Рефераты

Объекты интеллектуальной собственности

а не о произведении, на котором оно изображено.

Гражданин, права которого нарушены, может воспользоваться любой из

предусмотренных ст. 12 ГК мер защиты, в частности потребовать от ответчика

снять изображение с витрины, запретить демонстрацию определенных кадров

фильма, изъять тираж газеты иди журнала и т. д.

Произведения архитектуры, градостроительства, садово-паркового

искусства. Произведения архитектуры и градостроительства, а также впервые

специально упомянутые в новом законе произведения садово-паркового

искусства обладают известной спецификой по сравнению с другими объектами

авторского права. Прежде всего они, подобно произведениям декоративно-

прикладного искусства, имеют двойное назначение.

С одной стороны, они служат удовлетворению определенных материальных

потребностей людей, а с другой — выступают как произведения искусства и

предназначены вызывать у людей чувство художественного удовлетворения.

Очевидно, что авторско-правовой охране подлежит именно художественная

сторона проектов, зданий, сооружений и т. д. Поэтому, например, объектом

авторского права признается не весь проект со всеми его техническими и

организационными решениями архитектурных идей в натуре, а лишь его

архитектурная часть.

Далее, авторским правом охраняются как произведения архитектурной графики

и пластики: эскизы, фасады, перспективы, проекты застройки, размеры,

рисунки, планы озеленения, модели, макеты и т.п., так и собственно

произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства в

виде зданий, сооружений, кварталов застройки, садов, парков и т. д. В

юридической литературе нередко можно встретить утверждение, что объективной

формой архитектурных произведений являются лишь чертежи и эскизы, но не

сами объекты, которые по ним созданы1 . Согласиться с подобным

утверждением, конечно, нельзя. Если четко различать произведение как благо

нематериальное и его материальный носитель, то сомнений относительно

признания зданий и сооружений охраняемыми законом архитектурными

произведениями возникать не должно. В настоящее время данный вопрос получил

четкое разрешение в ст. 16 Закона РФ «Об архитектурной деятельности в

Российской Федерации», где подчеркивается, что объектами авторского права

на произведения архитектуры являются как сам архитектурный проект, так и

разработанная на его основе документация для строительства, а также

архитектурный объект, т. е. здание, сооружение, их интерьер, объекты

благоустройства и т. д., созданные на основе архитектурного проекта.

Наконец, в отношении архитектурных и аналогичных им произведений следует

также четко различать авторские права их создателей и права по владению,

пользованию и распоряжению зданиями и сооружениями как материальными

объектами. Законодательство, в частности, не гарантирует автору

архитектурного произведения его полную неприкосновенность, так как владелец

здания в случае необходимости может вносить в него изменения и переделывать

его в соответствии со своими нуждами. Однако это может делаться лишь при

соблюдении условий, установленных ст. 21 Закона РФ «Об архитектурной

деятельности в Российской Федерации», в частности, под контролем органа

архитектуры и градостроительства, выдавшего архитектурно-планировочное

задание.

Произведения хореографии и пантомимы. Хотя произведения хореографии и

пантомимы издавна признавались советским законодательством самостоятельными

объектами авторского права, до самого последнего времени непременным

условием их охраны было наличие письменных или зафиксированных иным

способом указаний относительно их постановки. В юридической литературе даже

встречались утверждения, что объектом охраны в данном случае является не

постановка танца как таковая, а литературное произведение, имеющее целью

осуществить постановку на сцене2 . Однако, по мнению большинства ученых,

объектом авторского права являлось все-таки само хореографическое

произведение.

Современные технические средства позволяют зафиксировать хореографическое

произведение или пантомиму значительно более детально, чем любые самые

подробные письменные указания постановщика. Однако и без фиксации

хореографических произведений на каком-либо материальном носителе многие из

них нередко могут быть весьма точно воспроизведены, что делает актуальной

задачу их охраны с момента обнародования. Такую охрану закон им

гарантирует, но при условии, что создатели хореографических произведений

сумеют доказать свои авторские права на публично исполненные, но нигде не

зафиксированные произведения.

Картографические произведения. К числу картографических произведений

относятся географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и

пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и другим

наукам. Основной вопрос, который возникает применительно к охране такого

рода произведений, состоит в том, являются ли они результатом творческой

деятельности. Дать однозначный ответ на данный вопрос вряд ли возможно.

Безусловно, не всякая карта иди план могут быть безоговорочно отнесены к

объектам авторского права. Ими, в частности, вряд ли можно признать такую

карту или план, которые составлены исключительно с помощью технических

средств, например путем аэрокосмической съемки, результаты которой

обработаны компьютером.

Сборники и другие составные произведения. Особым объектом авторского

права признаются по российскому законодательству сборники и другие

составные произведения, которые создаются путем творческого соединения в

единое целое произведений, автором которых составитель не является. Суть

творческой деятельности составителя заключается в том, что он

самостоятельно отбирает необходимый материал, располагает его по

оригинальной системе и зачастую подвергает его обработке, например,

адаптирует древний текст к современным требованиям, снабжает его

комментарием, отсылками, предметным и именным указателями и т.п.

Разумеется, простая техническая работа, например подготовка сборника

нормативных актов, расположенных в хронологическом порядке, творческой

деятельностью не признается и авторско-правовой охраной не пользуется.

Вполне понятно, что авторское право составителя распространяется именно

на сборник как таковой, но никак не на произведения, включенные в сборник.

Поскольку произведением является лишь сама система расположения материала

или его обработка, это не препятствует другим лицам подвергнуть тот же

материал иной систематизации и обработке и тем самым создать новое

произведение.

Правовой режим сборника имеет и такой объект авторского права, как база

данных, под которой понимается объективная форма представления и

организации совокупности данных (статей, расчетов и т.д.),

систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и

обработаны с помощью ЭВМ. Как и во всяком сборнике, результат творческой

деятельности здесь выражается в особом подборе и организации данных,

независимо от того, являются ли сами эти данные объектами авторского права.

Обнародованные (опубликованные) и необнародованные (неопубликованные)

произведения. Важнейшее значение имеет деление произведений на

обнародованные и необнародованные, а также близкое к нему, но не

совпадающее с ним — на опубликованные и неопубликованные. Сразу оговоримся,

что авторским правом охраняются и те и другие произведения, что специально

подчеркивается в ст. 6 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах».

Однако если необнародованные произведения охраняются законом без каких-либо

изъятий, обнародованные произведения в некоторых прямо предусмотренных в

законе случаях могут быть использованы заинтересованными лицами без

согласия автора и даже вопреки его возражениям. Аналогичные различия

существуют между опубликованными и неопубликованными произведениями. В силу

этого понятия «обнародование» и «опубликование» играют в авторском праве

России весьма значительную роль.

Понятие «обнародование» характеризуется следующими основными моментами.

Во-первых, в какой бы форме ни осуществлялось обнародование, оно охватывает

собой действия, которые впервые делают произведение доступным для всеобщего

сведения. В этой связи обнародовать произведение, по общему правилу, можно

лишь один раз, если только автор не воспользуется своим правом на отзыв уже

обнародованного произведения (ст. 15 Закона РФ «Об авторском праве и

смежных правах»), а затем вновь сделает свое произведение доступным для

публики.

Во-вторых, доведение произведения до сведения третьих лиц лишь тогда

приобретает юридическое значение обнародования, когда это сделано с

согласия автора или его правопреемников.

Если произведение обнародовано помимо его воли, оно с юридической точки

зрения сохраняет режим необнародованного. На этом основании автор вправе

воспрепятствовать свободному использованию произведения, когда закон это

допускает; он может потребовать изъятия экземпляров произведения из

обращения, может обязать нарушителя опубликовать в печати сообщение о

нарушении его прав и т. п.

В-третьих, обнародование произведения может быть осуществлено с помощью

любых действий, которые делают произведение доступным для публики, в том

числе путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения,

передачи в эфир или иным способом. По смыслу закона для обнародования

вполне достаточно одного экземпляра произведения.

В-четвертых, закон не связывает указанные выше способы доведения

произведения до сведения третьих лиц с взиманием платы за это.

Обнародованием будет считаться, например, как бесплатная демонстрация

произведения, так и платный его показ. Кроме того, закон не требует, чтобы

произведение было непременно фактически доведено до сведения третьих лиц;

важно лишь, что для знакомства с произведением была создана реальная

возможность. Например, диссертация на соискание ученой степени, которая в

соответствии с установленными требованиями помещается в библиотеке по

крайней мере за месяц до защиты, будет считаться обнародованной, даже если

никто, кроме официальных оппонентов, с ней фактически не ознакомился.

В-пятых, обнародованием признается создание возможности ознакомиться с

произведением для неопределенного круга лиц. В данном случае

предполагается, что в принципе каждый желающий может ознакомиться с

произведением.

В-шестых, обнародование, даже если оно осуществлено самим автором или с

его согласия, может быть аннулировано автором путем отзыва произведения. В

этом случае произведение вновь приобретает режим необнародованного со всеми

вытекающими отсюда последствиями.

В отличие от обнародования опубликование связывается российским

законодательством лишь с такими действиями, которые означают выпуск • в

обращение экземпляров произведения. Иными словами, речь идет об

изготовлении и выпуске в обращение копий произведения, изготовленных в

любой материальной форме. При этом указанные действия должны быть также,

как и действия по обнародованию, совершены с согласия автора произведения,

а количество выпущенных экземпляров должно быть достаточным для

удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера

произведения.

По прямому указанию конвенции опубликованием считается выпуск только

таких экземпляров произведения, которые предназначены для читательского или

зрительского восприятия. В частности, не признается опубликованием согласно

Всемирной конвенции выпуск в обращение грампластинок и иных звукозаписей

литературных, музыкальных и любых иных произведений, так как они

предназначены для слухового восприятия. Российский авторский закон подобных

ограничений не содержит и считает опубликованием выпуск в обращение любых

экземпляров произведения, независимо от того, в какой конкретной

материальной форме они выражены и в какой форме воспринимаются публикой.

Налицо явное расхождение между положениями, закрепленными международным

договором и внутренним законодательством.

Если учесть, что определение «выпуск в свет» сформулировано в конвенции

как вполне завершенное, т. е. не делающее отсылку к внутреннему

законодательству каждой страны, участвующей в конвенции, а четко определено

самой конвенцией, то оно и должно применяться судами и иными

правоприменительными органами России. Иное решение вопроса не согласуется с

принципами правового государства, о желании создать которое так много

говорится в России в последние годы.

Произведения оригинальные и производные. Широкое применение как в

российском законодательстве, так и в доктрине авторского права находит

подразделение охраняемых законом произведений на оригинальные

(самостоятельные) и производные (зависимые).

Оригинальным является такое произведение, все основные охраняемые

элементы которого созданы самим автором. Напомним, что в соответствии с

современной доктриной российского авторского права охраняемыми элементами

признаются его язык (внешняя форма) и система образов (внутренняя форма).

Содержание произведения вне связи с формой законом не охраняется. Поэтому

произведение, которое заимствует элементы содержания другого произведения

(тема, сюжетное ядро, материал и т.д.), но имеет новую форму (внешнюю и

внутреннюю), признается оригинальным. Например, самостоятельным трудом

является картина художника Ю, Непринцева «Отдых после боя», хотя

общепризнана ее тесная связь с поэмой А. Т. Твардовского «Василий Теркин».

Закон, однако, признает объектом авторского права и так называемые

производные, или зависимые, произведения, при создании которых частично

заимствуются охраняемые элементы чужого произведения. Основным критерием

для предоставления им охраны является требование творческой

самостоятельности по сравнению с оригиналом.

Вторым непременным условием возникновения авторских прав на такое

произведение является соблюдение его создателем прав автора произведения,

подвергшегося переводу, переделке, аранжировке или другой переработке.

К числу производных произведений относятся переработки, например,

переделка повествовательных произведений в драматические, сценарные, или

наоборот, переводы на другой язык, аранжировки и оркестровки,

воспроизведение произведений живописи средствами ваяния, аннотации,

рефераты, резюме, обзоры и т. п.

Служебные и неслужебные произведения. Большое практическое влияние на

объем авторских правомочии и режим использования произведения оказывает

признание его служебным. Понятие «служебные произведения» закон не

раскрывает, относя к их числу произведения, созданные в порядке выполнения

служебных обязанностей или служебного задания работодателя (ст. 14 Закона

РФ «Об авторском праве и смежных правах»). Юридическая наука и судебная

практика вносят в это понятие большую определенность и ставят его в

известные рамки. В частности, отмечается, что произведение может считаться

созданным в порядке выполнения служебного задания только тогда, когда

содержанием такого задания является именно создание произведения. Если

содержание служебного задания заключалось, например, в создании технической

разработки без оформления ее результата в виде произведения — объекта

авторского права — оно не может считаться созданным в порядке служебного

задания1 .

Нередко признаком служебных произведений является отнесение их к плановым

работам соответствующих научно-исследовательских учреждений и высших

учебных заведений.

Наряду с плановыми работами служебными обычно признаются произведения,

создаваемые в порядке выполнения служебных обязанностей штатными

сотрудниками редакций газет и журналов, киностудий и радиовещательных

организаций и т. д. Если же произведение штатного сотрудника не связано

непосредственно с его трудовыми обязанностями, оно служебным не является.

Основные особенности правового режима служебных произведений заключаются

в следующем. Во-первых, российское авторское законодательство исходит из

того принципиального положения, что авторское право на него принадлежит его

автору.

Авторское право России исключает здесь правопреемство работодателя и

сохраняет все основные авторские правомочия за непосредственным создателем.

Однако правомочия автора не носят неограниченного характера. Учитывается,

что работодатель поручал автору создать произведение для того, чтобы оно

могло быть использовано для определенных целей. Поэтому хотя за автором в

соответствии с господствующей доктриной сохраняется возможность решать

вопрос о готовности произведения к обнародованию, считается, что он обязан

дать такое разрешение, так как иначе его отказ будет расценен как нарушение

трудовых обязанностей. Точно так же автор не может воспрепятствовать тому,

чтобы на титульном листе или в выходных данных были указаны наименование

или официальный символ организации, в рамках которой создано произведение.

Во-вторых, создание произведения по заданию работодателя самым

существенным образом влияет на режим его использования. Согласно п. 2 ст.

14 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах», исключительные права на

использование служебного произведения принадлежат лицу, , с которым автор

состоит в трудовых отношениях (работодателю), если в договоре между ним и

автором не предусмотрено иное. Это означает, что автор не вправе без

согласия работодателя передать созданное им произведение для использования

другим лицам. Напротив, работодатель может как использовать такое

произведение в своих собственных интересах, так и выдавать разрешения на

его использование третьим лицам.

Напомним, что ранее работодатель автоматически приобретал право на

использование служебного произведения лишь способом, обусловленным целью

служебного задания и в вытекающих из него пределах. Например, киностудия

могла использовать созданные по ее заданию костюмы и декорации для

постановки фильма, но чтобы использовать их для издания альбома

репродукций, она должна была получить на это особое разрешение автора.

Кроме того, принятые в 1991 г. Основы гражданского законодательства

ограничили права работодателя на использование произведения 3 годами с

момента представления произведения (ст. 140). Наконец, сам автор не лишался

возможности использовать свою работу способами, не обусловленными целью

служебного задания. Например, штатный дизайнер, по эскизам которого

работодатель выпускал произведение ДПИ, мог заключить договор на издание

своих работ, если только запрет на такие действия не содержался в его

договоре с работодателем.

В-третьих, особым образом решается вопрос о вознаграждении за

использование служебных произведений. В новом авторском законе указывается,

что размер авторского вознаграждения за каждый вид использования служебного

произведения и порядок его выплаты устанавливаются договором между автором

и работодателем (п. 2 ст. 14).

Но если между сторонами возникает по этому поводу спор и они не могут

прийти к соглашению, автор может добиваться защиты своих прав в судебном

порядке. Причем автор вправе претендовать на получение особого

вознаграждения за каждый вид использования своего произведения.

В-четвертых, российское авторское право исходит из того, что отношения

между авторами, создающими произведения в порядке выполнения служебных

обязанностей или служебного задания работодателя, и их работодателями

регламентируются заключенным между ними трудовым договором или контрактом.

На отношения между работником и работодателем не распространяются те

требования, которые предъявляются законом к авторским договорам, в

частности правило о том, что предметом договора не могут быть права на

использование произведений, которые автор может создать в будущем (п. 5 ст.

31 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах»).

В-пятых, применительно к созданным в порядке выполнения служебных

обязанностей или служебного задании работодателя энциклопедиям,

энциклопедическим словарям, периодическим и продолжающимся сборникам

научных трудов, газетам, журналам и другим периодическим изданиям закон

устанавливает более жесткий правовой режим по сравнению с другими

служебными произведениями. В данном случае действует правило, установленное

ч. 1 п. 2 ст. II Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах», в

соответствии с которым издателям указанных изданий принадлежат

исключительные права на использование таких изданий.

Предполагается, что их творческий труд, оплата которого обычно увязана с

количеством переданного ими газете материала, уже полностью оплачен

газетой, и последняя приобрела исключительное право на использование этого

материала.

Любой автор, в том числе и находящийся в штате работодателя, который

передал свое произведение для использования в газете, журнале,

продолжающемся сборнике и т.п., не лишается права использовать свое

произведение в иной форме и иным способом, которые не совпадают с формой и

способом использования его произведения издателем газеты, журнала и другого

периодического иди продолжающегося издания. Например, штатный журналист

газеты имеет право издать опубликованные им в газете материалы в виде

отдельной книги или переработать свою статью в произведение другого жанра;

ученый, опубликовавший свое произведение в продолжающемся научном сборнике

вуза, в котором он работает, может включить его в качестве составной части

в свою монографию, и т. п. Данное понимание закона полностью согласуется с

давно сложившейся в России практикой.

Нередки случаи, когда только часть произведения создается в порядке

выполнения служебного задания. В подобной ситуации его правовой режим

признается смешанным, а его авторы имеют неодинаковые права. Например, по

делу, рассмотренному в 1984 г. одним из судов г. Москвы, было установлено,

что истец принимал участие в подготовке коллективной работы, представленной

издательству «Наука» в качестве плановой работы от Института истории АН

СССР. Истец не был работником этого института, в своей организации

подготовка данной работы ему не поручалась, о чем он представил

соответствующие документы. Ответчик — издательство «Наука» — возражал

против удовлетворения иска, ссылаясь на то, что книга выпущена небольшим

тиражом и потому является для издательства убыточной, а также на то, что

она была заявлена Институтом истории АН СССР как плановая работа. Суд

отклонил все доводы ответчика, указав, что закон предусматривает

исчерпывающий перечень оснований для безгонорарного использования

произведений. Работа, представленная истцом, не являлась плановой и потому

должна быть оплачена по утвержденным ставкам1 .

4. Субъекты авторского права

Авторы произведений. Субъектами авторского права являются лица, которым

принадлежит субъективное авторское право в отношении произведения. Согласно

российскому законодательству, обладателями субъективных авторских прав

могут быть российские граждане и иностранцы, их наследники, иные

правопреемники, а также Российское государство в целом. Права на

произведение для каждой категории субъектов возникают в связи с различными

юридическими фактами — созданием произведения, переходом авторских прав по

наследству, авторскому договору и т. д.

Важнейшими субъектами авторского права являются авторы произведений

науки, литературы и искусства. Авторами признаются лица, творческим трудом

которых создано произведение.

Авторские права у создателя произведения возникают сразу, как только

достигнутый творческий результат облекается в объективную форму,

обеспечивающую его восприятие иными лицами. При этом не имеет значения,

обнародовано произведение или нет, является ли оно полностью законченным

или представляет собой лишь эскиз или набросок. Не влияют на признание лица

автором форма, назначение и достоинства созданного им произведения. Для

признания лица автором от него не требуется выполнения каких-либо

формальностей, чьего-либо согласия или какого-либо соглашения.

Авторами признаются не только творцы оригинальных произведений, но и

создатели производных (зависимых) произведений, в частности переводов,

переработок, копий произведений изобразительного искусства и т.д. При этом

для возникновения авторского права на производное произведение не имеет

значения, охраняется ли законом первоначальное произведение. Разумеется,

если первоначальное произведение законом охраняется, должно быть получено

согласие его автора или иного обладателя прав на произведение для

использования созданного на его основе производного произведения. Такое

согласие может быть и не дано, однако это будет препятствовать лишь

использованию произведения.

Возможность несовершеннолетних и недееспособных граждан иметь права

авторов не вызывает каких-либо сомнений ни в юридической науке, ни на

практике. Сама эта возможность входит в содержание гражданской

правоспособности, а последняя не зависит ни от возраста, ни от состояния

здоровья человека. Для превращения этой абстрактной возможности в

конкретное субъективное авторское право необходим юридический факт. Роль

такого факта выполняет создание произведения науки, литературы и искусства,

т. е. действие фактического характера, а не сделка.

Носителями авторских прав в отношении созданных ими произведений

являются сами несовершеннолетние и недееспособные лица.

По-иному обстоит дело с осуществлением прав несовершеннолетних и

недееспособных. За малолетних, т. е. за лиц, не достигших 14 лет, а также

полностью недееспособных граждан авторские права осуществляют их родители

или опекуны как их законные представители (ст. 28 ГК). В частности, именно

родители (опекуны) заключают от имени малолетних авторов договоры,

выступают в защиту их прав в случае правонарушения и т. д. Это, однако, не

означает, что родители принимают на себя какие-либо обязанности по этим

договорам и несут ответственность за их исполнение. Стороной по договору

является сам малолетний, а родители (опекуны) лишь выступают от его имени.

Граждане, которые вследствие злоупотребления спиртными напитками или

наркотическим средствами ставят свою семью в тяжелое материальное положение

и признаны в связи с этим ограниченно дееспособными, могут осуществлять

свои авторские права лишь с согласия назначенных им попечителей (ст. 30

ГК).

Попечитель не устраняет действий самого подопечного, а действует вместе

с ним и в его интересах.

Несовершеннолетние, т. е. лица в возрасте от 14 до 18 лет, осуществляют

свои авторские права совершенно самостоятельно (ст. 26 ГК).

Наличие такого отступления вполне оправданно, так как в данном возрасте

можно предполагать достаточную зрелость несовершеннолетних для разумного

распоряжения достигнутыми ими творческими результатами.

Наряду с физическими лицами обладателями авторских прав на произведения

науки, литературы и искусства по российскому законодательству выступают

юридические лица. Если последние являются правопреемниками создателей

произведений, их возможность был. носителями авторских прав не вызывает

никаких сомнений. Так, юридическое лицо может приобрести отдельные

авторские правомочия по договору с автором, в силу того, что произведение

создано автором в порядке выполнения служебного задания, авторское право

может перейти к юридическому лицу по завещанию автора и т.д. Во всех этих

случаях юридическое лицо становится обладателем производного авторского

права, которое первоначально возникло на стороне автора, но перешло к

юридическому лицу по указанным в законе основаниям.

По мнению ученых, юридическое лицо по самой своей природе не может

стать субъектом первоначального авторского права. Они исходили из того, что

творить, создавать новое могут лишь живые люди. Поэтому как бы ни повлияло

юридическое лицо на создание произведения, само создание произведения

является делом отдельных физических лиц. Выявить же какую-либо особую

творческую деятельность юридического лица, не охватываемую творчеством

конкретных физических лиц, невозможно. Правомерно лишь Говорить об

организационной деятельности юридического лица, о создании им материальной

базы для творчества физических лиц и т.д., однако указанные действия не

являются основанием для признания за юридическим лицом первоначального

авторского права1 .

Субъектами авторского права признаются но только граждане России, но и

иностранцы, а также лица без гражданства. Однако если произведения

российских авторов охраняются независимо от места их обнародования или

нахождения в иной объективной форме, то охрана произведений иностранных

авторов зависит от ряда закрепленных в законе условий. Прежде всего

признаются и охраняются авторские права иностранцев на те их произведения,

которые обнародованы на территории России либо не обнародованы, но

находятся на ее территории в какой-либо объективной форме (п. 1 ст. 5

Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах»). В данном случае правовое

положение иностранных авторов не имеет никаких отличий от правового

положения российских авторов. Указанное правило выражает территориальный

принцип, известный авторскому законодательству многих стран и закрепленный

важнейшими международными конвенциями.

Если произведение иностранного автора обнародовано или находится в

объективной форме за пределами РФ, его охрана в нашей стране осуществляется

в соответствии с международными договорами России. Так, согласно Всемирной

конвенции об авторском праве на территории России охраняются все

произведения граждан стран — участниц Всемирной конвенции, а также любые

произведения, впервые опубликованные на их территории. Важно лишь, чтобы

они вышли в свет после 27 июля 1973 г. — даты присоединения СССР к

Всемирной конвенции.

Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» ввел правило, ранее

советскому авторскому законодательству неизвестное, в соответствии с

которым произведение также считается опубликованным в РФ, если в течение 30

дней после первого опубликования за пределами РФ оно было опубликовано на

территории РФ.

Соавторство. Авторское право на произведение, созданное совместным трудом

двух и более лиц (соавторство), принадлежит соавторам совместно, независимо

от того, образует ли такое произведение одно неразрывное целое или состоит

из частей, каждая из которых имеет также и самостоятельное значение (ст. 10

Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах»). Возникновение соавторства

доктрина и судебная практика связывают с рядом условий, которые выводятся

из действующего законодательства. Прежде всего о соавторстве можно говорить

лишь в том случае, если в результате совместных усилий нескольких лиц

создано единое коллективное произведение.

Если изъятие из книги иллюстраций не может повлиять на литературные

достоинства опубликованного произведения, поскольку текст и иллюстрации к

нему не составляют в своей совокупности единого произведения, то писатель и

художник не выступают в данном случае как соавторы.

Вторым непременным условием возникновения соавторства является создание

произведения совместным творческим трудом нескольких лиц. При этом под

совместным характером труда понимается, конечно, не совместный процесс

труда, а совместно достигнутый результат.

Важно не то, как, в какой форме трудились над произведением его

создатели, а то, что произведение явилось результатом их совместных усилий.

Отсутствует совместная творческая работа над произведением и в ряде

других случаев, когда одно лицо в силу своих служебных обязанностей или по

другим основаниям оказывает помощь создателю произведения, но результаты

его труда не находят прямого отражения в произведении. Так, никто не ставит

под сомнение необходимость, полезность и даже творческий характер труда

редактора. Однако если редактор не выходит за пределы своих обязанностей,

он не может претендовать на соавторство.

Важнейшим условием соавторства является также то, что вклад лиц,

претендующих на соавторство, должен носить творческий характер. Верховный

Суд неоднократно указывал, что «не дает оснований для признания соавторства

оказание автору или соавторам технической помощи (подбор материалов,

вычерчивание схем, диаграмм, графиков и т. п.)»1 .

Наконец, условием признания тех или иных лиц соавторами произведения

является наличие соглашения о возникновении соавторства. При этом под

соглашением следует понимать взаимное волеизъявление авторов, направленное

на совместную творческую работу над произведением. Оно может быть выражено

в любой форме и на любой стадии работы над произведением. Более того,

предметом соглашения может быть доработка уже законченного произведения,

если возникает необходимость внести в него изменения и дополнения

творческого характера. Важно лишь, чтобы соавторство было добровольным и не

нарушало ничьих охраняемых законом авторских прав.

Говоря о соглашении как условии возникновения соавторства, следует

отметить, что ни в прежнем законодательстве, ни в Законе РФ «Об авторском

праве и смежных правах» такое требование не зафиксировано. Необходимость

соглашения о соавторстве установлена Верховным Судом СССР в постановлении

от 18 апреля 1986 г. «О применении судами законодательства при

рассмотрении споров, возникших из авторских правоотношений"2 . Верховный

Суд указал, что по смыслу закона «соавторство двух или более лиц на

произведение науки, литературы и искусства : возникает в случаях, когда

каждый из них по взаимному согласию внес в это произведение свой творческий

вклад.

Авторское право на коллективное произведение принадлежит всем авторам

сообща, независимо от степени творческого вклада каждого из соавторов и

характера произведения. Закон характеризует права соавторов как совместные

(п. 1 ст. 10 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах»), что

соответствует установившемуся в науке взгляду на авторское право соавторов

как неделимое право3 .

Из этого вытекает важный практический вывод. Вопрос об использовании

коллективного произведения решается во всех случаях всеми соавторами

сообща, на основе единогласия, а не по большинству голосов. Если соавторы

не могут достигнуть в этом вопросе согласия, он передается на разрешение

суда.

В случае, если между соавторами никакого особого соглашения о порядке

использования произведения не заключалось, все права осуществляются по

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ