|
: Проблема взаимодействия семьи и детского дошкольного учреждения в формировании готовности ребенка к школьному обучению
: Проблема взаимодействия семьи и детского дошкольного учреждения в формировании готовности ребенка к школьному обучению
Ìèíèñòåðñòâî îáðàçîâàíèÿ Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè
Àñòðàõàíñêèé ïåäàãîãè÷åñêèé èíñòèòóò èì. Ñ. Ì. Êèðîâà
Кафедра педагогики и
психологии начального
образования
Ïðîáëåìà âçàèìîäåéñòâèÿ ñåìüè è äåòñêîãî äîøêîëüíîãî ó÷ðåæäåíèÿ â ôîðìèðîâàíèè ãîòîâíîñòè ðåáåíêà ê øêîëüíîìó îáó÷åíèþ
ÄÈÏËÎÌÍÀß ÐÀÁÎÒÀ
студентки ПФ Стародубцевой Татьяны Павловны
Научный руководитель
старший преподаватель
кафедры педагогики и
психологии начального
обучения
Алферова
Галина Викторовна
Àñòðàõàíü · 96
Оглавление
Глава 1. Психолого-педагогические проблемы готовности ребенка к школьному
обучению.....................................................................
...............
1.1. Психологическая и физиологическая готовность ребенка к школьному
обучению как педагогическая проблема................
1.2. Роль семьи в формировании готовности ребенка к школьному
обучению.....................................................................
..........................................
1.3. Роль детского сада в формировании готовности ребенка к школьному
обучению.....................................................................
..........................................
ВВЕДЕНИЕ.
Øêîëà. Êàê ìíîãî îæèäàíèé, íàäåæä, âîëíåíèé ñâÿçûâàþò äåòè, ðîäèòåëè, âîñïèòàòåëè äåòñêîãî ñàäà ñ ýòèì ñëîâîì. Ïîñòóïëåíèå â øêîëó — ýòî íà÷àëî íîâîãî ýòàïà â æèçíè ðåáåíêà, âõîæäåíèå åãî â ìèð çíàíèé, íîâûõ ïðàâ è îáÿçàííîñòåé, ñëîæíûõ è ðàçíîîáðàçíûõ îòíîøåíèé ñî âçðîñëûìè è ñâåðñòíèêàìè.
Êàæäûé ãîä ïåðâîãî ñåíòÿáðÿ âìåñòå ñ òûñÿ÷àìè ïåðâîêëàññíèêîâ ìûñëåííî óñàæèâàþòñÿ çà ïàðòû èõ ðîäèòåëè è âîñïèòàòåëè. Âçðîñëûå äåðæàò ñâîåîáðàçíûé ýêçàìåí — èìåííî ñåé÷àñ, çà øêîëüíûì ïîðîãîì ïðîÿâÿò ñåáÿ ïëîäû èõ âîñïèòàòåëüíûõ óñèëèé.
Ìîæíî ïîíÿòü ãîðäîñòü âçðîñëûõ, ÷üè äåòè óâåðåííî øàãàþò ïî øêîëüíûì êîðèäîðàì, äîáèâàþòñÿ ïåðâûõ óñïåõîâ. È ñîâñåì äðóãèå ÷óâñòâà èñïûòûâàþò ðîäèòåëè, åñëè ðåáåíîê íà÷èíàåò îòñòàâàòü â ó÷åáå, íå ñïðàâëÿåòñÿ ñ íîâûìè òðåáîâàíèÿìè, òåðÿÿ èíòåðåñ ê øêîëå. Àíàëèçèðóÿ ãîäû äîøêîëüíîãî äåòñòâà ìîæíî îáíàðóæèòü ïðè÷èíû ãîòîâíîñòè èëè íåãîòîâíîñòè åãî ê øêîëüíîìó îáó÷åíèþ.
 íàñòîÿùåå âðåìÿ íàøè äåòè ïðèñòóïàþò ê îáó÷åíèþ â øêîëå ñ 6-7 ëåò. È åñëè ó ñåìèëåòíåãî ðåáåíêà ãîòîâíîñòü ê øêîëå â öåëîì ñôîðìèðîâàíà, òî ó øåñòèëåòîê åå îêîí÷àòåëüíîå çàâåðøåíèå îñóùåñòâëÿåòñÿ â ïåðâûé ãîä øêîëüíîãî îáó÷åíèÿ. Ýòîìó ñïîñîáñòâóåò ñîîòâåòñòâóþùèé ïîäõîä ê äåòÿì.
Âàæíåéøàÿ
çàäà÷à,
ñòîÿùàÿ
ïåðåä
ñèñòåìîé
äîøêîëüíîãî
âîñïèòàíèÿ —
âñåñòîðîííåå
ðàçâèòèå
ëè÷íîñòè
ðåáåíêà è
ïîäãîòîâêà ê
øêîëå.
Îäíàêî,
çíà÷èòåëüíîå
êîëè÷åñòâî
äåòåé
íåñìîòðÿ íà
“ïàñïîðòíûé”
âîçðàñò è
èìåþùèåñÿ ó
íèõ
“øêîëüíûå”
íàâûêè è
óìåíèÿ,
èñïûòûâàþò
áîëüøèå
òðóäíîñòè â
ó÷åíèè.
îñíîâíîé
ïðè÷èíîé èõ
íåóñïåõà
ÿâëÿåòñÿ òî,
÷òî îíè åùå
ìàëû
“ïñèõîëîãè÷åñêè”,
ò. å. íå ãîòîâû
ê øêîëüíîìó
òèïó
îáó÷åíèÿ.
Ñàìà ëîãèêà
æèçíè
ïîäñêàçûâàåò,
÷òî
íåîáõîäèìî
ðàçðàáàòûâàòü
êðèòåðèè è
ïîêàçàòåëè
ïñèõîëîãè÷åñêîé
ãîòîâíîñòè
äåòåé ê
øêîëüíîìó
îáó÷åíèþ, à
íå
îðèåíòèðîâàòüñÿ
ëèøü íà
ôèçè÷åñêèé
èëè
ïàñïîðòíûé
âîçðàñò
äåòåé.
Èññëåäîâàíèå ïîäãîòîâêè äåòåé ê øêîëå áûëî íà÷àòî íåïîñðåäñòâåííî ïîä ðóêîâîäñòâîì ïñèõîëîãà-àêàäåìèêà À. Â. Çàïîðîæöà. Ðåçóëüòàòû ðàáîòû íåîäíîêðàòíî îáñóæäàëèñü ñ Ä. Á. Ýëüêîíèíûì. Îáà îíè áîðîëèñü çà ñîõðàíåíèå äåòÿì äåòñòâà, çà ìàêñèìàëüíîå èñïîëüçîâàíèå âîçìîæíîñòåé ýòîãî âîçðàñòíîãî ýòàïà, çà áåçáîëåçíåíûé ïåðåõîä îò äîøêîëüíîãî ê ìëàäøåìó øêîëüíîìó âîçðàñòó.
Ïîäãîòîâêà äåòåé ê øêîëå — çàäà÷à ìíîãîãðàííàÿ, îõâàòûâàþùàÿ âñå ñôåðû æèçíè ðåáåíêà. Ïñèõîëîãè÷åñêàÿ ãîòîâíîñòü ê øêîëå òîëüêî îäèí èç àñïåêòîâ ýòîé çàäà÷è, ïðàâäà èñêëþ÷èòåëüíî âàæíûé è çíà÷èìûé. Îäíàêî è âíóòðè ýòîãî àñïåêòà âûäåëÿþò òðè îñíîâíûõ ïîäõîäà ê ýòîé ïðîáëåìå.
Ê ïåðâîìó ïîäõîäó ìîãóò áûòü îòíåñåíû âñå èññëåäîâàíèÿ, íàïðàâëåííûå íà ôîðìèðîâàíèå ó äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà îïðåäåëåííûõ óìåíèé è íàâûêîâ, íåîáõîäèìûõ äëÿ îáó÷åíèÿ â øêîëå. Ýòîò ïîäõîä ïîëó÷èë â ïåäàãîãèêå è ïñèõîëîãèè ìîùíîå ðàçâèòèå â ñâÿçè ñ âîïðîñîì âîçìîæíîñòè îáó÷åíèÿ ñ áîëåå ðàííåãî âîçðàñòà.
Â
èññëåäîâàíèÿõ
ýòîãî
íàïðàâëåíèÿ
óñòàíîâëåíî,
÷òî äåòè 5-6 ëåò
èìåþò
çíà÷èòåëüíî
áîëüøèå
èíòåëëåêòóàëüíûå,
ôèçè÷åñêèå
è
ïñèõè÷åñêèå
âîçìîæíîñòè,
÷òî
ïîçâîëÿåò
ïåðåíåñòè
÷àñòü
ïðîãðàììû
ïåðâîãî
êëàññà â
ïîäãîòîâèòåëüíóþ
ãðóïïó
äåòñêîãî
ñàäà
(èññëåäîâàíèÿ
â
ëàáîðàòîðèè
ïîäãîòîâêè
äåòåé ê
øêîëå ÍÈÈ
äîøêîëüíîãî
âîñïèòàíèÿ
ÀÏÍ ÑÑÑÐ;
Òàðóíòàåâà
Ò. Â., 1980; Æóðîâà Ë.
Å., 1978).
Ðåçóëüòàòû
óáåäèòåëüíî
ïîêàçûâàþò,
÷òî ïóòåì
ñîöèàëüíîé
îðãàíèçàöèè
âîñïèòàòåëüíî-îáðàçîâàòåëüíîé
ðàáîòû
ìîæíî
óñïåøíî
îáó÷àòü
äåòåé
äàííîãî
âîçðàñòà
íà÷àëàì
ìàòåìàòèêè
è ãðàìîòû, à
òåì ñàìûì
çíà÷èòåëüíî
óëó÷øèòü
ïîäãîòîâêó ê
øêîëüíîìó
îáó÷åíèþ.
Ïðîáëåìà ïñèõîëîãè÷åñêîé ïîäãîòîâêè äåòåé ê øêîëå íå èñ÷åðïûâàåòñÿ ôîðìèðîâàíèåì ó íèõ îïðåäåëåííûõ çíàíèé, óìåíèé, íàâûêîâ, ò. ê. âñå óñâàèâàåìîå äîøêîëüíèêàìè ñîäåðæàíèå, êàê ïðàâèëî ñîãëàñîâàíî ñ èõ âîçðàñòíûìè âîçìîæíîñòÿìè. Íî ñàìà ôîðìà äåÿòåëüíîñòè ïðè òàêîì ïîäõîäå íå ÿâëÿåòñÿ ñòåðæíåâîé äëÿ ïðîáëåìû ïñèõîëîãè÷åñêîé ãîòîâíîñòè.
Âòîðîé ïîäõîä çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òî ó ðåáåíêà, ïîñòóïàþùåãî â øêîëó, äîëæåí áûòü îïðåäåëåííûé óðîâåíü ïîçíàâàòåëüíûõ èíòåðåñîâ, ãîòîâíîñòü ê èçìåíåíèþ ñîöèàëüíîé ïîçèöèè, æåëàíèå ó÷èòüñÿ. Ñîâîêóïíîñòü ýòèõ ñâîéñòâ è ñîñòàâëÿåò ïñèõîëîãè÷åñêóþ ãîòîâíîñòü ê øêîëüíîìó îáó÷åíèþ.
Ñóòü òðåòüåãî ïîäõîäà ñîñòîèò â òîì, ÷òîáû èññëåäîâàòü ãåíåçèñ îòäåëüíûõ êîìïîíåíòîâ ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè è âûÿâèòü ïóòè èõ ôîðìèðîâàíèÿ íà ñïåöèàëüíî îðãàíèçîâàííûõ ó÷åáíûõ çàíÿòèÿõ.
 ñïåöèàëüíûõ èññëåäîâàíèÿõ (Ò. Ñ. Êîìàðîâà, Äîðîíîâà, Àíèùåíêî è äð.) âûÿâëåíî, ÷òî ó äåòåé, ïðîõîäèâøèõ ýêñïåðèìåíòàëüíîå îáó÷åíèå (ðèñîâàíèå, ëåïêà, àïïëèêàöèÿ, êîíñòðóèðîâàíèå è äð.), ñôîðìèðîâàëèñü ðàçëè÷íûå ýëåìåíòû ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè, ò. å. ïñèõîëîãè÷åñêàÿ ãîòîâíîñòü ê øêîëüíîìó îáó÷åíèþ.
Íî ó÷åáíàÿ äåÿòåëüíîñòü ñ òî÷êè çðåíèÿ åå ïðîèñõîæäåíèÿ è ðàçâèòèÿ èìååò ñâîèì èñòî÷íèêîì òîëüêî åäèíîå, öåëîñòíîå ïñèõîëîãè÷åñêîå îáðàçîâàíèå, ïîðîæäàþùåå âñå êîìïîíåíòû ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè â èõ ñïåöèôèêå è âçàèìîñâÿçè.
Â
ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêîé
ëèòåðàòóðå
ñóùåñòâóåò
è òàêàÿ
òî÷êà
çðåíèÿ,
ñîãëàñíî
êîòîðîé
ó÷åáíàÿ
äåÿòåëüíîñòü
íàáëþäàåòñÿ
íà âñåì
ïðîòÿæåíèè
äîøêîëüíîãî
ïåðèîäà è
ñâÿçàíà ñ
ââåäåíèåì â
äîøêîëüíûå
ó÷ðåæäåíèÿ
öåëåíàïðàâëåííîãî
îáó÷åíèÿ.
Åùå À. Ï. Óñîâà
[1] ñ÷èòàëà,
÷òî äåòåé â
äîøêîëüíîì
âîçðàñòå
íåîáõîäèìî
îáó÷àòü,
ïîñêîëüêó
ýòî âàæíî
äëÿ èõ
ïñèõîëîãè÷åñêîãî
ðàçâèòèÿ è
ïîäãîòîâêè ê
øêîëå.
Îäíàêî,
òàêîé ïîäõîä
ê äàííîé
ïðîáëåìå
àêòóàëåí è â
íàøè äíè.
Òàê,
ïðàêòèêà
ïîêàçûâàåò,
÷òî â êàæäîì
êëàññå
ó÷åíèêè â
ðàçëè÷íîé
ñòåïåíè
ñïîñîáíû ê
îáó÷åíèþ, â
íåðàâíîé
ñòåïåíè
ðàçâèòà è
ó÷åáíàÿ
äåÿòåëüíîñòü.
Ýòî ñâÿçàíî
ñ òåì,
íàñêîëüêî
ïðàâèëüíî
âåëàñü
ïîäãîòîâêà ê
øêîëå â
ïåðèîä
äîøêîëüíîãî
äåòñòâà. Â
íàñòîÿùåå
âðåìÿ
ìíîãèå äåòè
íå ïîñåùàþò
äîøêîëüíûå
ó÷ðåæäåíèÿ,
à íàõîäÿòñÿ
äîìà,
ïîýòîìó
óðîâåíü
ïîäãîòîâêè
äåòåé
çàìåòíî
îòëè÷àåòñÿ
è íàõîäèòñÿ
â ïðÿìîé
çàâèñèìîñòè
îò òîãî,
ñêîëüêî
âíèìàíèÿ
óäåëÿëîñü
âîïðîñó
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|
|