Объекты интеллектуальной собственности
создание условий для широкого использования произведений в интересах
общества. Иными словами, повышение уровня охраны прав авторов ни в коем
случае не должно препятствовать использованию их произведений в целях
образования и просвещения или служить помехой в стремлении самой широкой
аудитории читателей, зрителей, слушателей знакомиться с ними.
Указанные задачи авторского права тесным образом связаны с его
принципами. Принципы авторского права — это его основные начала, отправные
идеи, которые обладают универсальностью, высшей императивностью и
общезначимостью. Они как бы пронизывают содержание всей системы авторского
права, предопределяют всю юрисдикционную деятельность и воплощаются в
субъективных правах и обязанностях участников авторских правоотношений. Не
будучи закрепленными в конкретных статьях закона, принципы авторского права
выводятся из анализа всей совокупности авторско-правовых норм. Знание
принципов позволяет ориентироваться в обширном авторском законодательстве,
правильно толковать и применять на практике отдельные его нормы, а также
решать вопросы, на которые нет прямого ответа в действующем
законодательстве.
Представляется, что к числу основных принципов российского авторского
права, отраженных в содержании его норм на современном этапе развития,
относятся следующие положения.
Во-первых, принципом авторского права может и должен считаться принцип
свободы творчества, который прямо закреплен статьей 44 Конституции РФ.
Данный принцип, лишь недавно наполненный реальным содержанием, пронизывает
собой все авторское законодательство и конкретизируется в целом ряде его
норм. Так, известно, что свобода творчества несовместима с цензурой
произведений науки, литературы и искусства. В настоящее время цензура в
России запрещена в законодательном порядке. Например, ст. 33 Закона РФ «О
средствах массой информации» от 27 декабря 1991 г. устанавливает, что
«требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных
лиц, государственных органов, учреждений или общественных организаций
предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда
должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение
запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей, —
не допускаются»1 .
Обеспечивая свободу творчества, авторское право охраняет все произведения
науки, литературы и искусства независимо от их назначения, достоинств и
способа выражения. В этих же целях закон не ограничивает круг охраняемых
произведений каким-либо перечнем и охраняет любые результаты творческой
деятельности, существующие в объективной форме. Творцы произведений
свободны в выборе темы, сюжета, жанра и формы воплощения создаваемых ими
понятий или художественных образов, а также самостоятельно решают вопросы о
выпуске своего произведения в свет, придании произведению окончательной
формы и т.п.
Во-вторых, принципом авторского права является сочетание личных интересов
автора с интересами общества. Хотя данный принцип, безусловно, проявляется
и в других институтах права интеллектуальной собственности и гражданского
права в целом, в авторском праве он имеет особое значение. Общеизвестно,
что в основе авторского права лежит признанное за автором монопольное право
на использование созданного им произведения. Определение разумных границ
этой монополии на протяжении веков являлось одной из главных проблем
авторского права. В настоящее время уже никто не утверждает, что авторы
должны иметь неограниченный контроль за использованием своих произведений.
Ничем не ограниченная монополия необходима и возможна лишь в отношении
необнародованных произведений. Если же произведение с согласия автора стало
доступно для всеобщего сведения, его права на произведение не могут быть
столь обширными, чтобы полностью игнорировались интересы других граждан и
общества в целом. Законы демократического общества не только гарантируют
охрану интеллектуальной собственности, но и закрепляют право членов
общества на участие в культурной жизни и пользование достижениями культуры
(п. 2 ст. 44 Конституции РФ).
В-третьих, в качестве одного из принципов российского авторского права
может быть выдвинуто положение о неотчуждаемости личных неимущественных
прав автора. В этом состоит одно из существенных отличий российского
авторского права от авторского права ряда зарубежных стран. По российскому
авторскому законодательству личные неимущественные права автора (право
авторства, право на имя и пр.) не могут перейти к другим лицам, хотя бы сам
автор и выразил на это свое согласие. Подобное соглашение не будет иметь
юридической силы и является недействительным. Поэтому даже в тех случаях,
когда произведение создано в порядке выполнения служебного задания, личные
неимущественные права сохраняются за автором и должны быть во всех случаях
обеспечены. Этими же соображениями продиктованы нормы российского
законодательства, устанавливающие, что право авторства, право на авторское
имя, право на защиту репутации автора не переходят по наследству, что в
случаях так называемого «свободного» использования произведений обязательно
указание имени автора и т.д. Что касается имущественных прав авторов, то
они могут передаваться другим лицам по авторскому договору, в порядке
наследования, а также в силу закона (свободное использование произведений).
В-четвертых, для современного российского авторского права характерен
принцип свободы авторского договора. Данный принцип заменил собой присущий
ранее действовавшему авторскому праву принцип нормативной регламентации
основных прав и обязанностей сторон по авторским договорам. Наиболее ярким
выражением последнего было существование так называемых типовых авторских
договоров (издательских, сценарных, 1 постановочных и др.), которые имели
нормативное значение и подробно регламентировали отношения авторов и
пользователей произведений. Конечно, было бы неверно сводить роль типовых
договоров лишь к ограничению свободы сторон в распоряжении принадлежащими
им правами. Как известно, одной из главных функций типовых договоров было
ограждение авторов от произвола пользователей произведений, стремление
гарантировать авторам определенный минимальный уровень прав. Условия
конкретных авторских договоров, ухудшающие положение авторов по сравнению с
соответствующим типовым договором, признавались недействительными и
заменялись условиями, закрепленными в типовом договоре.
Вместе с тем присутствие в законодательстве правил, детально регулирующих
сферу отношений, которая в принципе должна определяться прежде всего
свободным волеизъявлением самих сторон, трудно признать нормальным
явлением. В этой связи новое российское авторское законодательство
отказалось от жесткой регламентации отношений сторон авторского договора. В
нем закрепляются лишь возможные типы авторских договоров, а также
указываются условия, которые должны быть в обязательном порядке согласованы
сторонами. Что касается законных интересов авторов, то они обеспечиваются,
с одной стороны, запретом включать в авторские договоры явно кабальные для
авторов условия, например, условие о передаче прав на произведения, которые
автор может создать в будущем, и, с другой стороны, правилами,
предоставляющими авторам определенные права, например, по расторжению
авторского договора по истечении пяти лет с даты его заключения, если
конкретный срок договора сторонами не определен, или налагающими на
пользователей произведений определенные обязанности, например по выплате
автору аванса по договору заказа. Кроме этих и некоторых других указанных в
законе ограничений, стороны свободны в определении содержания и иных
условий авторского договора.
1. Объекты авторского права
Действующее законодательство не содержит легального определения понятия
произведения, хотя указывает на те признаки, которыми оно должно обладать,
чтобы пользоваться правовой охраной. Согласно ст. 6 Закона РФ «Об авторском
праве и смежных правах», авторское право распространяется на произведения
науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой
деятельности независимо от назначения и достоинств произведения, а также
способа его выражения. Кроме того, подчеркивается, что законом охраняются
как обнародованные произведения, так и необнародованные произведения,
существующие в какой-либо объективной форме.
Произведение как реально существующее явление окружающего нас мира
выступает как комплекс идей и образов, получивших свое объективное
выражение в готовом труде1 , индивидуальное и неповторимое отражение
объективной действительности[2]. Произведение является результатом
мыслительной деятельности человека, а человеческий мозг может производить
только нематериальные объекты[3].
В связи с этим всегда важно различать само произведение, имеющее
нематериальную сущность, и форму его воплощения, т. е. ту вещественную
форму, которая является материальным носителем произведения, например
рукопись, рисунок, ,нотная запись и т. д. Связь произведения со своим
материальным носителем может быть неразрывной. Так, картина и скульптура
как результат труда художника настолько тесно связаны с формой, в которую
они облечены, что составляют с ней одно неразделимое целое.
Материальные предметы — «носители» произведений — могут быть уникальны.
Но авторское право охраняет произведение как систему идей, мыслей и образов
именно в связи с возможностью его воспроизведения. Поэтому авторское право
на произведение науки, литературы и искусства сохраняется даже в случае
гибели того материального носителя, в котором оно было воплощено. Конечно,
практическое значение это имеет лишь тогда, когда, например, сохранилась
копия или репродукция утраченного произведения искусства, когда
литературное или музыкальное произведение может быть кем-либо
воспроизведено по памяти и т. д.
Авторское право на произведение не связано с правом собственности на
материальный объект, в котором оно выражено. Поэтому переход права
собственности на материальный объект или право владения материальным
объектом сами по себе не влекут за собой перехода авторских прав на
произведение как благо нематериальное. Единственное исключение в этом плане
представляет собой правило, касающееся произведений изобразительного
искусства. При передаче права собственности (права владения) на
произведение изобразительного искусства к приобретателю переходят и
отдельные авторские права, например, право помещать произведение на
публичных выставках без выплаты особого вознаграждения автору, право на
распространение произведения и т.д. Автору произведения наряду с
безусловной охраной его личных неимущественных прав обеспечивается лишь
право доступа, в соответствии с которым он вправе требовать от собственника
произведения предоставления возможности осуществления права на
воспроизведение своего произведения (ст. 17 Закона РФ «Об авторском праве и
смежных правах»).
Таким образом, произведениями являются «не материальные, продукты, а
творческая мысль, ставшая в них объективной реальностью»1 . Однако не
всякое произведение как результат мыслительной деятельности человека
охраняется нормами авторского права. Объектами авторского права признаются
лишь такие произведения, которые обладают предусмотренными законом
признаками. Такими признаками являются творческий характер произведения и
объективная форма его выражения.
Творческий характер произведения. В самом законе признак творчества не
раскрывается, в сипи с чем в юридической литературе дается немало его
определений.
Показателем творческого характера произведения, по мнению большинства
российских ученых, является его новизна. Новизна в данном случае
рассматривается как синоним оригинальности произведения. Она может
выражаться в новом содержании, в ноу)й форме произведения, в новой идее, в
новой научной концепции и т.п. В этом смысле всякое творческое произведение
характеризуется оригинальностью, новизной, неповторимостью и уникальностью.
Новизна как самостоятельный признак охраноспособного объекта необходима
лишь в патентном праве, поскольку в регулируемой им сфере объективно
возможно совпадение результатов разработок различных лиц. В этой связи
большое значение здесь придается понятию приоритета, которое совершенно
неизвестно авторскому праву. В авторском праве, охраняющем форму
произведения, признак новизны как самостоятельный критерий его охраны
является излишним, поскольку он полностью поглощается признаком творчества.
Объективная форма и воспроизводимость произведения. Произведение как
результат творческой деятельности автора становится объектом авторского
права лишь при условии, что оно выражено в какой-либо объективной форме.
Чтобы творческий результат приобрел общественную значимость и характер
объекта авторского права, он должен быть воплощен в какой-либо объективной
форме: письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и т.д.), устной
(публичное произнесение, публичное исполнение и т.д.), звуко- или
видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и т.д.),
изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео-
или фотокадр и т.д.), объемно-пространственной (скульптура, модель, макет,
сооружение и т.д.) или другой форме. Иными словами, произведение должно
существовать в форме, которая отделена от личности автора и приобрела
самостоятельное бытие. При этом для признания произведения объектом
авторского права вовсе не требуется завершенности работы. Закон в равной
степени охраняет как законченные, так и незавершенные произведения, в
частности эскизы, планы и иные промежуточные результаты, используемые
авторами при создании произведений.
Объективная форма выражения произведения тесным образом связана с
возможностью его воспроизведения.
Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах», ограничивается указанием
на необходимость придания произведению объективной формы и, в отличие от
ст. 475 ГК РСФСР 1964 г. и ст. 134 Основ гражданского законодательства 1991
г., не упоминает при этом о том, что данная форма должна позволять
воспроизводить результат творческой деятельности автора (п. 2 ст. 6). Иными
словами, законодатель однозначно признал, что авторским правом охраняются
любые выраженные вовне произведения, в том числе и те, объективная форма
которых не связана с материальным носителем. Конечно, защита подобных
произведений, например, публично произнесенных, но нигде не зафиксированных
речей, лекций, докладов, особенно защита их от искажения, представляется
более сложной, чем защита произведений, связанных с каким-либо материальным
носителем. Но в принципе она может быть обеспечена, в связи с чем
исключение из закона специального упоминания о возможности воспроизведения
результата творческой деятельности как особого признака охраняемого
произведения представляется оправданным.
Назначение и достоинства произведения. В советской юридической литературе
было высказано мнение, что одним из критериев охраноспособности
произведения должна считаться его общественная полезность1 . Однако эта
позиция поддержки в науке не получила и была отвергнута подавляющим
большинством ученых. Ни , прежнее, ни ныне действующее законодательство
такого требования к произведениям не содержало и не содержит. Более того,
ст. 8 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» прямо подчеркивает,
что авторское право распространяется на все произведения, независимо от их
назначения , и достоинств. Это означает, что авторским правом в равной
степени охраняются как высокохудожественные произведения, так и те
произведения, художественные достоинства которых невысоки.
Выполнение формальностей. Для возникновения, осуществления и охраны
авторского права не требуется регистрации произведения, иного специального
оформления произведения или соблюдения каких-либо иных формальностей. Это
принципиальная позиция законодательства России, в соответствии с которой
авторское право порождает сам факт создания произведения (п. 1 ст. 9 Закона
РФ «Об авторском праве и смежных правах»). Кроме того, закон не требует
подтверждения наличия у произведения предусмотренных критериев, т.е.
необходимости какой-либо квалификации произведения как такового для
признания его объектом авторского права. В том случае, если возникший спор
по поводу авторских прав связан с вопросом о признании того или иного
результата интеллектуальной деятельности произведением, охраняемым
авторским правом, он решается судом исходя из наличия или отсутствия
рассмотренных выше критериев охраноспособности произведения.
Указывая на отсутствие формальностей как условия охраноспособности
произведения, следует иметь в виду, что после присоединения СССР в 1973 г.
к Всемирной конвенции об авторском праве 1952 г. на всех печатных изданиях
(книгах, журналах, конвертах грампластинок и магнитофонных записей и т. п.)
стал проставляться знак охраны авторского права, который состоит из трех
элементов: латинской буквы «с» в окружности: ©; имени (наименования)
обладателя исключительных авторских прав; года первого опубликования
произведения. Порядок и условия проставления знака охраны подробно
регламентированы рядом нормативных актов2 . Использование знака охраны,
которое подтверждено п. 1 ст. 9 Закона РФ «Об авторском праве и смежных
правах», не означает введения в российское право требования о выполнении
формальностей как условия возникновения охраны.
Применение знака охраны зависит от усмотрения обладателя исключительных
авторских прав. Правовой охраной в равной степени будут пользоваться как
произведения, на которых проставлен знак охраны, так и произведения без
такого знака.
Аналогичное значение имеет и предусмотренная ст. 13 Закона РФ «О правовой
охране программ для ЭВМ и баз данных» регистрация программных средств в
Российском агентстве по правовой охране программ для ЭВМ, баз данных и
топологий интегральных микросхем. Регистрация программных средств
осуществляется исключительно по желанию правообладателя, ей не придается
никакого правообразующего значения, но факт регистрации может сыграть
полезную роль при разрешении спора об авторстве на программу или ее
незаконном использовании.
Правовое значение отдельных элементов произведения. Объектом авторского
права является не только произведение в целом, но и часть произведения
(включая его название), которая является результатом творческой
деятельности и может быть использована самостоятельно (п. 3 ст. 6 Закона РФ
«Об авторском праве и смежных правах»). В этой связи большое значение для
понимания сущности правовой охраны произведений по российскому
законодательству имеет принятое в литературе выделение у произведения
«юридически безразличных» и «юридически значимых» элементов. В российской
юридической литературе эта проблема наиболее глубоко исследована в работах
В. Я. Ионаса1 , который не остановился на традиционном выделении у
произведений формы и содержания, а детально рассмотрел все составляющие их
структурные элементы. В итоге им были предложены две группы элементов
произведения. К юридически безразличным, т. е. неохраняемым, элементам
произведения художественной литературы были отнесены тема, материал
произведения, сюжетное ядро, идейное содержание. В теории литературы эти
элементы называют содержанием произведения. Их заимствование не налагает на
пользователей никаких обязанностей, т. е. не является нарушением авторского
права.
В принципе аналогично решается вопрос с охраной сюжетного ядра
произведения. История литературы и искусства знает немало творений, в
которых используются сходные сюжетные ходы и один и тот же исходный
материал.
Такой же позиции придерживается судебная практика.
К содержанию произведения, которое как таковое не защищается Фирмами
авторского права, относится и такой элемент произведения, как его название
(заголовок). Однако если название является оригинальным и отражает
творческую самобытность автора, оно пользуется правовой охраной.
К юридически значимым (охраняемым) элементам произведения относятся
образы язык произведения. Под художественным образом понимается
специфическая для искусства форма отражения действительности и выражения
мелей и чувств художника. Художественный образ рождается в воображении
художника, воплощается в создаваемом им произведении в той или иной
материальной форме (пластической, звуковой, жесто-ми-мической, словесной) и
воссоздается воображением воспринимающего искусство зрителя, слушателя,
читателя2 . В науке авторского права созданные художником образы именуются
внутренней формой произведения. Она пользуется правовой охраной, так как
является результатом творческой деятельности и отражает индивидуальность
своего творца. Считается, что в принципе образы произведения могут быть
заимствованы для создания нового, творчески самостоятельного произведения
при условии придания им новой внешней формы. В этом случае, однако, закон
требует обязательного согласия автора первоначального произведения и
указания источника заимствования.
Внешней формой произведения является язык произведения, под которым
понимаются свойственные автору средства и приемы создания художественных
образов, т. е. совокупность используемых им изобразительно-выразительных
средств. Язык произведения заимствован быть не может, в таком случае
используется цитирование с указанием источника.
Теоретическое разграничение элементов произведения на охраняемую законом
форму и не охраняемое содержание проводится в отношении не только
художественных, но и научных произведений. Так, считается, что такие
образующие содержание научного произведения элементы, как постановка
научной проблемы, метод научного исследования, научные факты,
интерпретация, систематизация, гипотеза и теория и др., самостоятельного
правового значения не имеют и не охраняются сами по себе, вне определенной
формы1 . В обоснование этого справедливо указывается, что научное открытие,
составляющее элемент содержания научного произведения и не получившее в
качестве этого элемента правовой охраны, было выделено как самостоятельный
объект гражданского права. Если бы открытие получало достаточную правовую
охрану по авторскому праву, то не было бы нужды в создании самостоятельного
правового института в виде права на открытие2 .
Что же касается охраняемых элементов научного произведения, то к ним
относятся: 1) внешняя форма, т.е. его язык, включающий особые научные знаки
и символы, и 2) внутренняя форма, которую образуют принятая автором
последовательность изложения научных понятий, логика, система раскрытия
научных идей и расположение материала.
В связи с тем, что авторское право охраняет форму произведения, для
установления случаев нарушения авторских прав путем заимствования решающее
значение имеют буквальные совпадения, для установления которых составляются
таблицы совпадений («текст на такой-то странице в одном произведении
соответствует тексту на такой-то странице в другом произведении»)3 .
2. Произведения, не охраняемые авторским правом
К числу объектов, не охраняемых авторским правом, относятся прежде
всего те из них, которые не обладают хотя бы одним из признаков
произведения науки, литературы и искусства. Так, если лицом в ходе
проделанной работы достигнут не творческий, а чисто технический результат,
он нормами авторского права не охраняется. К такого рода результатам
относятся, в частности, телефонные справочники, расписания движения,
адресные книги и т. п. при условии, что составителем не была применена
оригинальная система изложения справочных данных. В спорных случаях наличие
творческого вклада устанавливается экспертизой, проводимой соответствующими
специалистами.
В связи с тем, что доктрина российского авторского права предполагает
охрану лишь формы произведения, а не его содержания, в литературе
/неизменно отмечалось, а ныне нашло прямое отражение в п. 4 ст. 6 Закона ,
«Об авторском праве и смежных правах» положение о том, что авторское право
не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции,
принципы, открытия, факты. Некоторые из перечисленных результатов
творческой деятельности охраняются в рамках иных институтов , права,
например патентного права; вопросы охраны других творческих результатов
обсуждаются в научных кругах. Но сами по себе идеи, принципы, факты и
подобные им результаты творческой деятельности авторское право не охраняет.
Наряду с подобными объектами существуют произведения, обладающие всеми
необходимыми признаками, но не охраняемые авторским правом в силу прямого
указания закона. К их числу относятся следующие четыре категории
произведений.
Во-первых, не пользуются правовой охраной произведения, на которые истек
срок действия авторского права. Здесь же отметим, что истечение срока
охраны никак не влияет на охрану авторства, имени автора и
неприкосновенности произведения.
Во-вторых, из сферы правовой охраны исключены официальные документы, их
официальные переводы, а также государственные символы и знаки. К числу
официальных документов относятся законы и иные акты нормативного характера
— инструкции, указания, стандарты, методические рекомендации, уставы
юридических лиц и т. п., судебные решения и иные акты правоприменительных
органов — обвинительные заключения, представления прокуратуры, акты органов
предварительного следствия и т.п., а также иные официальные документы,
исходящие от организаций и должностных лиц, — отчеты, справки, патентные
описания, иски и т. п. Государственными символами и знаками считаются
флаги, гербы, гимны, ордена, денежные знаки и т.п.
Это и понятно, так как указанные объекты могут эффективно выполнять свою
роль лишь в том случае, если они используются широко и без каких-либо
ограничений.
В-третьих, в силу прямого указания закона не охраняются авторским правом
произведения народного творчества. К ним относятся произведения фольклора —
частушки, поговорки, анекдоты, танцы и т. п. произведения народных
художественных промыслов, народные костюмы, традиционная архитектура и т.
п. При этом имеются в виду прежде всего произведения современного народного
творчества, поскольку выделение в особую группу ранее созданных
произведений такого рода не имело бы большого смысла, ибо они не охраняются
авторским правом в силу истечении срока охраны.
В-четвертых, не признаются объектами авторского права сообщения о
событиях и фактах, имеющие информационный характер (ст. 8 Закона РФ «Об
авторском праве и смежных правах»).
Единственное, на что вправе претендовать автор сообщения или впервые
опубликовавший его орган массовой информации, — это требовать указания
другими органами печати, сообщающими данную информацию, на источник ее
первоначального обнародования. Так, согласно ст. 23 Закона РФ «О средствах
массовой информации», при распространении сообщений и материалов
информационного агентства другим средством массовой информации ссылка на
информационное агентство обязательна. Обязательность ссылки на другие
(кроме информационных агентств) средства массовой информации, а также
конкретных лиц, первыми получивших ту или иную информацию, имеется лишь
тогда, когда такая просьба или условия прямо выражены этим органом или
автором конкретного сообщения. В тех же случаях, когда сообщение о том или
ином событии сопровождается авторским комментарием, оценками значимости
происшедшего, прогнозами, анализом или иной интерпретацией, оно приобретает
режим объекта авторского права. Дословное воспроизведение таких сообщений
допускается с обязательным указанием имени автора, если только автором это
специально не запрещено (п. 3 ст. 19 Закона РФ «Об авторском праве и
смежных правах»).
Не так давно в отечественной практике достаточно остро встал вопрос о
том, охраняются ли авторским правом программы теле- и радиопередач и,
соответственно, могут ли газеты их свободно перепечатывать. Страсти по
этому поводу особенно накалились после принятия 19 мая 1994 г. Судебной
палатой по информационным спорам при Президенте РФ рекомендации «О правовой
природе программ теле- и радиопередач, публикуемых в периодических печатных
изданиях»1 .
Судебная палата высказалась в пользу признания программ передач объектами
интеллектуальной собственности, право распоряжения которыми, в том числе
распространение программ, принадлежит телерадиокомпаниям. Такое решение
вопроса вызвало крайне негативную реакцию многих периодических изданий, а
также полемику на страницах печати2 . При этом как сторонники, так и
противники принятой Судебной палатой рекомендации ссылались на
соответствующие примеры из практики, а также апеллировали к уже
состоявшимся судебным процессам, завершившимся прямо противоположными
решениями.
Если же обратиться к существу дела, то его можно свести к двум тесно
взаимосвязанным вопросам, а именно: 1) соответствуют ли программы передач
требованиям, предъявляемым к объектам авторского права и 2) если они не
являются объектами авторского права, то могут ли телерадиокомпании
передавать их периодическим изданиям за плату.
Указанные интеллектуальные достижения в случае, если они выражены в
доступной для восприятия форме, являются одной из составляющих содержания
авторских произведений. Но авторское право в силу присущих ему ограниченных
возможностей охраняет лишь форму, а не содержание произведений.
Возвращаясь непосредственно к программам передач, необходимо заметить,
что суть усилий составителей сетки вещания заключается в творческой
разработке именно содержательной части такого результата интеллектуальной
деятельности, как программа. То, как соотносятся между собой передачи
различных видов и жанров, какой категории слушателей и зрителей они
адресованы, в какое время они передаются в эфир — это и многое другое
является результатом творческой деятельности. В этом смысле программы
передач сродни сборникам и другим составным произведениям, которые
признаются объектами авторского права в силу того, что включенный в них
материал расположен по какой-либо оригинальной схеме. Как и по отношению к
сборникам, применительно к программам радио- и телепередач правомерна
постановка вопроса о недопустимости заимствования той оригинальной системы,
которая положена в основу программы как совокупности определенных
материалов, передаваемых в эфир.
От программы передач как совокупности передаваемых в эфир материалов
необходимо отличать программу передач как доводимую до слушателей
(зрителей) информацию о тех передачах, которые будут переданы в эфир.
Данная информация, если только она не подается в какой-либо оригинальной
форме, никакого самостоятельного произведения не образует. В таком своем
понимании программа передач подпадает под сообщение о событиях и фактах,
имеющее информационный характер и не являющееся объектом авторского права
(ст. 8 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах»). Из этого следует,
что информация о программах передач может использоваться любыми
заинтересованными лицами, в том числе газетами, свободно, т.е. без
разрешения телерадиокомпаний и без выплаты какого-либо вознаграждения1 .
Сказанное, однако, вовсе не означает, что между организациями эфирного
вещания и газетами не могут заключаться договоры о передаче информации о
программах передач для их печатания в газетах. В современном мире
информация уже давно приобрела товарный характер и выступает в качестве
особого объекта договорных отношений, связанных с ее сбором, хранением,
поиском, переработкой, распространением и использованием в различных сферах
человеческой деятельности2 . В этом плане программа передач как особый
информационный продукт может передаваться на определенных условиях любым
заинтересованным лицам.
Иными словами, организации эфирного вещания могут продавать информацию о
программах своих передач, но только тем газетам, которые заинтересованы в
ее приобретении для получения тех или иных преимуществ. Те же газеты,
которые получают эту информацию законным путем из других источников,
например, узнавая ее из газет, уже опубликовавших программы передач, могут
делать это свободно, так как никакого нарушения авторских прав здесь не
происходит.
3. Виды объектов авторского права
Круг охраняемых законом произведений достаточно широк и многообразен.
Произведения различаются по объективной форме, способам их воспроизведения,
степени самостоятельности, видам использования и целому ряду других
оснований. Естественно, что различия, имеющиеся между отдельными видами
произведений, учитываются при их охране и сказываются на их правовом
режиме. В связи с этим выделение отдельных видов произведений представляет
собой не только теоретический, но и большой практический интерес.
Прежде всего заслуживает внимания вопрос о делении охраняемых законом
произведений на произведения науки, литературы и искусства.
Так, произведения литературы, если под литературой понимать любые
произведения, выраженные в словесной (языковой) форме, в зависимости от их
содержания являются произведениями либо науки, либо искусства. Специальное
выделение литературных произведений имеет смысл лишь в том случае, если ими
охватывается особая группа произведений, не подпадающих под произведения
науки или искусства.
С учетом сказанного произведениями науки, по смыслу закона, являются
любые произведения, основное содержание которых состоит в выработке и
систематизации объективных знаний о действительности, включая произведения
научной литературы. Произведениями литературы признаются художественные
произведения, выраженные в словесной форме. К произведениям искусства
относятся все остальные произведения художественного творчества, включая
произведения архитектуры, живописи, графики, скульптуры, декоративно-
прикладного искусства, музыки, кино и театра и т.д.
В российской юридической науке был поставлен вопрос о том, будет ли
пользоваться правовой охраной произведение, обладающее всеми признаками
объекта авторского права, но не относящееся прямо к сфере науки, литературы
и искусства, например произведение технического творчества1 . Отвечая на
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
|