основные принципы государственного управления в области охраны
атмосферного воздуха?
Таковыми являются:
- приоритет охраны жизни и здоровья человека, настоящего и будущих поколений;
- обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха
человека;
- недопущение необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для
окружающей природной среды;
- обязательность государственного регулирования выбросов вредных
(загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий
на него;
- гласность, полнота и достоверность информации о состоянии атмосферного
воздуха, его загрязнении;
- научная обоснованность, системность и комплексность подхода к охране
атмосферного воздуха и охране окружающей природной среды в целом;
- обязательность соблюдения требований законодательства Российской Федерации
в области охраны атмосферного воздуха, ответственность за его нарушение.
Каковы полномочия органов государственной власти РФ в области охраны
атмосферного воздуха?
Таковыми являются:
- формирование и проведение единой государственной политики в области охраны
атмосферного воздуха на территории Федерации;
- установление порядка разработки и утверждения гигиенических и
экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно
допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, предельно
допустимых уровней физического воздействия на атмосферный воздух и других
экологических нормативов в целях охраны атмосферного воздуха;
- формирование единой нормативно-методической базы в области охраны
атмосферного воздуха;
- составление и обеспечение реализации федеральных целевых программ охраны
атмосферного воздуха;
- установление порядка государственного учета выбросов вредных
(загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических
воздействий на него;
- установление порядка разработки технических нормативов выбросов,
утверждение нормативов таких выбросов, а также перечня объектов (кадастров),
в отношении которых они разрабатываются;
- установление порядка определения и взимания платы за загрязнение
атмосферного воздуха, а также порядка возмещения вреда, причиненного
здоровью граждан и окружающей природной среде загрязнением атмосферного
воздуха и вредными физическими воздействиями на него, и др. (см. ст. 5
Закона).
Какими полномочиями обладают органы государственной власти субъектов РФ в
области охраны атмосферного воздуха?
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации
отнесено:
- проведение политики Российской Федерации в области охраны атмосферного
воздуха на соответствующей территории;
- принятие нормативных правовых актов субъектов РФ в данной области;
- участие в разработке предложений об определении величины уменьшения
выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и сроков, в
которые будет осуществлено такое уменьшение, в соответствии с федеральными
целевыми программами и международными обязательствами РФ в данной области;
- разработка и реализация региональных целевых программ охраны атмосферного
воздуха;
- участие в пределах своей компетенции в организации и осуществлении
государственного контроля за охраной атмосферного воздуха;
- проведение мероприятий по защите населения при чрезвычайных ситуациях,
представляющих угрозу для жизни и здоровья людей в результате загрязнения
атмосферного воздуха, и др.
Каковы полномочия в области охраны атмосферного воздуха у органов местного
самоуправления?
Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными
полномочиями в области охраны атмосферного воздуха в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации.
Что понимается под нормированием качества
атмосферного воздуха
и вредных физических воздействий на него?
В целях определения критериев безопасности или безвредности воздействия
химических, физических и биологических факторов на людей, растения и
животных, особо охраняемые природные территории и объекты, а также в целях
оценки состояния атмосферного воздуха устанавливаются гигиенические
и экологические нормативы качества атмосферного воздуха и предельно
допустимые уровни (ПДУ) физического воздействия на него.
Что такое нормативы выбросов и каковы их виды?
Норматив выброса - это норматив выброса вредного (загрязняющего) вещества в
атмосферу, определенный в установленном порядке.
Предусмотрены два вида таких нормативов:
- технические нормативы выбросов;
- предельно допустимые выбросы (ПДВ).
Технические нормативы выбросов устанавливаются специально уполномоченным
федеральным органом исполнительной власти в области охраны атмосферного
воздуха или другим специально уполномоченным Правительством РФ федеральным
органом исполнительной власти по согласованию со специально уполномоченным
органом исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха для
стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в
атмосферный воздух отдельных видов, а также для являющихся источником
загрязнения атмосферного воздуха транспортных и иных передвижных средств и
установок всех видов.
Предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами
специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в
области охраны атмосферного воздуха для конкретного источника выбросов
вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (по
организации в целом).
В случае невозможности соблюдения юридическими лицами, имеющими такие
источники выбросов, предельно допустимых выбросов территориальные органы
специально уполномоченного органа могут устанавливать для таких источников
временно согласованные объемы выбросов (по согласованию с территориальными
органами других федеральных органов исполнительной власти).
Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области
охраны атмосферного воздуха совместно с другими федеральными органами
исполнительной власти осуществляет организацию регистрационных испытаний
вредных веществ и потенциально опасных веществ и их государственную
регистрацию в соответствии с полйж^нием, утвержденным постановлением
Правительства РФ.
В каком порядке осуществляется выброс вредных веществ в атмосферный воздух?
Выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу стационарным источником
допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом
специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в
области охраны атмосферного воздуха. В таком разрешении устанавливаются
предельно допустимые выбросы и другие условия, обеспечивающие охрану
атмосферного воздуха.
Порядок выдачи разрешений на выбросы вредных веществ в атмосферный воздух
при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств определяется
специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в
области охраны атмосферного воздуха.
В целях предупреждения вредного воздействия на окружающую природную среду,
здоровье человека, его генетический фонд установлено, что стандарты на новую
технику, новые технологии, материалы, вещества и другую продукцию, которые
могут оказать такое воздействие, должны содержать требования охраны
атмосферного воздуха. Запрещается внедрение новой техники, технологий,
материалов, веществ и другой продукции, а также применение технологического
оборудования и других технических средств, если они не отвечают установленным
законодательством требованиям охраны атмосферного воздуха. Производство и
использование топлива на территории Российской Федерации допускается только
при наличии сертификатов, подтверждающих соответствие требованиям охраны
атмосферного воздуха. Запрещен также выброс в атмосферный воздух веществ,
степень опасности которых для жизни и здоровья человека и для окружающей
природной среды не установлена.
Что такое «трансграничное загрязнение атмосферного воздуха»?
Таковым считается загрязнение атмосферного воздуха в результате переноса
вредных (загрязняющих) веществ, источник которых расположен на территории
иностранного государства.
В целях уменьшения такого загрязнения источниками выбросов вредных веществ,
расположенными на территории Российской Федерации, РФ обеспечивает
проведение мероприятий по уменьшению таких выбросов, а также осуществляет
иные меры в соответствии с ее международными обязательствами в области
охраны атмосферного воздуха.
Какие иные виды физического воздействия на атмосферу регулируются действующим
законодательством?
Законом «Об охране окружающей природной среды» (ст. 28) предусмотрено, что
нормативы предельно допустимых уровней (ПДУ) шума, вибраций, магнитных полей
и иных вредных физических воздействий устанавливаются на уровне,
обеспечивающем сохранение здоровья и трудоспособности людей, охрану
растительного и животного мира, благоприятную для жизни окружающую природную
среду. Такие нормативы утверждаются специально уполномоченными на то
государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей
природной среды, санитарно-эпидемиологиче-ского надзора.
Что такое озоновый слой Земли и каковы меры его правовой охраны?
Озоновый слой Земли —' это верхний слой атмосферы, расположенный на высоте 7-
8 км (на полюсах) и 17-18 км (на экваторе). Это тончайший слой атмосферы,
всего около 3 мм, выполняющий, однако, важнейшую роль в обеспечении
жизнедеятельности на нашей планете. Он защищает ее от ультрафиолетового
излучения, пагубно влияющего на все живое на Земле. Большое значение озоновый
слой имеет и для поддержания температурного баланса на Земле. Борьба с
глобальным потеплением, происходящим в настоящее время в результате
антропогенной деятельности, - насущная задача всех стран, особенно
промышленно развитых, в том числе и России.
Озоновый слой является, согласно действующему законодательству, одним из
важных природных объектов, подлежащих правовой охране. Он назван в Законе
«Об охране окружающей природной среды» (ст. 4) в числе природных объектов,
подлежащих охране от загрязнения, повреждения, истощения, разрушения.
Статья 56 Закона специально посвящена охране озонового слоя Земли. В ней
предусмотрены следующие мероприятия по охране окружающей природной среды от
экологически опасных изменений озонового слоя Земли:
— организация наблюдения, учета и контроля изменения состояния климата,
озонового слоя под влиянием хозяйственной деятельности и иных процессов;
- установление и соблюдение нормативов предельно допустимых выбросов вредных
веществ, воздействующих на состояние климата и озонового слоя;
- регулирование производства и использования в быту химических веществ,
разрушающих озоновый слой;
— применение мер ответственности за нарушение указанных требований.
Обязанность по охране озонового слоя Земли предусматривается не только
российским законодательством, но и международными соглашениями. Одним из
важнейших среди них является Монреальский протокол 1987 года, в соответствии
с которым устанавливается контроль за производством и использованием фреонов
и хлор- и фторуглеводородов, пагубно влияющих на состояние озонового слоя. -
''• *••'••'
В соответствии с международными соглашениями, говорится в ст. 56 Закона «Об
охране окружающей природной среды», министерства и ведомства, предприятия,
учреждения, организации обязаны сократить и в последующем полностью
прекратить производство и использование химических веществ, вредно
воздействующих на озоновый слой. Список химических веществ и отходов
производства, оказывающих вредное воздействие на состояние озонового слоя
Земли, устанавливается специально уполномоченными на то государственными
органами Российской Федерации в области охраны | окружающей природной среды и
сообщается всем министерствам, ведомст-Цвам, предприятиям и организациям.
Нарушение установленного порядка ^Производства или использования химических
веществ, вредно воздействую-
щих на озоновый слой, влечет за собой приостановление либо прекращение
деятельности предприятий, учреждений, организаций или отдельных цехов,
агрегатов, технологических процессов, оборудования по предписанию специально
уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации в области
охраны окружающей природной среды.
В целях обеспечения выполнения обязательств Российской Федерации по Венской
конвенции об охране озонового слоя 1985 года и Монреальскому протоколу по
веществам, разрушающим озоновый слой, 1987 года Постановлением Правительства
РФ от 5 мая 1999 г. «Об усилении мер государственного регулирования
производства и потребления озоноразрушающих веществ в Российской Федерации»
установлено, что с 1 августа 1999 года производство на территории России
озоноразрушающих веществ, указанных в специальных списках, осуществляется по
квотам, определяемым Государственным комитетом РФ по охране окружающей среды
совместно с Министерством экономики РФ исходя из расчетных ставок, сроков и
других требований Монреальского протокола. Кроме того, запрещено с 1 июля
2000 г. создание на территории Российской Федерации новых мощностей по
производству озоноразрушающих веществ, а также предложено заинтересованным
федеральным органам исполнительной власти в двухмесячный срок разработать с
учетом действующих нормативных правовых актов в этой области комплекс мер по
поэтапному сокращению производства и потребления озоноразрушающих веществ в
Российской Федерации в 1999-2000 годах, предусмотрев организацию системы
сбора, хранения, регенерации и утилизации озоноразрушающих веществ,
производство и потребление которых регулируется в соответствии с
Монреальским протоколом.
Загрязнение атмосферного воздуха автомототранспортом
Большую опасность для атмосферного воздуха и окружающей природой среды
представляет автомототранспорт. Идущая быстрыми темпами автомобилизация
страны, возрастание числа автомотосредств как в общественном, так и в личном
пользовании приносит существенный вред состоянию атмосферного воздуха,
особенно в крупных городских поселениях. Поэтому одной из важных задач
природоохранных прокуратур, экологической милиции, органов, Государственной
инспекции по безопасности дорожного движения является строгий контроль за
соответствием содержания загрязняющих веществе выбросах автомототранспортных
средств установленным нормативам.
Какие органы осуществляют государственный контроль за охраной атмосферного
воздуха и каковы их полномочия?
Государственный контроль за охраной атмосферного воздуха, согласно
действующему законодательству, осуществляют Министерство природных ресурсов
Российской Федерации и его территориальные органы. Согласно Положению о
государственном контроле за охраной атмосферного воздуха, утвержденного
Постановлением Правительства Российской Федерации от
15 января 2001 г. № 311, он направлен на обеспечение соблюдения юридическими
и физическими лицами требований законодательства Российской Федерации в
области охраны атмосферного воздуха в целях улучшения его качества и
предотвращения вредного воздействия на здоровье человека и ок-. ружающую
природную среду.
Право осуществления государственного контроля за охраной атмосферного
воздуха имеют должностные лица Министерства природных ресурсов Российской
Федерации и его территориальных органов - государственные инспектора по
охране природы.
Положением определены функции и компетенция Министерства природных ресурсов
РФ и его территориальных органов при осуществлении ими государственного
контроля в данной области. Так, согласно пункту 4 Положения они обеспечивают
контроль за:
- соблюдением стандартов, нормативов, правил и иных требований охраны
атмосферного воздуха (в том числе проведение производственного контроля за
охраной атмосферного воздуха), а также установленных нормативов выброса
вредных веществ в атмосферный воздух и временно согласованных выбросов,
предельно допустимых нормативов вредных физических воздействий на атмосферный
воздух и других условий, установленных соответствующими разрешениями;
- выполнением программ и мероприятий по охране атмосферного воздуха;
- осуществлением мер в соответствии с международными обязательствами
Российской Федерации;
- выполнением заключений государственной экологической экспертизы;
- проведением инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в
атмосферный воздух и разработкой предельно допустимых выбросов и предельно
допустимых нормативов вредных физических воздействий на атмосферный воздух;
- внедрением малоотходных и безотходных технологий в целях снижения уровня
загрязнения атмосферного воздуха;
- наличием предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха сооружений,
оборудования, предназначенных для очистки и контроля выбросов вредных
веществ в атмосферный воздух, а также за соблюдением установленных правил их
эксплуатации;
- выполнением предписаний государственных инспекторов по охране природы,
осуществляющих государственный контроль за охраной атмосферного воздуха, об
устранении нарушений требований законодательства Российской Федерации в
области охраны атмосферного воздуха;
- соответствием новых технологий, техники, материалов, веществ и другой
продукции, а также технологического оборудования и других технических
средств установленным требованиям охраны атмосферного воздуха и др.
' СЗ РФ. 2001. №4. Ст. 293.
Министерство природных ресурсов РФ и его территориальные органы
взаимодействуют с другими заинтересованными федеральными органами
исполнительной власти и их территориальными органами, органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного
самоуправления, общественными и другими организациями и гражданами.
Указанным Положением (п. 6) определены конкретные органы, во взаимодействии
с которыми Министерство природных ресурсов РФ и его территориальные органы
осуществляют государственный контроль за охраной атмосферного воздуха.
Таковыми являются:
- Министерство здравоохранения Российской Федерации - по вопросам соблюдения
нормативов качества атмосферного воздуха, требований его охраны от
загрязнения при строительстве, вводе в эксплуатацию новых и реконструируемых
предприятий, сооружений и других объектов, влияющих на качество атмосферного
воздуха; нормативов вредных физических воздействий; выполнения федеральных
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|