Рефераты

Объекты интеллектуальной собственности

измененном виде.

Договор о депонировании рукописи регулирует условия и порядок

опубликования и последующего использования произведения, которое помещается

на хранение в специальный информационный орган. Обычно путем депонирования

публикуются научные произведения, представляющие интерес лишь для

ограниченного круга специалистов. По запросу заинтересованных лиц им

предоставляются копии депонированных произведений или их отдельных частей.

Договор художественного заказа опосредует отношения, связанные с

созданием произведений изобразительного искусства в целях их публичной

демонстрации.

Прекращение авторского договора. Прекращение авторского договора приводит

к отпадению прав и обязанностей его участников, а в некоторых случаях — к

возложению на кого-либо из них отрицательных последствий данного

юридического факта. Основания, условия и последствия прекращения авторского

договора регулируются как общими положениями гражданского законодательства

(глава 26 ГК РФ «Прекращение обязательств»), так и специальными нормами

авторского права, в которых отражаются особенности авторских договоров.

Большинство авторских договоров прекращается в результате истечения срока

их действия. Обычно за этот период стороны исполняют свои обязанности по

договору, что в соответствии со ст. 408 ГК РФ является самостоятельным

основанием прекращения существовавшего обязательства.

Истечение срока договора прекращает его действие и тогда, когда

произведение фактически не используется заказчиком, независимо оттого,

какими причинами это вызвано. В ранее действовавшем законодательстве данный

вопрос решался автоматически, и стороны не могли договориться о продлении

срока действия договора, даже если и автор, и пользователь выразили на это

свое согласие. При заинтересованности в использовании произведения они

должны были заключить новый договор, оговорив в нем, в частности, вопрос о

выплате автору дополнительного авторского вознаграждения. Поэтому

продолжение работы по прекратившемуся в связи с истечением срока договору

справедливо расценивалось в юридической литературе в качестве конклюдентных

действий, свидетельствующих о заключении нового договора на тех же

условиях, которые содержались в ранее заключенном письменном договоре1 .

Новым авторским законодательством вопрос о продлении срока действия

договора передан на усмотрение самих сторон. Поэтому, если срок договора

истек, но стороны продолжают работу по подготовке произведения к

использованию, им следует заключить дополнительное соглашение, в котором

четко оговаривались бы все вопросы, связанные с судьбой договора. В

противном случае возникший спор будет решаться судом.

Авторский договор может предусматривать возможность досрочного

прекращения его действия в связи с отказом пользователя от дальнейшего

использования произведения.

В любой момент авторский договор может быть прекращен по взаимному

соглашению сторон.

Разновидностью соглашения о прекращении авторского договора является

новация, т.е. соглашение о замене одного обязательства другим. Так, стороны

могут в любой момент договориться об изменении предмета договора, способов

использования произведения, перенесении срока представления произведения и

т. п.

Авторский договор может быть прекращен в связи с невозможностью

исполнения, если она вызвана обстоятельством, за которое должник не

отвечает (ст. 416 ГК РФ). К указанным обстоятельствам относится, например,

непреодолимая сила, т.е. чрезвычайное и непредотвратимое при данных

условиях событие, в частности некоторые стихийные явления природы

(наводнение, землетрясение, обвал и т.п.) и некоторые общественные явления

(запрещающие акты органов власти, военные действия, общественные беспорядки

и т. п.). Невозможность исполнения может быть вызвана и случайными

событиями, за которые должник не несет ответственности. Например, при

случайной гибели уникального произведения изобразительного искусства

художник не может нести ответственность перед заказчиком за непредставление

произведения к установленному договором сроку.

Следует учитывать, что невозможность исполнения как обстоятельство,

прекращающее действие авторского договора, должна носить окончательный, а

не временный характер.

Основанием прекращения авторского договора может быть смерть автора или

ликвидация юридического лица, выступавшего в качестве стороны договора (ст.

418—419 ГК. РФ). Смерть автора прекращает существующее обязательство

постольку, поскольку исполнение, т. е. создание и доработка произведения,

не может быть произведено без личного участия самого автора. Если

произведение уже практически готово для использования, для прекращения

договора нет достаточных оснований.

В данном случае происходит простое правопреемство, в результате которого

умершего автора замещают в договоре его наследники. Лишь в том случае, если

умерший автор не имел наследников по закону и не оставил завещания,

авторский договор автоматически прекращается, поскольку закон

предусматривает прекращение авторского права, переходящего по праву

наследования к государству (ст. 552 ГК РСФСР 1964 г.).

Ликвидация юридического лица, под которой понимается его прекращение без

правопреемства, аннулирует в установленном законом порядке все

обязательства данного юридического лица, включая и возникшие из заключенных

им авторских договоров. Разумеется, это не освобождает заказчика от

ответственности за неисполнение тех его обязанностей, которые должны были

быть исполнены им ранее. При реорганизации юридического лица авторский

договор не прекращается и должен быть исполнен правопреемником.

Наконец, в случаях, предусмотренных договором, он может быть прекращен по

одностороннему заявлению той или другой стороны в связи с нарушением

контрагентом существенных условий договора, о чем подробно говорили выше.

Порядок прекращения авторского договора в связи с рассмотренными только

что основаниями специально авторским законодательством не регламентирован.

6. Охрана прав исполнителей, производителей фонограмм, организаций эфирного

и кабельного вещания (смежные права)

Наряду с охраной прав авторов произведений науки, литературы и искусства

российское законодательство охраняет права исполнителей, производителей

фонограмм, а также организаций эфирного и кабельного вещания (смежные

права).

Как известно, смежные права впервые получили признание в российском

законодательстве лишь в 1992 г. в результате принятия Верховным Советом РФ

14 июля 1992 г. решения о применении на территории России впредь до

принятия нового Гражданского кодекса РФ Основ гражданского законодательства

Союза ССР и республик 1991 г. Раздел IV Основ включал две статьи, вводившие

охрану прав исполнителей, создателей звуко и видеозаписей и организаций

эфирного вещания. Однако поскольку эти статьи носили достаточно общий

характер и не давали ответов на многие вопросы, реальной охраны смежных

прав они не гарантировали. В Законе РФ «Об авторском праве и смежных

правах», с принятием которого раздел IV Основ гражданского законодательства

утратил силу, смежным правам посвящен специальный раздел, обеспечивающий

значительно более полное их регулирование. Следует отметить, что с

принятием этого закона изменился и состав охраняемых смежных прав. Из числа

субъектов смежных прав оказались исключены создатели видеозаписей, но

наряду с организациями эфирного вещания обладателями смежных прав признаны

организации кабельного вещания. Указанные изменения обусловлены стремлением

сблизить правовое регулирование смежных прав в российском законодательстве

с наиболее распространенной мировой практикой и положениями Римской

конвенции об охране прав артистов-исполнителей, изготовителей фонограмм и

вещательных организаций 1961 г. Что же касается видеозаписей, то их охрана

осуществляется нормами авторского права как аудиовизуальных произведений.

Помимо прав исполнителей к смежным правам законодатель, следуя логике

Римской конвенции 1961 г., отнес права производителей фонограмм, а также

организаций эфирного и кабельного вещания. Указанных субъектов объединяет

то, что именно благодаря их деятельности произведения, предназначенные для

публичного исполнения, становятся доступными не только непосредственным

слушателям и зрителям, но и более широкой публике, что большей частью

соответствует интересам самих авторов.

Существенной особенностью большинства смежных прав является их

производность и зависимость от прав создателей творческих произведений.

Лишь в тех случаях, когда исполняется, записывается на фонограмму или

передается в эфир или по кабелю не охраняемое законом произведение либо

объект, вообще не являющийся результатом творческой деятельности, смежные

права носят самостоятельный характер.

Для возникновения и осуществления смежных прав действующее российское

законодательство не требует соблюдения каких-либо формальностей. Права

изготовителя фонограммы и исполнителя порождает сам факт создания

соответствующей звукозаписи. Вместе с тем создатель смежных прав для

оповещения третьих лиц о своих правах и предотвращения их нарушения вправе

использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом

экземпляре фонограммы и (или) на каждом содержащем ее футляре. В качестве

такого знака принят предусмотренный Римской конвенцией знак охраны,

состоящий из трех элементов:

— латинской буквы «R» в окружности;

— имени (наименования) обладателя исключительных смежных прав;

— года первого опубликования фонограммы.

Отсутствие знака охраны не лишает обладателя смежного права возможности

его защиты, однако в ряде случаев затрудняет процесс доказывания при его

нарушении.

Следует иметь в виду, что в настоящее время сфера действия смежных

(прав существенно ограничена по сравнению со сферой действия прав авторов.

Россия пока еще не участвует в Римской конвенции 1961 г., хотя, как уже

отмечалось, принципиальное решение о присоединении России к международной

системе охраны смежных прав уже принято.1 Практически готово к этому и

российское законодательство. Однако сейчас смежные права исполнителей

признаются лишь в тех случаях, когда:

а) исполнитель является гражданином РФ;

б) исполнение, постановка впервые имели место на территории РФ;

в) исполнение, постановка записаны на фонограмму, которая охраняется

законом;

г) исполнение, постановка, не записанные на фонограмму, включены в передачу

в эфир или по кабелю, которые охраняются законом.

Права производителя фонограммы охраняются в двух следующих случаях: либо

если он является гражданином РФ иди юридическим лицом, имеющим официальное

местонахождение на территории РФ, либо если фонограмма впервые опубликована

на территории РФ. За организациями эфирного и кабельного вещания смежные

права признаются только тогда, когда организация имеет официальное

местонахождение на территории РФ и осуществляет передачи с помощью

передатчиков, расположенных на территории РФ. Круг конкретных правомочий,

которыми обладают носители смежных прав, несколько Уже того круга прав,

которые принадлежат авторам произведений. При этом исполнители

произведений, чья деятельность носит творческий характер, имеют как личные

неимущественные, так и имущественные права. Права производителей фонограмм,

организаций эфирного и кабельного вещания, чей вклад является техническим,

охватывают собой лишь имущественную сферу. Существенно сужены временные

рамки действия смежных прав. В соответствии со ст. 43 Закона РФ «Об

авторском праве и смежных правах» они действуют, по общему правилу, в

течение 50 лет с даты первого исполнения или постановки (права

исполнителей), первого опубликования фонограммы и ее первой записи, если

она не была опубликована (права производителей фонограмм), первой передачи

в эфир или по кабелю (права организаций эфирного и кабельного вещания).

Исчисление указанного 50-летнего срока охраны начинается с 1 января года,

следующего за годом, когда имел место юридический факт, являющийся

основанием для начала течения срока. Однако если исполнитель был

репрессирован и реабилитирован посмертно, срок охраны его прав начинает

действовать с 1 января года, следующего за годом реабилитации. На 4 года

увеличивается и срок охраны прав тех исполнителей, которые работали во

время Великой Отечественной войны или участвовали в ней. К наследникам (в

отношении юридических лиц — к правопреемникам) исполнителя, производителя

фонограммы, организации эфирного или кабельного вещания переходит право

разрешать использование исполнения, постановки, фонограммы, передачи в эфир

или по кабелю и на получение вознаграждения в пределах оставшейся части

сроков.

Нормам закона, касающимся охраны смежных прав, в соответствии с общим

правилом не придается обратная сила. Если бы на этом была поставлена точка,

то вопрос о начальном моменте охраны смежных прав не вызывал бы каких-то

особых сложностей. Но в п. 3 Постановления «О порядке введения в действие

Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах"» говорится, что срок

охраны, предусмотренный ст. 43 указанного закона, применяется во всех

случаях, когда 50-летний срок действия смежных прав не истек к 1 января

1993 г.

Однако данное положение для большинства обладателей смежных прав сводится

практически на нет теми ограничениями сферы действия смежных прав, которые

установлены пунктами 2—3 ст. 37, п. Зет. 40 и п. Зет. 41 Закона РФ «Об

авторском праве и смежных правах». В них говорится, что исключительные

права исполнителей, организаций эфирного и кабельного вещания не

распространяются на случаи, когда первоначальная запись исполнения или

постановки либо запись передачи была произведена с согласия исполнителя,

организации эфирного или кабельного вещания и когда воспроизведение

исполнения, постановки, передачи осуществляется в тех же целях, для которых

было получено согласие исполнителя или была произведена запись. В

результате правовая охрана смежных прав в отношении объектов, созданных до

вступления данного закона в силу, распространяется лишь на производителей

фонограмм, а также на тех исполнителей и те организации вещания, которые не

давали своего согласия на запись и использование созданных ими объектов

смежных прав, либо если изменяется характер использования этих объектов.

§ 2. Особенности правового регулирования патентного права.

Вторым правовым институтом, посредством которого охраняются права на

интеллектуальную собственность, является патентное право. Оно регулирует

имущественные, а также связанные с ними личные неимущественные отношения,

возникающие в связи с созданием и использованием изобретений, полезных

моделей и промышленных образцов. Объединение трех названных объектов

интеллектуальной собственности в рамках единого института патентного права

объясняется следующими соображениями. Во-первых, изобретения, полезные

модели и промышленные образцы обладают значительным сходством по отношению

друг к другу, с одной стороны, и существенно отличаются от других объектов

интеллектуальной собственности, с другой стороны. Все они являются

результатами творческой деятельности, имеют конкретных создателей, права

которых признаются и охраняются законом, совпадают друг с другом по ряду

признаков и т.д. Во-вторых, их охрана осуществляется посредством единой

формы, а именно путем выдачи патента1 . В-третьих, правовое регулирование

связанных с этими тремя объектами общественных отношений имеет гораздо

больше сходства, чем различий, и к тому же осуществляется в России единым

законодательным актом, а именно Патентным законом РФ. Все сказанное

свидетельствует о том, что традиционное ограничение рамок патентного права

лишь сферой правовой охраны изобретений вряд ли оправдано.

Следует отметить, что сам термин «патентное право» лишь совсем недавно

был возвращен в российское законодательство. Как известно, в течение

длительного времени в России, как и во всем бывшем Советском Союзе,

изобретения и другие технические новшества охранялись в основном не

патентами, а авторскими свидетельствами.

Как и авторское право, патентное право имеет дело с охраной и

использованием нематериальных благ, являющихся продуктами интеллектуального

творчества. Изобретения, полезные модели, промышленные образцы, как и

произведения науки, литературы и искусства, охраняемые авторским правом,

представляют собой результаты мыслительной деятельности, идеальные решения

тех или иных технических или художественно-конструкторских задач. Лишь

впоследствии, в ходе их внедрения, они воплощаются в конкретные устройства,

механизмы, процессы, вещества и . т.п. Наряду со сходством сравниваемые

объекты имеют между собой и существенные различия.

В объектах патентного права ценность представляет само содержание тех

решений, которые придуманы изобретателями. Именно они и становятся

предметом охраны патентного права.

Прежде всего, важнейшим отправным началом патентного права является

признание за патентообладателем исключительного права на использование

запатентованного объекта.

Признание и всемерная охрана патентной монополии не исключают, однако,

выполнения патентным правом и функции защиты общественных интересов. Более

того, соблюдение разумного баланса интересов патентообладателя, с одной

стороны, и интересов общества, с другой стороны, вполне может

рассматриваться в качестве второго исходного начала (принципа) патентного

права. Одним из конкретных его проявлений служит ограничение действия

патента определенным сроком, после истечения которого разработка поступает

во всеобщее пользование. Кроме того, условием предоставления патентно-

правовой охраны той или иной разработке является внесение разработчиком

действительного вклада в уровень техники и тем самым обогащение

общественных знаний.

Наконец, в общественных интересах закон устанавливает случаи так

называемого свободного использования запатентованных разработок. Разовое

изготовление лекарств в аптеках по рецептам врача, проведение научного

эксперимента и т.д. — эти и некоторые другие изъятия из сферы патентной

монополии, продиктованные общественными потребностями, выражают взвешенный

баланс интересов патентообладателя и общества.

Следующим принципом патентного права является предоставление охраны

лишь тем разработкам, которые в официальном порядке признаны

патентоспособными изобретениями, полезными моделями и промышленными

образцами.

Если заявка на выдачу патента в Патентное ведомство не подавалась,

разработка, которая объективно отвечает всем критериям патентоспособности,

объектом охраны со стороны патентного права не становится. В этом состоит

еще одно существенное различие между патентным и авторским правом.

Наконец, в качестве принципа патентного права может рассматриваться

положение, согласно которому законом признаются и охраняются права и

интересы не только патентодателей, но и действительных создателей

изобретений, полезных моделей и промышленных образцов.

Названные выше принципы определяют конкретное содержание основных норм

патентного права, являются его исходными началами и служат 'предпосылками

его дальнейшего развития. Знание этих принципов помогает лучше понять

содержание конкретных патентно-правовых норм, способствует их правильному

применению на практике и дает определенные ориентиры для разрешения тех

жизненных ситуаций, которые прямо не урегулированы действующим

законодательством.

1. Объекты патентного права

Объекты изобретений. В соответствии с п. 2 ст. 4 Патентного закона РФ

объектами изобретений могут являться устройство, способ, вещество, штамм

микроорганизма, культуры клеток растений и животных, а также применение

известного устройства, способа, вещества, штамма по новому назначению.

Любое решение задачи, заявляемое в качестве изобретения, должно подпадать

под один из названных объектов. Это позволяет, во-первых, отграничивать

технические решения от нетехнических и, во-вторых, обеспечивает объективную

возможность контроля за использованием охраняемых законом изобретений.

Под устройством понимается система расположенных в пространстве

элементов, определенным образом взаимодействующих друг с другом. Для

характеристики устройств используются конструктивные средства — наличие

конструктивных элементов, наличие связи между элементами, их взаимное

расположение, форма выполнения элементов иди устройства в целом, параметры

и другие характеристики элементов, материал, которого выполнены элементы

или устройство в целом, и т.п. К устройствам как объектам изобретений

относятся всевозможные конструкции и изделия — машины, приборы, механизмы,

инструменты, транспортные средства, оборудование, сооружения и т.д.

К способам как объектам изобретения относятся процессы выполнения

действий над материальным объектом с помощью материальных объектов. Способ

— это совокупность приемов, выполняемых в определенной последовательности

или с соблюдением определенных правил. Как объект изобретения способ

характеризуется технологическими средствами — наличием определенного

действия или совокупности действий, порядком выполнения таких действий

(последовательно, одновременно, в различных сочетаниях и т.п.), условиями

осуществления действий, режимом использования веществ (исходного сырья,

реагентов, катализаторов и т.д.), устройств (приспособлений, инструментов,

оборудования и т.д.), штаммов микроорганизмов и т.д.

Способы как процессы выполнения действий над материальными объектами

обычно подразделяются на: 1) способы, направленные на изготовление

продуктов (изделий, веществ и т.д.); 2) способы, направленные на изменение

состояния предметов материального мира без получения конкретных продуктов

(транспортировка, обработка, регулирование и т.д.); 3) способы, в

результате которых определяется состояние предметов материального мира

(контроль, измерение, диагностика и т.д.). Специфика изобретений-способов,

направленных на изготовление продуктов, заключается в том, что действие

патента, выданного на такой способ, распространяется и на продукт,

изготовленный непосредственно этим способом (п. 2 ст. 10 Патентного

закона). Что касается способов третьей группы, то с принятием нового закона

патенты стали выдаваться также на способы профилактики, диагностики и

лечения заболеваний, которые ранее охранялись только авторскими

свидетельствами.

К веществам как объектам изобретений относятся: 1) индивидуальные

химические соединения, к которым также условно отнесены высокомолекулярные

соединения и объекты генной инженерии; 2) композиции (составы, вмеси); 3)

продукты ядерного превращения.

Индивидуальные химические соединения могут заявляться в качестве

изобретений тогда, когда установлен их качественный и количественный

состав, а также связь между атомами и взаимное их расположение в молекуле,

выраженное химической структурной формулой. Для индивидуальных соединений с

неустановленной структурой, в частности антибиотиков, а также объектов

генной инженерии, необходимо раскрытие их физико-химических и иных

характеристик (в том числе признаки способа их получения), позволяющих их

идентифицировать.

Для характеристики композиций (сплавы, керамика, смеси любого назначения

и т.п.) используются, в частности, такие признаки, как качественный и

количественный состав ингредиентов, структура композиции и ингредиентов и

т.д. Защита композиций неустановленного состава может быть предоставлена,

если определены их физико-химические, физические и утилитарные показатели и

признаки способа получения.

Продукты ядерного превращения характеризуются, в частности, качественным

(изотоп) и количественным (число прогонов и нейтронов) составом, а также

основными ядерными характеристиками: период полураспада, тип и энергия

получения (для радиоактивных изотопов).

Штамм микроорганизма, культуры клеток растений и животных означает

совокупность клеток, имеющих общее происхождение и характеризующихся

одинаковыми устойчивыми признаками. Штаммы составляют основу биотехнологии

и применяются в лечебных, профилактических целях, в качестве стимуляторов

развития растений, животных и т.д. Создание штаммов предполагает отыскание

нужной среды для микроорганизмов оптимального температурного режима,

выявление средств, способствующих их росту и сохранению, и т.д. К штаммам

микроорганизмов, культу} клеток растений и животных относятся

индивидуальные штаммы (штаммы традиционных микроорганизмов — бактерии,

микроскопические грибы дрожжи и т.д., штаммы микроорганизмов, подпадающих

под определений «микроорганизм» — простейшие микроскопические водоросли,

микроскопические лишайники, микроскопические беспозвоночные животные и т.д.

и консорциумы микроорганизмов, культур клеток растений и животных

(смешанные штаммы микроорганизмов, ассоциации микроорганизмов смешанные

культуры клеток растений и (или) животных и др.).

Для характеристики индивидуальных штаммов микроорганизмов используются,

в частности, такие признаки, как культурно-морфологическая характеристика с

указанием температуры выращивания и возраста культуры, физико-биохимическая

характеристика, биотехническая характеристика и т.д. Индивидуальные штаммы

культур растений и животных характеризуются родословной культур,

стандартными условиями выращивания, данными о видовой принадлежности и т.д.

Консорциумы микроорганизмов дополнительно к перечисленным для

индивидуального штамма признакам характеризуются происхождением, факторами

и условиями адаптации и селекции, числом и доминирующими компонентами и

т.д.

Применение известных ранее устройств, способов, веществ, штаммов по

новому назначению состоит в том, что известное техническое средство

предлагается использовать с иной целью для решения задачи, которая не

имелась в виду ни автором, ни другими специалистами, когда впервые стали

применяться данное устройство, способ, вещество или штамм. Ранее известное

средство оказывается способным удовлетворять совсем иную потребность, в

связи с чем оно приобретает функцию, существенно отличающуюся от той,

которую уже имеет1 . Изобретение на применение не характеризуется ни

конструктивными, ни технологическими, ни качественными (рецептурными)

средствами. Его суть заключается в установлении новых свойств уже известных

объектов и определении новых областей их использования. Для характеристики

изобретений на применение используются краткая характеристика применяемого

объекта, достаточная для его идентификации, и указание нового назначения

известного объекта. К применению по новому назначению приравнивается первое

применение известных веществ (природных и искусственно полученных) для

удовлетворения общественной потребности.

Объекты, не признаваемые изобретениями. Наряду с объектами изобретений в

Патентном законе содержится перечень творческих результатов, которые не

признаются патентоспособными изобретениями (п. 3 ст. 4). К ним относятся:

— научные теории и математические методы;

— методы организации и управления хозяйством;

— условные обозначения, расписания, правила;

— методы выполнения хозяйственных операций;

— алгоритмы и программы для вычислительных машин;

— проекты и схемы планировки сооружений, зданий территорий;

— решения, касающиеся только внешнего вида изделий, направленные на

удовлетворение эстетических потребностей;

— топологии интегральных микросхем;

— сорта растений и породы животных;

—решения, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и

морали.

Это не означает, что указанные объекты вообще исключаются из сферы

правовой охраны. Напротив, большинство из них при соответствии их

установленным в законе критериям охраняется правом, однако не в качестве

изобретений, а как иные объект интеллектуальной собственности.

Особо следует остановиться на решениях, которым не предоставляется

правовая охрана ввиду их противоречия общественным интересам, принципам

гуманности и морали.

Новизна. а) Понятие уровня техники.

Новизна изобретения как первое и непременное условие его

патентоспособности всегда была характерным признаком изобретений как в

России, так и за рубежом.

В новом законе новизна определяется как неизвестность изобретения из

сведений об уровне техники.

При определении уровня техники используются удовлетворяющие условию

общедоступности сведения, представленные, в частности, в следующих

источниках информации:

— опубликованные описания к охранным документам, опубликованные заявки на

изобретения - с даты публикации;

— российские издания - с даты подписания в печать;

— иные издания - с даты выпуска в свет, а при отсутствии возможности се

установления с последнего дня месяца или с 31 декабря указанного в издании

года, если время выпуска в свет определено соответственно лишь месяцами и

(или) годами;

— депонированные рукописи статей, обзоров, монографий и других материалов

- с даты депонирования;

— отчеты о научно-исследовательских работах, пояснительные записки к

опытно-конструкторским работам и другая конструкторская, технологическая и

проектная документация, находящаяся в органах научно-технической

информации, - с даты поступления в эти органы;

— нормативно-техническая документация (ГОСТ, ТУ и т.д.) - с даты

регистрации ее в уполномоченных на то органах;

— материалы диссертаций и авторефераты диссертаций, изданные на правах

рукописи, - с даты поступления в библиотеку;

— принятые на конкурс работы - с даты выкладки их для ознакомления,

подтвержденной документами, относящимися к проведению конкурса;

— визуально воспринимаемые источники информации (плакаты, проспекты,

чертежи, схемы, фотоснимки, модели, изделия и т.п.) - с даты, когда стало

возможным их обозрение при наличии подтверждения официальными документами;

— экспонаты, помещенные на выставке, - с даты начала их показа,

подтвержденной официальным документом;

— устные доклады, лекции, выступления - с даты, когда был сделан доклад,

прочитана лекция, состоялось выступление, если они зафиксированы аппаратами

звукозаписи или стенографически в порядке, установленном действовавшими на

указанную дату правилами проведения соответствующих мероприятий;

— сообщения посредством радио, телевидения, кино и т.п. - с даты такого

сообщения, если оно зафиксировано на соответствующем носителе информации в

установленном порядке, действовавшем на указанную дату;

— сведения о техническом средстве, ставшие известными в результате его

использования в производственном процессе, в изготовляемой или

эксплуатируемой продукции, в том числе в опытном образце, переданном в

эксплуатацию, либо иного введения в хозяйственный оборот, - с даты,

указанной в официальном документе, подтверждающем общедоступный характер

таких сведений.

б) Приоритет изобретения и правила его определения. Новизна изобретения

устанавливается по отношению к уровню техники, который определяется на дату

приоритета изобретения. По общему правилу приоритет изобретения

устанавливается по дате поступления в Патентное ведомство заявки,

содержащей заявление о выдаче патента, описание, формулу и чертежи, если в

описании на них имеется ссылка (п. 1 ст. 19 Патентного закона). Как видим,

для закрепления приоритета заявитель может подать , в Патентное ведомство

заявку, в которой отсутствует ряд требуемых по закону документов. Это новое

положение в российском патентном законодательстве, призванное упростить и

ускорить процедуру закрепления приоритета.

Наряду с общим правилом определения приоритета Патентный закон содержит

ряд специальных льготных правил, которые могут применяться при установлении

приоритета в случаях, указанных в законе.

в). Льгота по новизне. Рассмотрение вопроса о новизне изобретения будет

неполным, если не коснуться проблемы так называемой льготы по новизне. В

соответствии с п. 1 ст. 5 Патентного закона РФ не признается

обстоятельством, препятствующим признанию патентоспособности изобретения,

такое раскрытие информации, относящейся к изобретению, автором, заявителем

или любым лицом, получившим от них прямо или косвенно эту информацию, при

котором сведения о сущности изобретения стали общедоступными, если заявка

на изобретение подана в Патентное ведомство не позднее шести месяцев с даты

раскрытия информации. Сравнение данной нормы с правилами ранее

действовавшего законодательства показывает, что произошло существенное

расширение льготы, предоставляемой заявителю в связи с предшествующим

заявке раскрытием сущности изобретения.

Данная льгота предоставляется заявителю, во-первых, в течение

шестимесячного срока; во-вторых, независимо от формы раскрытия информации о

сущности изобретения (путем публикации, устного сообщения, открытого показа

и т.п.); в-третьих, в случае раскрытия информации, относящейся к

изобретению, как самим заявителем, так и любым другим лицом, получившим от

него или от автора прямо или косвенно эту информацию. В случае, когда

информация об изобретении раскрыта не самим заявителем, а третьим лицом,

заявитель должен доказать, что либо он сам разрешил обнародовать эту

информацию, либо опубликование произошло без его ведома, но информация

получена от него либо от автора изобретения.

Изобретательский уровень. Вторым критерием патентоспособности изобретения

является изобретательский уровень.

Поэтому в патентных законах подавляющего большинства стран присутствует,

хотя и под разными названиями (изобретательский уровень, неочевидность,

изобретательская деятельность, изобретательский шаг, существенные отличия),

критерий, с помощью которого охраноспособное изобретение отграничивается от

обычных инженерных разработок или объектов, к которым не предъявляются

подобные требования.

Изменение названия данного признака в российском патентном праве

обусловлено стремлением сблизить его с аналогичными критериями

патентоспособности в патентных законах других европейской стран.

Предложения такого рода давно высказывались специалистами1 .

Проверка изобретательского уровня проводится в отношении изобретения,

охарактеризованного в независимом пункте формулы, и включает: — определение

наиболее близкого аналога;

— выявление признаков, которыми отличается заявленное изобретение от

наиболее близкого аналога;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ