Рефераты

: Проблема взаимодействия семьи и детского дошкольного учреждения в формировании готовности ребенка к школьному обучению

: Проблема взаимодействия семьи и детского дошкольного учреждения в формировании готовности ребенка к школьному обучению

Ìèíèñòåðñòâî îáðàçîâàíèÿ Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè

Àñòðàõàíñêèé ïåäàãîãè÷åñêèé èíñòèòóò èì. Ñ. Ì. Êèðîâà

Кафедра педагогики и

психологии начального

образования

Ïðîáëåìà âçàèìîäåéñòâèÿ ñåìüè è äåòñêîãî äîøêîëüíîãî ó÷ðåæäåíèÿ â ôîðìèðîâàíèè ãîòîâíîñòè ðåáåíêà ê øêîëüíîìó îáó÷åíèþ

ÄÈÏËÎÌÍÀß ÐÀÁÎÒÀ

студентки ПФ Стародубцевой Татьяны Павловны

Научный руководитель

старший преподаватель

кафедры педагогики и

психологии начального

обучения

Алферова

Галина Викторовна

Àñòðàõàíü · 96

Оглавление

Глава 1. Психолого-педагогические проблемы готовности ребенка к школьному

обучению.....................................................................

...............

1.1. Психологическая и физиологическая готовность ребенка к школьному

обучению как педагогическая проблема................

1.2. Роль семьи в формировании готовности ребенка к школьному

обучению.....................................................................

..........................................

1.3. Роль детского сада в формировании готовности ребенка к школьному

обучению.....................................................................

..........................................

ВВЕДЕНИЕ.

Øêîëà. Êàê ìíîãî îæèäàíèé, íàäåæä, âîëíåíèé ñâÿçûâàþò äåòè, ðîäèòåëè, âîñïèòàòåëè äåòñêîãî ñàäà ñ ýòèì ñëîâîì. Ïîñòóïëåíèå â øêîëó — ýòî íà÷àëî íîâîãî ýòàïà â æèçíè ðåáåíêà, âõîæäåíèå åãî â ìèð çíàíèé, íîâûõ ïðàâ è îáÿçàííîñòåé, ñëîæíûõ è ðàçíîîáðàçíûõ îòíîøåíèé ñî âçðîñëûìè è ñâåðñòíèêàìè.

Êàæäûé ãîä ïåðâîãî ñåíòÿáðÿ âìåñòå ñ òûñÿ÷àìè ïåðâîêëàññíèêîâ ìûñëåííî óñàæèâàþòñÿ çà ïàðòû èõ ðîäèòåëè è âîñïèòàòåëè. Âçðîñëûå äåðæàò ñâîåîáðàçíûé ýêçàìåí — èìåííî ñåé÷àñ, çà øêîëüíûì ïîðîãîì ïðîÿâÿò ñåáÿ ïëîäû èõ âîñïèòàòåëüíûõ óñèëèé.

Ìîæíî ïîíÿòü ãîðäîñòü âçðîñëûõ, ÷üè äåòè óâåðåííî øàãàþò ïî øêîëüíûì êîðèäîðàì, äîáèâàþòñÿ ïåðâûõ óñïåõîâ. È ñîâñåì äðóãèå ÷óâñòâà èñïûòûâàþò ðîäèòåëè, åñëè ðåáåíîê íà÷èíàåò îòñòàâàòü â ó÷åáå, íå ñïðàâëÿåòñÿ ñ íîâûìè òðåáîâàíèÿìè, òåðÿÿ èíòåðåñ ê øêîëå. Àíàëèçèðóÿ ãîäû äîøêîëüíîãî äåòñòâà ìîæíî îáíàðóæèòü ïðè÷èíû ãîòîâíîñòè èëè íåãîòîâíîñòè åãî ê øêîëüíîìó îáó÷åíèþ.

 íàñòîÿùåå âðåìÿ íàøè äåòè ïðèñòóïàþò ê îáó÷åíèþ â øêîëå ñ 6-7 ëåò. È åñëè ó ñåìèëåòíåãî ðåáåíêà ãîòîâíîñòü ê øêîëå â öåëîì ñôîðìèðîâàíà, òî ó øåñòèëåòîê åå îêîí÷àòåëüíîå çàâåðøåíèå îñóùåñòâëÿåòñÿ â ïåðâûé ãîä øêîëüíîãî îáó÷åíèÿ. Ýòîìó ñïîñîáñòâóåò ñîîòâåòñòâóþùèé ïîäõîä ê äåòÿì.

Âàæíåéøàÿ

çàäà÷à,

ñòîÿùàÿ

ïåðåä

ñèñòåìîé

äîøêîëüíîãî

âîñïèòàíèÿ —

âñåñòîðîííåå

ðàçâèòèå

ëè÷íîñòè

ðåáåíêà è

ïîäãîòîâêà ê

øêîëå.

Îäíàêî,

çíà÷èòåëüíîå

êîëè÷åñòâî

äåòåé

íåñìîòðÿ íà

“ïàñïîðòíûé”

âîçðàñò è

èìåþùèåñÿ ó

íèõ

“øêîëüíûå”

íàâûêè è

óìåíèÿ,

èñïûòûâàþò

áîëüøèå

òðóäíîñòè â

ó÷åíèè.

îñíîâíîé

ïðè÷èíîé èõ

íåóñïåõà

ÿâëÿåòñÿ òî,

÷òî îíè åùå

ìàëû

“ïñèõîëîãè÷åñêè”,

ò. å. íå ãîòîâû

ê øêîëüíîìó

òèïó

îáó÷åíèÿ.

Ñàìà ëîãèêà

æèçíè

ïîäñêàçûâàåò,

÷òî

íåîáõîäèìî

ðàçðàáàòûâàòü

êðèòåðèè è

ïîêàçàòåëè

ïñèõîëîãè÷åñêîé

ãîòîâíîñòè

äåòåé ê

øêîëüíîìó

îáó÷åíèþ, à

íå

îðèåíòèðîâàòüñÿ

ëèøü íà

ôèçè÷åñêèé

èëè

ïàñïîðòíûé

âîçðàñò

äåòåé.

Èññëåäîâàíèå ïîäãîòîâêè äåòåé ê øêîëå áûëî íà÷àòî íåïîñðåäñòâåííî ïîä ðóêîâîäñòâîì ïñèõîëîãà-àêàäåìèêà À. Â. Çàïîðîæöà. Ðåçóëüòàòû ðàáîòû íåîäíîêðàòíî îáñóæäàëèñü ñ Ä. Á. Ýëüêîíèíûì. Îáà îíè áîðîëèñü çà ñîõðàíåíèå äåòÿì äåòñòâà, çà ìàêñèìàëüíîå èñïîëüçîâàíèå âîçìîæíîñòåé ýòîãî âîçðàñòíîãî ýòàïà, çà áåçáîëåçíåíûé ïåðåõîä îò äîøêîëüíîãî ê ìëàäøåìó øêîëüíîìó âîçðàñòó.

Ïîäãîòîâêà äåòåé ê øêîëå — çàäà÷à ìíîãîãðàííàÿ, îõâàòûâàþùàÿ âñå ñôåðû æèçíè ðåáåíêà. Ïñèõîëîãè÷åñêàÿ ãîòîâíîñòü ê øêîëå òîëüêî îäèí èç àñïåêòîâ ýòîé çàäà÷è, ïðàâäà èñêëþ÷èòåëüíî âàæíûé è çíà÷èìûé. Îäíàêî è âíóòðè ýòîãî àñïåêòà âûäåëÿþò òðè îñíîâíûõ ïîäõîäà ê ýòîé ïðîáëåìå.

Ê ïåðâîìó ïîäõîäó ìîãóò áûòü îòíåñåíû âñå èññëåäîâàíèÿ, íàïðàâëåííûå íà ôîðìèðîâàíèå ó äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà îïðåäåëåííûõ óìåíèé è íàâûêîâ, íåîáõîäèìûõ äëÿ îáó÷åíèÿ â øêîëå. Ýòîò ïîäõîä ïîëó÷èë â ïåäàãîãèêå è ïñèõîëîãèè ìîùíîå ðàçâèòèå â ñâÿçè ñ âîïðîñîì âîçìîæíîñòè îáó÷åíèÿ ñ áîëåå ðàííåãî âîçðàñòà.

Â

èññëåäîâàíèÿõ

ýòîãî

íàïðàâëåíèÿ

óñòàíîâëåíî,

÷òî äåòè 5-6 ëåò

èìåþò

çíà÷èòåëüíî

áîëüøèå

èíòåëëåêòóàëüíûå,

ôèçè÷åñêèå

è

ïñèõè÷åñêèå

âîçìîæíîñòè,

÷òî

ïîçâîëÿåò

ïåðåíåñòè

÷àñòü

ïðîãðàììû

ïåðâîãî

êëàññà â

ïîäãîòîâèòåëüíóþ

ãðóïïó

äåòñêîãî

ñàäà

(èññëåäîâàíèÿ

â

ëàáîðàòîðèè

ïîäãîòîâêè

äåòåé ê

øêîëå ÍÈÈ

äîøêîëüíîãî

âîñïèòàíèÿ

ÀÏÍ ÑÑÑÐ;

Òàðóíòàåâà

Ò. Â., 1980; Æóðîâà Ë.

Å., 1978).

Ðåçóëüòàòû

óáåäèòåëüíî

ïîêàçûâàþò,

÷òî ïóòåì

ñîöèàëüíîé

îðãàíèçàöèè

âîñïèòàòåëüíî-îáðàçîâàòåëüíîé

ðàáîòû

ìîæíî

óñïåøíî

îáó÷àòü

äåòåé

äàííîãî

âîçðàñòà

íà÷àëàì

ìàòåìàòèêè

è ãðàìîòû, à

òåì ñàìûì

çíà÷èòåëüíî

óëó÷øèòü

ïîäãîòîâêó ê

øêîëüíîìó

îáó÷åíèþ.

Ïðîáëåìà ïñèõîëîãè÷åñêîé ïîäãîòîâêè äåòåé ê øêîëå íå èñ÷åðïûâàåòñÿ ôîðìèðîâàíèåì ó íèõ îïðåäåëåííûõ çíàíèé, óìåíèé, íàâûêîâ, ò. ê. âñå óñâàèâàåìîå äîøêîëüíèêàìè ñîäåðæàíèå, êàê ïðàâèëî ñîãëàñîâàíî ñ èõ âîçðàñòíûìè âîçìîæíîñòÿìè. Íî ñàìà ôîðìà äåÿòåëüíîñòè ïðè òàêîì ïîäõîäå íå ÿâëÿåòñÿ ñòåðæíåâîé äëÿ ïðîáëåìû ïñèõîëîãè÷åñêîé ãîòîâíîñòè.

Âòîðîé ïîäõîä çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òî ó ðåáåíêà, ïîñòóïàþùåãî â øêîëó, äîëæåí áûòü îïðåäåëåííûé óðîâåíü ïîçíàâàòåëüíûõ èíòåðåñîâ, ãîòîâíîñòü ê èçìåíåíèþ ñîöèàëüíîé ïîçèöèè, æåëàíèå ó÷èòüñÿ. Ñîâîêóïíîñòü ýòèõ ñâîéñòâ è ñîñòàâëÿåò ïñèõîëîãè÷åñêóþ ãîòîâíîñòü ê øêîëüíîìó îáó÷åíèþ.

Ñóòü òðåòüåãî ïîäõîäà ñîñòîèò â òîì, ÷òîáû èññëåäîâàòü ãåíåçèñ îòäåëüíûõ êîìïîíåíòîâ ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè è âûÿâèòü ïóòè èõ ôîðìèðîâàíèÿ íà ñïåöèàëüíî îðãàíèçîâàííûõ ó÷åáíûõ çàíÿòèÿõ.

 ñïåöèàëüíûõ èññëåäîâàíèÿõ (Ò. Ñ. Êîìàðîâà, Äîðîíîâà, Àíèùåíêî è äð.) âûÿâëåíî, ÷òî ó äåòåé, ïðîõîäèâøèõ ýêñïåðèìåíòàëüíîå îáó÷åíèå (ðèñîâàíèå, ëåïêà, àïïëèêàöèÿ, êîíñòðóèðîâàíèå è äð.), ñôîðìèðîâàëèñü ðàçëè÷íûå ýëåìåíòû ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè, ò. å. ïñèõîëîãè÷åñêàÿ ãîòîâíîñòü ê øêîëüíîìó îáó÷åíèþ.

Íî ó÷åáíàÿ äåÿòåëüíîñòü ñ òî÷êè çðåíèÿ åå ïðîèñõîæäåíèÿ è ðàçâèòèÿ èìååò ñâîèì èñòî÷íèêîì òîëüêî åäèíîå, öåëîñòíîå ïñèõîëîãè÷åñêîå îáðàçîâàíèå, ïîðîæäàþùåå âñå êîìïîíåíòû ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè â èõ ñïåöèôèêå è âçàèìîñâÿçè.

Â

ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêîé

ëèòåðàòóðå

ñóùåñòâóåò

è òàêàÿ

òî÷êà

çðåíèÿ,

ñîãëàñíî

êîòîðîé

ó÷åáíàÿ

äåÿòåëüíîñòü

íàáëþäàåòñÿ

íà âñåì

ïðîòÿæåíèè

äîøêîëüíîãî

ïåðèîäà è

ñâÿçàíà ñ

ââåäåíèåì â

äîøêîëüíûå

ó÷ðåæäåíèÿ

öåëåíàïðàâëåííîãî

îáó÷åíèÿ.

Åùå À. Ï. Óñîâà

[1] ñ÷èòàëà,

÷òî äåòåé â

äîøêîëüíîì

âîçðàñòå

íåîáõîäèìî

îáó÷àòü,

ïîñêîëüêó

ýòî âàæíî

äëÿ èõ

ïñèõîëîãè÷åñêîãî

ðàçâèòèÿ è

ïîäãîòîâêè ê

øêîëå.

Îäíàêî,

òàêîé ïîäõîä

ê äàííîé

ïðîáëåìå

àêòóàëåí è â

íàøè äíè.

Òàê,

ïðàêòèêà

ïîêàçûâàåò,

÷òî â êàæäîì

êëàññå

ó÷åíèêè â

ðàçëè÷íîé

ñòåïåíè

ñïîñîáíû ê

îáó÷åíèþ, â

íåðàâíîé

ñòåïåíè

ðàçâèòà è

ó÷åáíàÿ

äåÿòåëüíîñòü.

Ýòî ñâÿçàíî

ñ òåì,

íàñêîëüêî

ïðàâèëüíî

âåëàñü

ïîäãîòîâêà ê

øêîëå â

ïåðèîä

äîøêîëüíîãî

äåòñòâà. Â

íàñòîÿùåå

âðåìÿ

ìíîãèå äåòè

íå ïîñåùàþò

äîøêîëüíûå

ó÷ðåæäåíèÿ,

à íàõîäÿòñÿ

äîìà,

ïîýòîìó

óðîâåíü

ïîäãîòîâêè

äåòåé

çàìåòíî

îòëè÷àåòñÿ

è íàõîäèòñÿ

â ïðÿìîé

çàâèñèìîñòè

îò òîãî,

ñêîëüêî

âíèìàíèÿ

óäåëÿëîñü

âîïðîñó

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ