Рефераты

Методические указания: Программа по Технологии

Методические указания: Программа по Технологии

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРОГРАММЫ

средних общеобразовательных учреждений

Трудовое обучение

ТЕХНОЛОГИЯ

1—4 классы

5—11 классы

Рекомендовано

Главным управлением

развития общего среднего образования

Министерства образования

Российской Федерации

Москва "Просвещение" 1996

Экспериментальная программа подготовлена

временным научным коллективом «Технология».

Научные руководители:

Ю. Л. Хотунцев – докт. физ. - мат. наук, проф. МПГУ; В. Д. Симоменко — член-

корр. РАО, докт. пед. наук, проф. Брянского ГПИ.

4104010000-395

П ——————— инф. п. мо рф

103 (03)—96

Министерство образования РФ, 1996

СОДЕРЖАНИЕ

Общая пояснительная записка 4

Разделы программы -

Культура дома, технология обработки материалов и эле­менты

техники в начальных классах (И. И. Колесниченко,

И. А. Буденная, Е. А. Лутцева, Л. В. Степанова) 15

Технология обработки конструкционных материалов с

эле­ментами машиноведения (Б. И. Орлов) 49

Культура дома, технологии обработки ткани и пищевых

продуктов. (О. А. Кожина) 78

Художественная обработка материалов (Б. И. Орлов,

К. А. Скворцов. О. А. Кожина) 131

Строительные ремонтно-отделочные работы (А. Л. Рубач) 150

Электрорадиотехнология (М. А. Ушаков, Ю. Л. Хотунцев,

Б. В. Калинин) 154

Информационные технологии (А. Н. Аблин, А. О. Богданов.

Г. С. Гринберг, Ю. Л. Хотунцев) 174

Графика (А. А. Павлова. В. Д. Симоненко) 186

Техническое творчество (В. П. Овечкин) 207

Введение в художественное конструирование

(К. А. Сквор­цов) 217

Отрасли общественного производства и профессиональное

самоопределение . Д. Симоненко) 222

Производство и окружающая среда (Ю. Л. Хотунцев) 226

Элементы домашней экономики и основы предпринима-

тель­ства (В. Д. Симоненко) 230

Проект в школьном курсе «Технология» (Ю. Л. Хотунцев,

В. Д. Симоненко. О. А. Кожина. Б. И. Орлов) 237

Общая пояснительная записка

Важность привития молодежи технологической культуры в настоящее время

признается во всем мире. ЮНЕСКО разрабо­тана программа «2000+» (Международный

проект по научной и технологической грамотности для всех).

В связи с этим в базисный учебный план (в инвариантную часть)

общеобразовательных учебных заведений России, утверж­денный Министерством

образования Российской Федерации в 1993 г., включена новая образовательная

область «Техноло­гия».

Как известно, технология определяется как наука о преобра­зовании и

использовании материи, энергии и информации в ин­тересах и по плану человека.

Эта наука включает изучение мето­дов и средств (орудия, техника)

преобразования и использования указанных объектов. В школе «Технология» –

интегративная об­разовательная область, синтезирующая научные знания из

мате­матики, физики, химии и биологии и показывающая их использо­вание в

промышленности, энергетике, связи, сельском хозяйстве, транспорте и других,

направлениях деятельности человека. Пред­усматривается изучение этой области

с 1 по XI класс (см. учеб­ный план) в объеме 808 ч.

Структурная модель обучения включает в себя базовое (ин­вариантное)

содержание и дополнительные курсы допрофессиональной и профессиональной

подготовки. Под базовым содержа­нием понимается минимальный объем знаний и

умений, которые должны быть сформированы у всех учащихся общеобразователь­ных

учебных заведений всех типов в пределах времени, отводи­мого на изучение

образовательной области «Технология» в инва­риантной части базисного учебного

плана. Углубленное изучение разделов «Технологии» и профессиональная

подготовка школь­ников могут осуществляться в рамках часов вариативной и

фа­культативной частей учебного плана.

Изучение новой интегративной образовательной области «Технология», включающей

базовые (т. е. наиболее распростра­ненные и перспективные) технологии и

предусматривающей творческое развитие учащихся в рамках системы проектов под

руководством специально подготовленных учителей и при нали­чии адекватной

учебно-материальной базы, позволит молодежи приобрести общетрудовые и

частично специальные знания и умения, а также обеспечит ей интеллектуальное,

физическое, этическое и эстетическое развитие и адаптацию к социально-

экономическим условиям. Данные цели могут быть достигнуты,

если необходимое внимание будет уделено политехническому, экономическому и

экологическому аспектам деятельности, озна­комлению с информационными и

высокими технологиями, качественному выполнению работ и готовности к

самообразованию, восстановлению и сохранению традиций семьи, национальных и

региональных традиций и общечеловеческих ценностей.

Цель нового учебного предмета

Главная цель образовательной области «Технология» – подготовка учащихся к

самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики.

Это предполагает:

I. Формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей и

легко адаптирующейся личности, которые необходимы для деятельности в новых

социально-экономиче­ских условиях, начиная от определения потребностей в

продук­ции до ее реализации.

Для этого учащиеся должны быть способны:

а) определять потребности в той или иной продукции и воз­можности своего

участия в ее производстве;

б) находить и использовать необходимую информацию;

в) выдвигать идеи решения возникающих задач (разработка конструкции и выбор

технологии);

г) планировать, организовывать и выполнять работу (налад­ка оборудования,

операторская деятельность);

д) оценивать результаты работы на каждом из этапов, корректировать свою

деятельность и выявлять условия реализации продукции.

II. Формирование знаний и умений использовать средства и пути преобразования

материалов, энергии и информации в ко­нечный потребительский продукт или

услуги в условиях ограни­ченности ресурсов и свободы выбора.

III. Подготовку учащихся к осознанному профессиональному самоопределению в

рамках дифференцированного обучения и гу­манному достижению жизненных целей.

IV. Формирование творческого отношения к качественному осуществлению трудовой

деятельности.

V. Развитие разносторонних качеств личности и способности профессиональной

адаптации к изменяющимся социально-эконо­мическим условиям.

Задачи нового учебного предмета

В процессе преподавания предмета «Технология» должны быть решены следующие

задачи

а) формирование политехнических знаний и экологической культуры,

б) привитие элементарных знаний и умений по ведению до­машнего хозяйства и

расчету бюджета семьи,

в) ознакомление с основами современного производства и сферы услуг.

г) развитие самостоятельности и способности учащихся ре­шать творческие и

изобретательские задачи;

д) обеспечение учащимся возможности самопознания, изуче­ния мира профессий,

выполнения профессиональных проб с целью профессионального самоопределения;

е) воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективиз­ма, человечности и

милосердия, обязательности, честности, от­ветственности и порядочности,

патриотизма, культуры поведения и бесконфликтного общения;

ж) овладение основными понятиями рыночной экономики, ме­неджмента и

маркетинга и умением применять их при реализа­ции собственной продукции и

услуг;

з) использование в качестве объектов труда потребительских изделий и

оформление их с учетом требований дизайна и декора­тивно-прикладного

искусства для повышения конкурентоспособ­ности при реализации. Развитие

эстетического чувства и худо­жественной инициативы ребенка.

Базовое содержание нового учебного предмета учитывает имеющийся в нашей

стране опыт, материальное и кадровое обес­печение трудового обучения в школе,

зарубежный опыт препода­вания предмета «Технология» и других родственных

дисциплин, а также достижения научно-технической революции.

Для решения этих задач в содержании предмета «Техноло­гия» можно выделить 10

основных разделов:

1. Технология обработки конструкционных материалов и эле­менты машиноведения.

2.Электрорадиотехнология (электротехника, радиоэлектрони­ка, автоматика,

цифровая электроника, робототехника, высокие технологии – использование ЭВМ в

управлении технологически­ми процессами).

3.Информационные технологии – использование ПЭВМ для решения практических задач.

4.Графика (технический рисунок, черчение, оформительско-дизайнерские работы).

5. Культура дома*, технологии обработки ткани и пищевых продуктов.

6. Строительные ремонтно-отделочные работы.

7. Художественная обработка материалов, техническое твор­чество, основы

художественного конструирования.

8. Отрасли общественного производства и профессиональное самоопределение.

9. Производство и окружающая среда.

10 Элементы домашней экономики и основы предпринима­тельства.

При изучении всех разделов следует подчеркивать, что чело­век в своей

деятельности постоянно собирает, анализирует, хра­нит и использует различную

информацию, которую он получает из бесед, опросов, книг, газет, справочников,

журналов, с по­мощью вычислительной техники.

Помимо выделения вопросов графики, дизайна, экологии, экономики,

информационных технологий и профориентации в са­мостоятельные разделы, они

должны рассматриваться и при изучении каждого отдельного раздела.

Основная часть учебного времени (не менее 70%) отводится на практическую

деятельность – овладение общетрудовыми умениями и навыками.

Наряду с традиционными методами обучения рекомендуется применять метод

проектов и кооперированную деятельность уча­щихся.

В течение всего периода обучения «Технологии» каждый; уча­щийся выполняет 10

проектов (по одному в год, начиная со II класса). Под проектом понимается

творческая, завершенная работа, соответствующая возрастным возможностям

учащегося. Важно, чтобы при выполнении проектов, начиная c младших классов,

школьники участвовали в выявлении потребностей семьи, школы, общества в той

или иной продукции и услугах, оценке имеющихся технических возможностей и

экономической целесообразности выдвижении идей разработки конструкции и

технологии изготовления продукции (изделия), ее осуществле­нии и оценки, в

том числе возможностей реализации.

Большое внимание в программе уделяется информационным технологиям. На их

изучение с использованием персональных ЭВМ как инструмента при решении

практических задач выделя­ются учебные четверти во II, VIII, X, XI классах; а

также 6 ч в V классе. Эти занятия должны проводиться в дисплейном классе. В V

классе овладение информационными технологиями и ПЭВМ осуществляется в начале

учебного года либо в течение всего года. С помощью ПЭВМ целесообразно

проводить изуче­ние разделов «Технология обработки конструкционных

материа­лов с элементами машиноведения», «Культура дома, технологии обработки

ткани и пищевых продуктов», а также профориентационное тестирование учащихся,

деловые игры по экономике, мо­делировать экологические ситуации.

При отсутствии в школе необходимой вычислительной техни­ки изучение

информационных технологий можно заменить ху­дожественной обработкой

материалов или выполнением учебных проектов.

Приведенные далее программы различных разделов образо­вательной области

«Технология» рассчитаны на городские шко­лы. Рассмотренное в данной работе

базовое содержание предмета «Технология» содержит федеральный компонент,

который не­обходимо изучать в инвариантной части базисного учебного плана.

Выбор практических работ должен учитывать региональ­ный фактор и имеющиеся

для обработки материалы.

В вариативной и факультативной частях учебного плана ряд часов может быть

выделен на изучение других жизненно важных направлений допрофессиональной и

профессиональной подготов­ки (табл. 1).

Для реализации дифференцированного обучения и обеспече­ния возможности

самореализации учащихся предусмотрены два варианта примерного планирования

часов: вариант I – с преоб­ладанием технологии обработки

конструкционных материалов и электрорадиотехнологии; вариант II – с

преобладанием разде­лов «Культура дома, технологии обработки ткани и пищевых

продуктов».

Предполагается, что занятия по новому предмету «Техноло­гия» будут вести как

минимум два учителя: один по технологии обработки конструкционных материалов,

электрорадиотехноло­гии, техническому творчеству, строительным ремонтно-

отделочным работам, другой – по культуре дома, технологии обработки ткани и

пищевых продуктов, технологии для начальных классов. Оба учителя могут вести

занятия по графике. информационным технологиям, элементам домашней,

экономики, и основам пред­принимательства, по разделу «Производство и

окружающая среда» основам художественного, конструирования и

профессиона­льному самоопределению.

С 1995г. в соответствии с новыми программами возможна ре­ализация. следующих

разделов- на имеющейся в школах матери­альной базе:

в начальной школе: технология обработки материалов (при­родных, бумаги,

проволоки...), культура дома (правила поведе­ния, сервировка стола), уход за

домом (уборка, мытье посуды, уход за домашними растениями и. т. д.),

информационные техно­логии, (обучающие, игры на ПЭВМ при наличии дисплейного

класса), выполнение творческих работ – проектов. Для реализа­ции, модуля

«электротехника» нужны простейшие электроконст­рукторы, для модуля «элементы

техники – механические, кон­структоры;

в средней школе: технология обработки конструкционных ма­териалов и

элементы машиноведения, культура дома, технологии обработки ткани и пищевых

продуктов, художественная обра­ботка материалов, строительные и

ремонтно-отделочные работы, информационные технологии (при наличии дисплейного

класса), выполнение проектов;

в старших классах: домашняя экономика и основы предпри­нимательства,

производство и окружающая среда, общественное производство и профессиональное

самоопределение, информаци­онные технологии (при наличии дисплейного класса,

художественная обработка материалов, техническое творчество, введение в

художественное конструирование (по выбору), выполнение про­ектов.

Специальная материальная база нужна для изучения радио­электроники в IV и IX

классах, электротехники в VIII классе, автоматики и цифровой электроники в IX

классе. Для преподавания этих модулей целесообразно использовать оборудование

школьного физического кабинета.

Таблица 1

Структурная модель изучения учащимися I—XI классов

общеобразовательных школ образовательной области «Технология»

Базовый инвариантный курс — минимальный стандартДополнительные вариативные курсы допрофессиональной и профессиональ­ной подготовки

Технология обработки конструкцион­ных материалов и элементы машино­ведения;

электрорадиотехнология; информационные технологии;

графика;

культура дома, технологии обработки ткани и пищевых продуктов; строительные ремонтно-отделочные работы;

общественное производство и профес­сиональное самоопределение; производство и окружающая среда; домашняя экономика и основы пред­принимательства;

техническое творчество; художественная обработка материалов; введение в художественное конструи­рование.

Теоретическое изучение — до 30% учебного времени;

практические и лабораторные рабо­ты — 70%, индивидуальные творческие проекты (10, начиная со II класса)

Художественный труд

Домоводство (для девушек) Домоводство (для юношей)

Хозяйка дома

Хозяин дома

Технология деревообработки

Технология обработки ткани Технология обработки пищевых про­дуктов

Технология обработки, металлов

Электромонтажные работы

Ремонтно-строительные работы Художественное конструирование Художественно-оформительские рабо­ты

Технология изготовления продуктов растениеводства

Технология изготовления продуктов животноводства

Строительные работы

Робототехника

Техника в быту

Радиотехника

Предпринимательство

Автомобиль

Техника в фермерском хозяйстве Домашняя экономика

Народные ремесла и промыслы Декоративно-прикладное и техниче­ское творчество

Курсы профессиональной подготовки и др.

Таблица 2

Примерное планирование часов

КлассЧасов в неделюНедель в четверти

Часы

в год

Содержание раздела

.

Часы в четверти
общиеварианты
III
1

2

2

2

2

9

7

10

7

66

Культура дома

Технология обработки материалов и элементы машиноведения

18

48

2

2

2

2

2

9

7

10

7

66

Культура дома

Информационные технологии Обработка материалов и элементы техники

Проект

18

14

20

14

3

2

2

2

2

9

7

10

7

66

Культура дома

Электротехника

Обработка материалов и элементы техники

Проект

18

14

20

14

4

2

2

2

2

9

7

10

7

66

Культура дома

Радиоэлектроника

Обработка материалов и элементы техники

Проект

18

14

20

14

5

2

2

2

2

9

7

10

8

68

Информационные технологии

Культура дома

Технология обработки конструкционных материалов с элементами ма­шиноведения (2, 3 четв.)

Культура дома, технология обработ­ки ткани и пищевых продуктов

Проект

6

12

34

16

12

34

16

6

2

2

2

2

9

7

10

8

68

Строительные ремонтно-отделочные, работы*

Технология обработки конструкционных материалов с элементами ма­шиноведения (2, 3 четв.)

Культура дома. технологии обработ­ки ткани и пищевых продуктов (1,2. 3 четв.)

Проект

18

34

16

52

16

7

2

2

2

2

7

7

10

8

68

68

Технология обработки конструкци­онных материалов с элементами машиноведения (1,2 четв.)

Культура дома, технологий обработки ткани и пищевых продуктов Художественная обработка материа­лов

Проект

34

18

16

52

16

Продолжение

КлассЧасов в неделюНедель в четвертиЧасы в годСодержание разделаЧасы в четверти
общиеВарианты
1II
8

2

2

2

2

1

9

7

10

8

68

34

Домашняя экономика и основы предпринимательства

Информационные технологии (игра «Предприятие»)

Электротехника

Художественная обработка материа­лов Проект

Графика

18

14

34

20

16

20

16

9

2

2

2

2

1

9

7

10

8

68

34

Радиоэлектроника

Электротехник», радиоэлектроника Автоматика, цифровая электроника Профессиональное самоопределение Проект

Графика,

20

34

18

14

16

18

14

16

10

2

2

2

2

9

7

10

8

68

Основы предпринимательства

Информационные технологии (машинное делопроизводство) Техническое творчество, основы ху­дожественного конструирования (по выбору)

Проект

18

14

20

16

11

2

2

2

2

9

7

10

8

68

Производство я окружающая среда Информационные технологии (ком­пьютеры в современном мире) Техническое творчества, основы ху­дожественного конструирования (по выбору).

Проект

18

14

20

16

Итого808

Примечание.

Предлагается два варианта изучения элементов техники: а) как в таблице – для

школ, где есть условия для изучения модуля «Электротехника»,

«Радиоэлектроника», «Информационные технологии»; б) традиционно, как раскрыто

содержание раздела «Элементы техники».

КУЛЬТУРА ДОМА, ОБРАБОТКА МАТЕРИАЛОВ И

ЭЛЕМЕНТЫ ТЕХНИКИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В I—IV классах осуществляется начальный этап профессио­нального

самоопределения учащихся, в ходе которого они знако­мятся с миром труда и

профессий, получают первоначальную общетрудовую подготовку и элементарные

навыки труда и быту. На этом этапе закладывается база для изучения на

следующей ступени трудового обучения общих основ производства и будуще­го

выбора профессиональной карьеры в условиях рынка труда.

Программа раздела направлена на решение следующих за­дач:

формирование элементов обобщенных технико-технологиче­ских и организационно-

экономических знаний;

формирование начальных общетрудовых и специальных уме­ний (преимущественно

ручного труда), основ трудовой и экологи­ческой культуры, умений кооперации и

сотрудничества в трудо­вом процессе;

развитие творческих возможностей учащихся, элементов тех­нического мышления,

конструкторских способностей;

формирование позитивного эмоционально окрашенного отно­шения к труду как

личной и общественной ценности, воспитание честности, порядочности,

ответственности, самостоятельности, инициативности, деловитости и

предприимчивости.

Перечисленные задачи решаются в комплексе во время бе­сед, наблюдений,

опытов, упражнений, выполнения практиче­ских заданий по изготовлению изделий.

Программа включает в себя вариативный набор содержания и форм подготовки

младших школьников к труду и строится по модульному принципу, благодаря чему

обеспечивается интегра­ция различных видов деятельности, необходимых для

достиже­ния учащимися целей обучения. Каждый из предложенных моду­лей, как

независимая единица содержания, представляет собой технологический процесс

обработки определенного материала либо группу работ, которые объединены

смысловым и логиче­ским единством и направлены на достижение комплексов

дидактической цели.

В структуре модуля представлены все элементы содержания обучения (знания,

умения, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностного отношения

к миру) по взаимосвязи со средствами их реализации Модулем охвачены основные

стороны современного производства (техника, технология, экономика и

организация) во взаимосвязи с природными (экологическими) и социальными

факторами трудовой деятельности.

При изучении всех модулей особой внимание уделяется их по­литехническому

содержанию.

Содержательной основой программы являются первоначальные знания о технологии

ручной обработки материалов, простейших технических устройствах, выращивании

растений, санитар­ном состоянии современного жилища.

Один из важнейших модулей программы – раздел «Культура дома». С I класса

предполагается ввести в этот раздел сведения об этикете: правила поведения в

семье, отношения с родст­венниками различного возраста, поведение за столом

(назначе­ние и использование по назначению посуды и приборов), сервировка

стола для чая, кофе, завтрака и т. п., простейшая уборка своей комнаты,

кухни. Изучение этого раздела предполагается осуществлять, организуя игровую

деятельность детей (игровые ситуации, игры-драматизации, сюжетно-ролевые

игры), проведение которых может быть запланировано как на уроке, так и во

внеурочное время, а оборудование изготовлено на уроке. В рам­ках именно этого

модуля предполагается изучение простейших приемов выращивания растений для

дома, которое направлено на развитие чувства прекрасного, способствует

ознакомлению с элементами дизайна в оформлении дома и квартиры.

При изучении элементов техники осуществляется формирова­ние у учащихся

представлений о назначении, видах и общем устройстве различных инструментов,

технических объектов, изде­лий, о принципах их работы, областях применения,

овладение элементами графической грамоты – «языком техники», умением анализа

и совершенствования конструкции в зависимости от на­значения и принципа

работы, развитие конструкторских, умений. В процессе создания макетов и

моделей из различных наборов деталей, при их использовании в играх-

драматизациях, различ­ных игровых ситуациях и т. п. происходит ознакомление

учащих­ся с многообразием современного мира техники и развитие их технических

способностей.

В III и IV классах учащиеся, если позволяют условия школы, изучают основы

электротехники, радиоэлектроники, информаци­онных технологий, которые вводят

их в современный мир и помо­гают адаптироваться в нем.

Изучение элементов технологии направлено на выявление об­щих закономерностей

изготовления изделий из различных мате­риалов. Любой технологический процесс

включает в себя следу­ющие этапы: получение заготовки, ее обработка с целью

получе­ния деталей (формирование), сборка деталей, отделка изделия. На первом

этапе учащиеся выбирают материалы и выполняют обработочные операции:

разметку, сгибание, резание, строгание, шлифование и т. д. Сборочный этап

предусматривает соединение отдельных деталей изделия различными способами:

склеивани­ем, сшиванием, «замками» (щелевой, клапаны), с помощью вин­тов и

гаек и др. Изделия отделывают аппликацией, окрашиванием, вышивкой, выжиганием

и т. д. Особое внимание уделяется формированию умений анализа технологии и

выполнения техно­логические операций при изготовлении изделий.

Ознакомление с элементами организации и экономики при­звано раскрыть учащимся

организационно-экономические зако­номерности производственной деятельности,

позволяющие со­здать наиболее рациональные условия труда. Сюда входят

орга­низация рабочего места и трудового процесса, распределение трудовых

функций в группе, умение планировать предстоящую работу, расчет необходимых

материалов и времени, выбор инст­рументов, приспособлений, рациональных

приемов работы, уме­ние контролировать, учитывать и оценивать проделанную

работу по Количеству и качеству и т. д.

Программа предусматривает включение детей в простейшие производственные

отношения при групповых формах организа­ции труда, что обеспечивает

возможность моделирования реаль­ной экономической деятельности, элементов

управления. На уро­ках, в процессе экскурсий, просмотра диафильмов младшие

школьники узнают о различных профессиях. Учитель последовательно знакомит

учащихся с правилами безопасной работы ин­струментами и санитарно-

гигиеническими требованиями к организации труда.

В каждом из классов запланировано время на выполнение проекта (4-я четверть),

позволяющего на практике реализовать полученные знания и умения. Это могут

быть коллективные проекты («Город будущего», «Улица моей мечты», «Город

мастеров», «В гостях у сказки» и т. п.) или индивидуальные. В ходе реализации

проекта надо самостоятельно разрабатывать тему (выбирать тему, собирать

информацию, планировать трудовую и организационно-игровую деятельность,

оформлять игровую среду) и защищать ее в виде игры-драматизации. В классе

мо­жет проводиться работа как над одним, так и над двумя-тремя проектам» (по

усмотрению учителя).

В основу содержания каждого модуля положена определен­ная последовательность

практических заданий, которые объеди­няют группы изделий (игрушки, сувениры,

дидактический материал, простейшие наглядные пособия и т. д.), сходные по

конструктивным особенностям и технологическим операциям. Это обеспечивает

учителю возможность дифференциации трудовых заданий, а учащимся – ситуацию

выбора

В программу включены также наблюдения с последующим обобщением опытов,

решение технико-технологических и организационно-экономических задач.

Полнота реализации задач трудового обучения на этом этапе возможна без

формирования у детей адекватной мотивации учебной и трудовой деятельности –

важнейшей составляющей готовности к труду. В решении этой и других задач

трудового обучения учителю помогут игровые формы организации учебной и

трудовой деятельности учащихся (дидактические игры, вообра­жаемые

путешествия, ролевые игры и др. ).

Набор модулей не является строго обязательным, отдельное модули могут быта

исключены, введены новые модули, изменена последовательности их прохождения с

тем, чтобы максимально учитывались индивидуальные потребности и возможности

учащихся, местные производственно-трудовые традиции, подготовленность учителя

к проведению отдельных видов работ. материально-техническое, обеспечение

школ.

Контроль выполнения рассматриваемой программы осуществ­ляется по следующим

параметрам качества:

степень самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий;

характер деятельности (репродуктивная, творческая);

качество выполняемых работ и итогового продукта.

При оценке выполнения практических заданий учитель мо­жет руководствоваться

следующими критериями:

«5» – работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением

технологической последовательности, качествен­но и творчески;

«4» – работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением

технологической последовательности, при выпол­нении отдельных операций

допущены небольшие отклонения; общий вид изделия аккуратный;

«З» – работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с нарушением

технологической последовательности, отдельные операции выполнены с

отклонением отобразив (если не было .на то установки), изделие оформлено

небрежно или не закончено в срок;

«2» – ученик самостоятельно не справился с работой, техно­логическая

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ