Рефераты

Объекты интеллектуальной собственности

правопреемников.

Право на воспроизведение. С принятием Закона РФ «Об авторском праве и

смежных правах» понятие воспроизведения существенно изменилось и свелось

лишь к изготовлению одного или более экземпляров произведения или его части

в любой материальной форме. Публичное исполнение, передача в эфир и иные

способы использования произведения, не связанные с его повторной фиксацией

на материальном носителе, рассматриваются законом в качестве особых

правомочий автора, лежащих за рамками воспроизведения.

Право на воспроизведение чаще всего реализуется одновременно с правом

на опубликование, однако происходит это отнюдь не всегда. Воспроизведением

в точном смысле признается само изготовление копий произведения в любой

материальной форме, независимо от того, где и когда они будут выпущены в

обращение и произойдет ли это вообще. Кроме того, для воспроизведения не

требуется изготовления такого количества экземпляров произведения, которое

бы удовлетворяло разумные потребности публики. Им будет считаться

изготовление нескольких или даже одной копии произведения.

Конкретные способы воспроизведения действующее законодательство не

перечисляет, в чем, собственно, и нет необходимости, так как им признается

любая повторная фиксация произведения на материальном носителе.

Закон не определяет условий осуществления и пределов рассматриемого

права, кроме единственного указания на то, что от собственника произведения

нельзя требовать доставки произведения автору.

Право на распространение и право на импорт. Самостоятельным способом

использования произведения является его распространение. Под

распространением, понятие которого в ранее действовавшем законодательстве

не раскрывалось, большинство российских ученых понимало пуск в гражданский

оборот тех материальных носителей произведения, которые размножены на

основе принадлежащего автору права на воспроизведение1 .

Закон РФ «Об авторских и смежных правах» определяет рассматриваемое

право очень скупо, указывая лишь на то, что автор может распространять

экземпляры произведения любым способом, в частности продавать, сдавать в

прокат и т. д. (п. 2 ст. 16). Но, опираясь даже на эту формулировку, можно

сделать некоторые выводы. Прежде всего закон связывает распространение

только с теми произведениями, которые зафиксированы на материальном

носителе, &то следует хотя бы из того, что продать и сдать в прокат можно

лишь сам материальный носитель, на котором зафиксировано произведение, а не

само произведение как таковое. Поэтому публичное исполнение, публичный

показ, передача в эфир и иные аналогичные способы использования

произведения распространением не являются.

Далее, распространение предполагает наличие копий произведения, которые

и пускаются в гражданский оборот.

Новый закон подчеркивает, что если экземпляры правомерно

опубликованного произведения введены в гражданский оборот посредством их

^продажи, то допускается их дальнейшее распространение без согласия 'автора

и без выплаты авторского вознаграждения (п. 3 ст. 16).

Наряду с правом на распространение Закон «Об авторском праве и смежных

правах» особо выделяет исключительное право автора импортировать экземпляры

произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с

разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт). В

данном случае имеется в виду закрепленная за автором возможность

осуществлять контроль за ввозом на территорию действия его авторских прав

экземпляров созданного им произведения, которые изготовлены за границей.

Основанием для специального выделения права на импорт является

территориальная ограниченность сферы действия авторских прав. Произведение,

которое не охраняется на территории той или иной страны, может там свободно

использоваться. Однако если экземпляры этого произведения будут доставлены

в целях распространения в страну, на территории которой произведение

охраняется, это будет нарушением авторских прав. Речь идет, разумеется,

лишь о произведениях, зафиксированных на материальных носителях и

воспроизведенных хотя бы в нескольких копиях.

Право на публичный показ и право на публичное исполнение. В новом

авторском законодательстве содержание рассматриваемых прав несколько

изменилось. Под показом произведения понимается демонстрация оригинала или

экземпляра произведения непосредственно иди на экране с помощью пленки,

диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств, а также

демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения

их последовательности. Исполнением произведения признано его представление

посредством игры, декламации, пения, танца в живом исполнении или с помощью

технических средств, а также показ кадров аудиовизуального произведения в

их последовательности (с сопровождением или без сопровождения звуком).

Публичный показ и публичное исполнение имеют место лишь тогда, когда

показ или исполнение осуществляются в месте, открытом для свободного

посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не

принадлежащих к обычному кругу семьи. Демонстрация произведения перед

специалистами или его исполнение для избранного круга близких друзей не

образуют публичного показа и публичного исполнения и, соответственно, не

влекут предусмотренных законом правовых последствий.

Право на передачу в эфир и право на сообщения дм всеобщего сведения по

кабелю. Право на передачу в эфир как особое имущественное правомочие автора

характеризуется следующими основными особенностями. Прежде всего данному

праву, как никакому другому, свойствен элемент публичности. Произведение

доводится до всеобщего сведения посредством специальных радиосигналов

(радиоволн), которые предназначены для приема самой широкой публикой.

Аудитория еще более расширяется при передаче произведения в эфир через

спутник. Под такой передачей понимается прием сигналов с наземной станции

на спутник и передача сигналов со спутника, посредством которых

произведение доводится до всеобщего сведения. При этом во внимание

принимается сама возможность восприятия произведения публикой, независимо

от того, осуществляется ли она фактически.

Право на перевод и право на переработку произведения. Формами

использования произведений являются их перевод на другой язык или

переработка в другой вид и жанр. Исключительные права на перевод и

переработку закрепляются за автором или его правопреемниками. В

субъективное право на перевод входит возможность автора самому переводить и

использовать перевод своего произведения, а также его право давать

разрешение на перевод и использование перевода другими лицами. На практике

авторы довольно редко переводят произведение сами, поскольку эта работа

требует особых знаний и навыков. Поэтому фактически право на перевод

сводится к праву давать согласие на использование перевода. Запретить

перевод произведения в целях личного использования автор не может ни

фактически, ни юридически.

Свое согласие на перевод автор обычно выражает путем заключения

договора с той организацией, которая намерена использовать его произведения

в переводе.

После смерти автора в течение срока действия авторского права право

давать согласие на переработку осуществляется его наследниками. Никаких

иных временных или других ограничений данного права законодательство не

предусматривает.

Иные права авторов. Наряду с рассмотренными выше правовыми

возможностями авторы произведений науки, литературы и искусства обладают и

иными правами, связанными с использованием их произведений. Некоторые из

этих прав непосредственно указаны в Законе «Об авторском праве и смежных

правах», другие хотя прямо и не названы, но следуют из него, так как

последний исходит из того, что автору принадлежат исключительные права на

использование произведения в любой форме и любым способом (п. 1 ст. 16).

Применительно к использованию произведений архитектуры,

градостроительства, садово-паркового искусства и дизайна Закон «Об

авторском праве и смежных правах» особо выделяет имущественное право

авторов на практическую реализацию соответствующих проектов. Его суть

заключается в том, что всякое практическое воплощение в жизнь произведений

архитектурной (градостроительной, дизайнерской) графики и пластики

(эскизов, чертежей, планов, рисунков, макетов и т. п.) может осуществляться

только с согласия их авторов.

Авторский надзор осуществляется на основании особого гражданско-

правового договора, который заключается между заказчиком и разработчиком

проекта.

Авторы произведений изобразительного искусства обладают правом

следования.

Сущность данного права состоит в том, что в каждом случае публичной

перепродажи произведения изобразительного искусства по цене, превышающей

предыдущую не менее, чем на 20%, автор имеет право на получение 5% от

перепродажной цены (п. 2 ст. 17 Закона).

По российскому авторскому законодательству праву следования свойственны

следующие основные признаки.

Во-первых, им обладают только авторы произведений изобразительного

искусства.

Во-вторых, рассматриваемое право касается только публичной перепродажи

произведений. Признак публичности означает реализацию произведений через

аукцион, галерею изобразительного искусства, художественный салон, магазин

и т.д. В случае частной перепродажи произведения права долевого участия у

автора не возникает.

В-третьих, право следования действует только тогда, когда произведение

реализуется по цене, превышающей предыдущую не менее чем на 20%.

В-четвертых, хотя данное право носит, безусловно, имущественный

характер, закон подчеркивает его особую связь с личностью автора. Указанное

право является неотчуждаемым и переходит только к наследникам автора по

закону на срок действия авторского права.

Содержание права на вознаграждение выражается в том, что создателю

произведения предоставляется обеспеченная законом возможность требовать,

чтобы при передаче им прав на использование произведения ему всегда

выплачивалось вознаграждение, кроме случаев, специально указанных в законе.

Наибольшее практическое значение имеет предусмотренное новым авторским

законом право на вознаграждение авторов служебных произведений.

Указанное правило было бы неверно трактовать как нечто необычное.

Аналогичным образом решен данный вопрос во всех вновь принятых российских

законах, посвященных правовой охране объектов интеллектуальной

собственности.1

К имущественным правам, прямо не названным в Законе РФ «Об авторском

праве и смежных правах», но вытекающим из него, могут быть отнесены все

права, связанные с использованием авторских произведений в тех формах и

теми способами, которые в законе не перечислены. Примером может служить

такое доведение произведения до сведения публики с помощью специальных

технических средств, которое в строгом смысле не подпадает ни под передачу

в эфир, ни под сообщение для всеобщего сведения по кабелю. Например,

нередко в поездах, самолетах, гостиницах и т. д. посредством внутренних

акустических и видеосистем для пассажиров и проживающих передаются

специально подготовленные программы. Вне всякого сомнения, в данном случае

имеет место дополнительное использование произведения, поскольку оно

сообщается новой аудитории. Такого рода использование охраняемых законом

произведений может происходить только с согласия авторов и с выплатой им

дополнительного вознаграждения.

Свободное использование произведений. В интересах общества, в частности

для обеспечения доступа к знаниям и распространения информации о текущих

событиях, закон устанавливает случаи так называемого "свободного"

использования произведений. Во-первых, изъятия из правил охраны касаются

лишь правомерно обнародованных произведений. Если произведение еще не

сделано автором доступным для всеобщего сведения или если это произошло без

его согласия, оно может использоваться только с разрешения автора.

Во-вторых, изъятия из авторского права не затрагивают личных

неимущественных правомочий авторов. Иными словами, при любом использовании

произведения его создателю гарантируется охрана права авторства, права на

имя и права на защиту репутации автора.

В-третьих, свободное использование произведений допускается лишь при

условии, что этим не наносится ущерб их нормальному использованию и не

ущемляются законные интересы авторов.

В-четвертых, установленные законом ограничения авторских прав носят

исчерпывающий характер. В Законе РФ «Об авторском праве и смежных правах»

данному вопросу уделено относительно много места (ст. 18—26), что

объясняется стремлением законодателя максимально точно описать в законе все

возможные (частные) случаи свободного использования произведений. Они не

подлежат ни расширительному толкованию, ни дополнению подзаконными актами

или судебной практикой.

Установленные законом изъятия из авторского права отличаются по объему,

затрагивают разный круг произведений и способов их использования.

Прежде всего допускается цитирование в оригинале и в переводе с

научной, исследовательской, полемической, критической или информационной

целью из правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью

цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных

статей в форме обзоров печати (п. 1 ст. 19 Закона).

Условия допустимого цитирования по действующему российскому

законодательству могут быть сведены к следующему. Во-первых, без согласия

автора отрывки его произведения в виде цитат могут использоваться только в

научных, критических и информационных целях, а также в обзорах печати. Во-

вторых, цитироваться могут отрывки из произведений, обнародованных любым

допускаемым законом способом. В-третьих, цитирование . допускается лишь в

объеме, оправданном целью цитирования.

К рассмотренному случаю близко примыкает разрешенное законом

использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в

качестве иллюстраций в изданиях, в радио- и телепередачах, звуко и

видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью

(п. 2 ст. 19 закона).

Далее, разрешается воспроизведение в газетах, передача в эфир иди

сообщение по кабелю для всеобщего сведения правомерно опубликованных в

газетах или журналах статей по текущим экономическим, политическим,

социальным и религиозным вопросам или переданных в эфир произведений такого

же характера в случаях, когда такие воспроизведение, передача в эфир или

сообщение по кабелю не были специально запрещены автором (п. 3 ст. 19

Закона).

Следующий случай свободного использования произведений охватывает собой

воспроизведение или сообщение для всеобщего сведения в обзорах текущих

событий средствами фотографии, путем передачи в эфир или сообщения для

всеобщего сведения по кабелю произведений, которые становятся увиденными

или услышанными в ходе таких событий, в объеме, оправданном, информационной

целью (п. 5 ст. 19 закона).

Специальное правило Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах»

посвящено разрешенному использованию произведений, постоянно расположенных

в местах, открытых для свободного посещения. В соответствии со ст. 21

допускаются без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения

воспроизведение, передача в эфир или сообщение для всеобщего сведения по

кабелю произведений архитектуры, изобразительного искусства, фотографии,

которые постоянно расположены в местах, открытых для свободного посещения.

Наконец, к рассматриваемой группе случаев свободного использования

произведений можно с некоторой долей условности отнести воспроизведение

правомерно обнародованных произведений без извлечения прибыли рельефно-

точечным шрифтом или другими специальными способами для слепых, кроме

произведений, специально созданных для таких способов воспроизведения (п. 6

ст. 19 закона). Примером такого использования может служить издание шрифтом

Брайля обнародованных литературных произведений.

Вторую группу изъятий из сферы авторского права составляют случаи

свободного репродуцирования правомерно опубликованных произведений в

единичном экземпляре без извлечения прибыли (ст. 20 Закона РФ «Об авторском

праве и смежных правах»). Как уже отмечалось, понятием репродуцирование

охватывается фотокопирование, ксерокопирование и другие способы

факсимильного воспроизведения произведений, при которых внешняя форма их

выражения остается неизменной.

Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» посвятил рассматриваемой

проблеме специальную статью, которая дает более четкое представление о

субъектах, целях и масштабах допустимого репродуцирования.

Во-первых, по российскому авторскому законодательству разрешается

репродуцировать лишь правомерно опубликованные произведения.

Во-вторых, при репродуцировании обязательно указывается имя автора,

произведение которого используется, и источник заимствования.

В-третьих, репродуцирование возможно лишь в единичном экземпляре.

Данное условие ставит заслон массовому воспроизведению охраняемых законом

произведений в обход существующих правил.

В-четвертых, при осуществлении репродуцирования не могут преследоваться

коммерческие цели. Разумеется, не запрещено взимать плату за изготовление

копии произведения.

В-пятых, допускаемое репродуцирование сводится законом к трем прямо

указанным в нем случаям. Прежде всего это разрешается делать библиотекам и

архивам для восполнения, замены утраченных и испорченных экземпляров, а

также предоставления экземпляров произведения другим библиотекам,

утратившим по каким-либо причинам произведения из своих фондов (п. 1 ст. 20

закона). Далее, библиотеки и архивы могут репродуцировать отдельные статьи

и малообъемные произведения, которые опубликованы в сборниках, газетах и

других периодических изданиях, а также короткие отрывки из письменных

произведений (с иллюстрациями и без иллюстраций), если это делается по

запросам физических лиц в учебных и исследовательских целях (п. 2 ст. 20

закона). Наконец, образовательные учреждения для проведения аудиторских

занятий могут репродуцировать отдельные статьи и малообъемные произведения,

опубликованные в сборниках, газетах и других периодических изданиях, а

также короткие отрывки из письменных произведений.

Третья группа случаев свободного использования произведений включает

публичное исполнение музыкальных произведений во время официальных и

религиозных церемоний, а также похорон в объеме, оправданном характером

таких церемоний (ст. 29 закона), и воспроизведение произведений для

судебного производства в объеме, оправданном этой целью (ст. 29 закона).

Четвертая группа изъятий из сферы авторского права касается некоторых

случаев использования программ для ЭВМ и баз данных, а также производства

записей краткосрочного пользования, осуществляемых организациями эфирного

вещания.

Наконец, пятую группу случаев свободного использования произведений

образует их использование исключительно в личных целях.

Вместе с тем по прямому указанию закона только с согласия автора могут

воспроизводиться даже для использования только в личных целях:

— произведения архитектуры в форме зданий и аналогичных сооружений;

— базы данных или существенные части из них;: — программы для ЭВМ, за

исключением рассмотренных выше случаев; — книги (в полном объеме) и нотные

тексты путем репродуцирования.

Второй из названных законом случаев использования произведения в личных

целях касается воспроизведения аудиовизуальных произведений и звукозаписей,

которое может делаться без согласия автора, исполнителя и производителя

фонограммы, но с выплатой им вознаграждения (ст. 26 Закона РФ «Об авторском

праве и смежных правах»). Поскольку данный случай уже подробно

рассматривался выше при анализе права автора на вознаграждение, в его

повторном освещении нет необходимости.

Срок действия авторского права. По общему правилу, авторское право

действует в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти. Указанный

50-летний срок исчисляется с 1 января года, следующего за годом смерти

автора, и соответственно истекает в конце последнего, 50-го года срока. Из

этого общего правила устанавливается ряд исключений. Первое из них касается

произведений, обнародованных анонимно или под псевдонимом. По понятным

причинам срок их охраны не может быть основан на дате смерти их авторов.

Поэтому авторское право на такие произведения действует в течение 50 лет,

считая с 1 января года, следующего за годом их правомерного обнародования.

Если, однако, автор произведения, выпущенного анонимно или под псевдонимом,

раскроет свою личность в течение указанного срока иди его личность не будет

далее оставлять сомнений, то срок действия авторского права на это

произведение будет исчисляться по общим правилам.

Второе исключение связано с произведениями, созданными в соавторстве.

Авторское право на такое произведение действует в течение всей жизни и 50

лет после смерти автора, пережившего других авторов.

Новый авторский закон установил еще одно исключение из общих правил

исчисления сроков охраны авторских произведений. В соответствии с п. 5 ст.

27 указанного закона авторское право на произведение, впервые выпущенное в

свет после смерти автора, действует в течение 50 лет после его выпуска. К

рассмотренному случаю близка ситуация, касающаяся сроков охраны

произведений репрессированных авторов. Если автор был репрессирован и

реабилитирован посмертно, то 50-летний срок охраны прав на произведение

начинает действовать с 1 января года, следующего за годом реабилитации.

Наконец, Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» предусматривает

увеличение на 4 года срока охраны авторских прав на произведения тех

авторов, которые участвовали в Великой Отечественной войне или работали в

этот период.

По истечении срока действия авторского права произведение считается

перешедшим в общественное достояние. Такого рода произведения, равно как и

произведения, которым на территории России никогда не предоставлялась

охрана, могут свободно использоваться любым лицом без выплаты авторского

вознаграждения. При этом, однако, должны соблюдаться право авторства, право

на имя и право на защиту репутации автора. В отличие от ранее

действовавшего законодательства (ст. 502 ГК РСФСР 1964 г.) новый закон не

предусматривает возможности объявления произведения, в отношении которого

истек срок охраны, достоянием государства и определения особых условий его

использования. Но правительством РФ могут устанавливаться случаи выплаты

специальных отчислений за использование на территории России произведений,

перешедших в общественное достояние. Такие отчисления выплачиваются в

профессиональные фонды авторов, а также организациям, управляющим

имущественными правами авторов на коллективной основе, и не могут превышать

одного процента от прибыли, полученной за использование таких произведений.

Авторский договор. Использование произведения автора другими лицами

(пользователями) осуществляется на основании авторского договора, кроме

случаев, специально указанных законом. Договорная форма использования

произведений в большей степени, чем какая-либо другая, обеспечивает

реализацию и охрану как личных, так и имущественных прав автора. Отвечает

она и интересам пользователей, поскольку они приобретают определенные права

по использованию произведений, которых не имеют другие лица, и в связи с

этим могут окупить свои затраты по воспроизведению и распространению

произведений и получить прибыль.

Н.Л. Клык ( авторский договор определила как соглашение автора и

организации-пользователя по поводу создания и использования произведения

науки, литературы и искусства.1 Более содержательное, хотя и недостаточно

точное определение дано В. А. Дозорцевым: по авторскому договору одна

сторона — автор разрешает другой стороне — пользователю использовать

произведение или предоставляет ей право распорядиться произведением в том

или ином объеме, а пользователь обязуется заплатить автору вознаграждение

за использование или предоставление такого права.2

В Основах гражданского законодательства 1991 г. авторский договор был

определен как договор, по которому автор обязан создать в соответствии с

договором и передать заказанное произведение или передать готовое

произведение для использования, а пользователь обязан использовать или

начать использование произведения предусмотренным договором способом в

обусловленном им объеме и в определенный срок и уплатить автору

установленное договором сформулировать следующее определение: по авторскому

договору автор передает или обязуется передать приобретателю свои права на

использование произведения в пределах и на условиях, согласованных

сторонами.

По общему правилу, авторский договор носит консенсуальный, взаимный и

возмездный характер.

Ныне действующее законодательство неоднократно прямо подчеркивает

возможность перехода (передачи) права на использование произведения от

автора к другим лицам и, как представляется, достаточно однозначно решает

вопрос о природе авторского договора.

Наряду с предоставлением участникам авторских отношений возможности

самостоятельно определять свои договорные права и обязанности, Закон РФ «Об

авторском праве и смежных правах» предъявляет к авторским договорам

определенные требования. Эти требования сформулированы в виде ряда

закрепленных законом диспозитивных и императивных правил. Первые из них

вступают в действие тогда, когда сторонами авторского договора конкретно не

решены те или иные вопросы. В качестве примера можно привести правило о

том, что действие передаваемого по договору права ограничивается

территорией Российской Федерации, если в авторском договоре отсутствует

условие о территории, на которую передается право. Императивные правила

либо запрещают вводить в авторские договоры определенные условия, либо

предписывают решение отдельных вопросов при выборе сторонами конкретного

варианта своих взаимоотношений из числа возможных. Например, закон заранее

объявляет недействительным условие авторского договора, которым автор

ограничивается в создании в будущем произведений на данную тему или в

данной области.

Авторский договор следует отличать от иных форм договорного

регулирования отношений по созданию и использованию произведений науки,

литературы и искусства. Так, на практике нередко возникает вопрос о

разграничении авторского и трудового договоров, что имеет большое значение

для установления объема прав создателя творческого произведения и его

пользователя.

В тех случаях, когда заключенный сторонами договор, в рамках которого

создано творческое произведение, не содержит четкого указания на его

трудовой характер, вывод об этом может быть сделан лишь при наличии ряда

условий. Прежде всего предметом трудового договора является трудовая

деятельность работника, соответствующая его должности и квалификации. Она

может носить творческий характер, как, например, работа штатного

переводчика издательства или штатного фотографа журнала, но при этом

подразумевается, что речь идет об исполнении определенной трудовой функции,

а не о достижении конкретного, определенного соглашением сторон творческого

результата. В некоторых случаях, однако, трудовой договор может быть

заключен и на выполнение творческой работы, связанной с созданием

конкретного творческого произведения, например на выполнение оформительских

или картографических работ. Здесь важно установить, был ли включен автор в

трудовой коллектив заказчика, подчинялся ли он правилам внутреннего

распорядка и распоряжениям администрации, закреплялись ли за ним трудовые

права и льготы, получал ли автор за свою работу ежемесячное вознаграждение

и т. п. Если ничего этого не было, то для квалификации отношений сторон как

трудовых нет никаких оснований.

Наконец, когда совершенно очевидно, что стороны были связаны трудовым

договором, необходимо установить, входило ли создание данного творческого

произведения в трудовые обязанности его автора. Если произведение создано

хотя и штатным работником организации, но не в связи с исполнением им своих

трудовых обязанностей, автор произведения пользуется всеми предусмотренными

законом правами, включая право на использование произведения.

Нередко, особенно при заключении договоров на создание произведений

изобразительного искусства, возникает вопрос о разграничении авторского

договора и договора подряда.

Разграничение авторского и подрядного договоров производится прежде

всего по их предмету. Если предметом договора подряда является результат

обычной, технической деятельности подрядчика, то предметом авторского

договора является произведение науки, литературы и искусства как результат

творческой работы автора.

По субъектному составу авторские договоры отличаются и от некоторых

других договоров, связанных с использованием произведений. Например,

отношения между киностудиями и организациями, занимающимися кинопрокатом,

строятся по типу договора купли-продажи.

Классификация авторских договоров. В качестве особого типа гражданско-

правового договора авторский договор, в свою очередь, подразделяется на

множество отдельных разновидностей, каждая из которых имеет

свои особенности. Существует довольно много критериев, опираясь на которые

можно провести классификация существующих авторских договоров. При этом

самые разные классификации не исключают друг друга, если их основания не

надуманы и не произвольны, а объективны и существенны.

Так, авторские договоры могут подразделяться на отдельные группы в

зависимости от вида произведений, по поводу которых они заключаются. В

связи с этим могут быть выделены, в частности, авторские договоры на

создание и использование литературных, музыкальных, аудиовизуальных,

архитектурных и других произведений. Даже если эти договоры предусматривают

один и тот же способ использования произведений, вид последних оказывает

определенное влияние на содержание самого договора.

В зависимости от того, является ли предметом авторского договора уже

готовое произведение или произведение, которое еще только необходимо

создать, различаются авторские договоры заказа и авторские договоры на

готовое произведение. Авторский договор на заказанное произведение подробно

регламентирует требования, предъявляемые к будущему произведению, в

частности устанавливает его жанр, назначение, объем и другие параметры,

устанавливает сроки и формы представления работы заказчику, порядок

устранения замечаний и т. п. Автор имеет право на получение аванса и несет

ответственность за нарушения принятых на себя обязанностей. В тех случаях,

когда предметом авторского договора является уже готовое произведение, оно

обычно рассматривается и одобряется пользователем до заключения договора.

Авторские договоры могут быть связаны с использованием еще не

обнародованного произведения или произведения, которое уже доведено до

всеобщего сведения. Как правило, это оказывает существенное влияние на

такое условие авторского договора, как размер гонорара и форма его выплаты.

Авторы необнародованных произведений обычно получают особое вознаграждение

за предоставление пользователю права на первое , знакомство публики с

произведением.

Деление авторских договоров в ранее действовавшем законодательстве

отсутствовало и впервые закреплено Законом РФ "Об авторском праве и смежных

правах". Ранее считалось, что пользователь во всех случаях приобретает

исключительные права на произведение. Правда, некоторые типовые авторские

договоры, например Типовой издательский договор на литературные

произведения, предоставляли авторам возможность выдавать разрешения на

использование произведения прямо указанным в нем лицам, например редакциям

газет и журналов. Не исключалось также включение в договор прямой оговорки

о том, что за автором сохраняется право на заключение иных авторских

договоров в отношении созданного им произведения. Однако все это не

колебало общего принципа об исключительном характере передаваемых по

авторскому договору прав.

Новый авторский закон устанавливает прямо противоположное правило.

Согласно п. 4 ст. 36 Закона «Об авторском праве и смежных правах», права,

передаваемые по авторскому договору, считаются неисключительными, если в

договоре прямо не установлено иное. Такое решение вопроса заслуживает

полной поддержки как повышающее уровень авторско-правовой охраны и

соответствующее общепринятой практике.

Наконец, большое практическое значение имеет подразделение авторских

договоров в зависимости от способа использования произведения.

Наиболее распространенным видом авторского договора является

издательский договор. В рамках данного договора осуществляется издание и

переиздание любых произведений, которые могут быть зафиксированы на бумаге,

т. е. произведений литературы (научных, художественных, учебных . и т. п.),

драматических, сценарных, музыкальных произведений, произведений

изобразительного искусства и т. п.

Постановочный договор заключается тогда, когда основным способом

использования произведения является его публичное исполнение. Его,

предметом могут быть драматические произведения, музыка или либретто )

оперы, балета, оперетты, музыкальной комедии, музыка к. драматическому

спектаклю и т. п., которые используются театрально-зрелищными организациями

(театрами, филармониями, цирками, концертными организациями и т.д.) путем

постановки на сцене.

Сценарный договор есть договор, регламентирующий отношения, связанные с

использованием текста, по которому снимается кинофильм, телефильм, делается

радио- или -телепередача, проводится массово-зрелищное мероприятие и т. д.

Сценарный договор весьма близок к постановочному договору, из рамок

которого он постепенно выделился в самостоятельный вид. Их основное отличие

заключается в том, что литературный сценарий, в отличие, например, от

драматического произведения, используется не в своем неизменном виде, а

служит основой для создания более приближенного к нуждам кинематографа,

телевидения, радио, режиссерского сценария, по которому, собственно, и

ставится фильм или делается передача. В этом смысле сценарный договор

предполагает, что произведение (сценарий) может быть использовано в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ