Методические указания: Программа по Технологии
последовательность нарушена, при выполнении, операций допущены большие
отклонения, изделие оформлено небрежно и имеет незавершенный вид.
ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ,
ФОРМИРУЕМЫХ У УЧАЩИХСЯ
1 класс
Учащиеся должны знать.
Общетрудовые сведения: об организации трудового процесса, о конструкции
изделий, о разделении труда, его качестве, ритмичности.
По элементам технологии виды материалов, обозначенных в программе, их
свойства, название, назначение и приемы безопасной работы инструментами и
приспособлениями, обозначенными в программе;
последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание,
сборка, оформление;
приемы разметки заготовок сгибанием, по шаблону, трафарету
способы соединения деталей: клеем, нитками;
способ контроля – по шаблону;
о массовых профессиях (общие сведения);
части растений, условия жизни и правила ухода за комнатными растениями;
о семенном размножении растений (общее представление).
По элементам техники: устройство простейших макетов и моделей окружающего
мира; типовые детали набора типа «Конструктор», «Механик», «Строитель» и
др.;
виды соединения деталей;
последовательность сборки технических устройств
По элементам социального опыта: основы культурного поведения.
Учащиеся должны уметь.
Общетрудовые умения: организовать рабочее место в соответствии с
используемым материалом и поддерживать порядок во время работы;
под руководством учителя проводить анализ изделия, планирование
последовательности его изготовления и осуществлять контроль результата
практической работы по шаблону, образцу изделия, рисунку;
работать индивидуально и парами с опорой на готовый план в виде рисунков,
инструктажа. Осуществлять контроль качества работы друг друга;
соблюдать правила безопасной работы инструментами, указанными в программе.
По элементам технологии: экономно выполнять разметку заготовок; размечать по
шаблону с опорой на образец изделия и его рисунок;
резать ножницами;
соединять детали клеем, нитками;
эстетично оформлять изделие аппликацией, прямыми стежками и их вариантами,
проявлять элементы творчества;
использовать для сушки готового изделия пресс;
ухаживать за комнатными растениями;
проращивать крупные семена растений;
По элементам техники: подбирать детали для работы;
собирать модель или макет из деталей набора по образцу фотографии;
проверять модель в действии.
По элементам социального опыта: обслуживать себя (гигиена тела и одежды),
выполнять правила поведения за столом и в общественных местах
II класс
Учащиеся II класса должны знать.
По элементам технологии: название, назначение и приемы работы измерительными
инструментами (линейка, угольник, циркуль);
последовательность технологических операций: разметка, резание,
формообразование, сборка, оформление;
приемы построения прямоугольника с помощью измерительных инструментов;
способ контроля – линейкой, угольником, циркулем;
названия профессий людей, связанных с обработкой материалов, с которыми
работают учащиеся;
основные виды работ по выращиванию растений: обработка почвы, посев
(посадка), уход за растениями (сбор урожая); отличительные признаки семян;
общее понятие о размножении растений черенками.
По элементам техники: рабочие машины;
принцип действия и устройство простейших моделей транспортных,
транспортирующих и технологических машин;
применение этих машин в народном хозяйстве, профессии людей, обслуживающих
эти машины.
По элементам социального опыта: культурные и трудовые традиции своей семьи.
Учащиеся должны уметь.
Общетрудовые умения: самостоятельно выполнять всю работу по составленному
вместе с учителем плану с опорой на технический рисунок, эскиз, чертеж,
инструкционную карту;
работать парами, осуществлять попеременно функции контролера и бригадира;
осуществлять контроль результатов практической работы с помощью линейки,
угольника, циркуля.
По элементам технологии: читать простейший чертеж (эскиз);
выполнять разметку с помощью измерительных инструментов;
соединять детали различными видами «замков» (щелевым, клапанами, полосками
бумаги), тонкой проволокой; ,
оформлять изделия и соединять детали прямыми и петлеобразными стежками и их
вариантами;
решать несложные технологические задачи;
выполнять простейшие работы по выращиванию растений из семян и черенков.
По элементам техники: осуществлять простейшую классификацию рабочих машин;
собирать модели транспортных, транспортирующих и технологических машин по
образцу, технологическому рисунку, условиям.
По элементам социального опыта: обслуживать себя (чистка одежды).
III класс
Учащиеся III класса должны знать.
Общетрудовые знания: обязанности членов бригады.
По элементам технологии: последовательность технологические операций: выбор
заготовок, разметка, разделение заготовок на ости, формообразование, сборка,
оформление;
приемы построения простейших разверток с помощью шаблона и измерительных
инструментов;
название профессий людей, связанных с получением материалов, с которыми
работают учащиеся;
о двулетних растениях (общее понятие);
о размножении растений корневыми отпрысками, делением куста (общее понятие),
По элементам техники: принцип действия и устройство простейших моделей
транспортирующих машин;
Применение транспортирующих машин в народном хозяйстве профессии людей,
обслуживающих эти машины; о передаче вращательного движения (виды передач) –
общее представление;
общее представление об электрическом токе, его использовании, правилах
безопасности.
По элементам социального опыта: культурные традиции родного края и их
отражение в декоративно-прикладном искусстве.
Учащиеся должны уметь.
Общетрудовые умения: выполнять работу по самостоятельно составленному плану с
опорой на схему;
работать в бригаде (3—4 чел.), распределяя обязанности с помощью учителя,
осуществлять взаимоконтроль, выполнять обязанности членов бригады.
По элементам технологии: выбирать заготовку в зависимости от свойств
материала и назначения изделия;
строить несложную развертку известными способами;
резать картон ножом;
оформлять изделия и соединять детали косыми стежками и их вариантами;
изменять конструкцию изделия с заданными условиями;
выполнять простейшие работы по выращиванию растений из корневых отпрысков и
делением куста.
По элементам техники: собирать модели транспортирующих машин по техническому
рисунку, маршрутной карте;
составлять простейшие электрические цепи по схеме.
По элементам социального опыта: обслуживать себя (несложная починка одежды);
оказывать посильную помощь старшим;
поддерживать чистоту в доме (доступные виды работ).
IV класс
Учащиеся должны знать.
Общетрудовые знания: об организации трудового процесса в зависимости от его
характера (индивидуальный или коллективный).
По элементам технологии: виды изученных материалов и их свойства;
название и назначение ручных инструментов по обработке уже изученных
материалов, приемы безопасной работы с ними.
этапы технологического процесса и их особенности для каждого изучаемого
материала;
способы контроля деталей и изделия;
название массовых профессий и профилей, характерных для данного региона;
способы размножения растений (общее понятие);
об однолетних, двулетних и многолетних растениях;
основные приемы выращивания растений (подготовка почвы, подготовка
посадочного материала, посев (посадка), уход за растениями).
По элементам техники рабочие машины;
принцип действия и устройство простейших моделей транспортных,
транспортирующих и технологических машин;
применение машин в народном хозяйстве, профессии людей, обслуживающих эти
машины;
о механизации производственных процессов в сельском хозяйстве (общее
представление) и промышленности;
о конструктивных особенностях городского и сельского дома (общее представление).
По элементам социального опыта: культура поведения и труда;
культурные и трудовые традиции семьи, села, родного края;
предоставление о пользовании отоплением, газом, транспортом, бытовыми
приборами,
правила безопасного пользования бытовыми приборами, газом, отоплением.
Учащиеся должны уметь.
Общетрудовые умения, организовать рабочее место в соответствии с практическим
заданием и поддерживать порядок во время работы;
выделять существенные признаки объектов труда (анализ) и основные этапы их
изготовления, устанавливать последовательность выполнения технологических
операций (планирование), сличать промежуточные результаты с образцами
(самоконтроль);
работать индивидуально и коллективно (5 – 6.чел.), самостоятельно
распределять обязанности, сообща решать поставленные задачи,
выполнять работу в заданное время;
проявлять элементы творчества на всех этапах;
соблюдать, правила безопасности работы ручными инструментами.
По элементам технологии: определять технологическую последовательность
изготовления предложенного учителем или выбранного учащимся изделия и
выполнять необходимые для его изготовления технологические операции в
изученном объеме;
эстетично оформлять изделия и соединять детали петельными и крестообразными
стежками;
вносить предложения по совершенствованию конструкций и технологии
изготовления изделий; практически реализовывать доступные учащимся
предложения;
выполнять простейшие работы по выращиванию растений.
По элементам техники осуществлять простейшую классификацию рабочих машин;
собирать модели действующих игрушек, транспортных, транспортирующих и
технологических машин по образцу, техническому рисунку, условиям,
кинематической схеме.
По элементам социального опыта: обслуживать себя (следить за одеждой, телом,
питанием);
оказывать посильную помощь младшим и старшим;
выполнять носильную, домашнюю работу;
пользоваться бытовыми приборами, газом.
ПРОГРАММА Культура дома
Нетрадиционный для школы раздел программы «Культура дома» включает ряд важных
для жизни и развития ребенка аспектов: общение в семье, поведение дома и в
общественных местах, простейшие работы по дому. Так как содержание раздела
может быть очень насыщенным информацией, а возможности детей воспринимать эту
информацию ограниченны, реально материал этого раздела целесообразнее
включать в различных вариантах в контекст урока, содержание которого позволит
в достаточной мере использовать те или иные изделия для обыгрывания ситуаций
или включения детей и игровую деятельность. Так, изготовление аппликации
«Салфетка к чаю» позволит провести дидактическую игру по теме «Сервировка
стола к чаю» и т. п. Каждый учитель самостоятельно планирует ряд объектов
труда для изучения на уроке, в соответствии с чем и соотносит темы с
конкретными уроками. Поэтому ограничимся перечислением тем и дадим некоторые
названия игр, список которых может быть дополнен в каждом отдельном классе
учителем.
Примерные темы занятий
I – II классы. Дом и семья. Жилище человека. От хижины до дворца.
Семья – семь «Я». Уважительное отношение к старшим членам семьи, престарелым
родственникам.
Праздники в семье. Сувениры и подарки, знаки внимания.
Прием гостей, правила хорошего тона в обращении с друзьями, знакомыми и
родственниками. Сервировка стола к чаю, кофе. Подготовка простых бутербродов.
Варианты оформления и подачи на стол печенья, конфет, бутербродов и т. п.
Элементарные приемы уборки своей комнаты, кухни.
III – IV классы. Дом, в котором ты живешь. Элементу рационального размещения
предметов на рабочем месте во время подготовки к школьным занятиям, игр;
мебели в комнате, на кухне и т. п.
Элементы оформления интерьера комнаты, рабочего места, уголка для игр,
балкона, мелочи для кухни, ванной комнаты и т. п.
Домашние помощники. От агрегатов до мелочей. Праздник для всех. Быстро,
красиво и аппетитно. Сервировка стола, для завтрака, обеда, ужина, посуда и
приборы, и назначение.
Уборка помещений – влажная и сухая, санитарно-гигиенические правила обработки
посуды, ухода за мебелью, одеждой и т. п. Транспорт и пассажир.
Взаимоотношения в общественных местах со сверстниками, взрослыми,
престарелыми людьми.
Раздел программы «Культура дома» может включать различные модули в
соответствии с местными условиями каждого региона. Авторы предлагают наиболее
приемлемые модули для сегодняшних условий. Выбор модулей и их наполнение на
этапе определения содержания образовательной области «Технология» определяет
сам учитель.
Модуль I. Личная гигиена и гигиена жилища
Класс | Тема | Теоретические сведения | Практические | Умения | работы | I II II-III II II — IV | Режим дня Личная гигиена Гигиена одежды и обуви Гигиена труда Гигиена жилища | Значение здорового образа жизни. Необходимость соблюдать режим дня. Чистота тела — основное требование гигиены. Правила личной гигиены. Влияние закаливания на здоровье человека. Виды закаливания. О необходимости бережного отношения и ухода за одеждой. Чистка одежды, обуви Организация рабочего места. Влияние освещения на зрение. Необходимость проветривания помещения. Санитарно-гигиенические требования к жилищу. Особенности строения сельского дома и его микросреды (современного и традиционного). Жилища других народов, их особенности | Соблюдение режима труда и отдыха. Выполнение распорядка дня Соблюдение правил личной гигиены. Закаливание (хождение босиком, игры на воздухе) Чистка одежды и обуви. Стирка мелких предметов одежды. Общие и сезонные требования к одежде. Национальные особенности одежды Содержание в чистоте и порядке рабочего места. Правильное освещение Сухая (с 7 лет), влажная (с 9 лет) уборка помещений Пользование печью и газом под контролем взрослых (с 9 лет) | Составление распорядка дня. Выполнение приемов личной гигиены. Игры на воздухе. Чистка одежды, обуви Упражнение в соблюдении правил гигиены труда Сухая и влажная уборка помещений. Пользование газом |
Модуль 2. Элементы кулинарии
Класс | Тема | Теоретические сведения | Практические | Умения | работы | I I – II III III III IV | 1. Правила поведения за столом 2. Правила пользования столовыми приборами 3. Сервировка стола 4. Общие требования к продуктам питания 5. .Простейшие блюда, не требующие тепловой обработки 6. Приготовление блюд, требующих несложную тепловую обработку | Правила поведения за столом. Пользование салфеткой О назначении столовых приборов Правила пользования ими. Посуда наших прадедов. Традиции Хохломы, гжели и др. Расположение посуды и приборов на столе. Их назначение. О значении продуктов питания в жизни человека. Питательные свойства продуктов. Общие требования продуктам питания (зрелость, свежесть). О последствиях употребления некачественных продуктов Гигиена кулинарных работ правил безопасности работы ножом Виды бутербродов. Правила безопасного обращения с плитой печью. Последовательность приготовления некоторых блюд. Блюда национальной кухни. | Приготовление к приему пиши. Пользование салфеткой. Общение за столом. Прием пищи. Окончание приема пищи Пользование ложкой, вилкой, ножом Простейшая сервировка стола Определение зрелости овощей и фруктов по внешнему виду и вкусу. Соблюдение правил гигиены их техники безопасности во время кулинарных работ. Приготовление различных бутербродов. Соблюдение правил безопасного пользования плитой, печью. Приготовление несложных блюд. | Упражнения в выполнении правил поведения за столом. Упражнения в пользовании столовыми приборами Сервировка стола перед принятием пиши. Упражнения в определении зрелости овощей и фруктов Приготовление бутербродов Приготовление яичницы, омлета, варка яиц, картофеля в мундире и др. блюда национальной кухни. |
Модуль 3. Цветы в доме
| | | | | I II III IV III IV III | 1. Комнатные растения в доме 2. Строение растений Условия жизнедеятельности 3. Выращивание растения из его частей (черенков) 4. Выращивание растения из его подземных частей 5. Выращивание растений луковицами и клубнями 6 Перевалка комнатных растений 7. Пересадка комнатных растений 8. Украшение жилища срезанными цветами | Значение комнатных растений для украшения жилища, дыхания человека. Многообразие комнатных растений. Части растения (наземные, подземные). Представление о влиянии света, тепла и влаги на жизнедеятельность растений. Правила ухода. Понятие о стеблевом и листовом черенке. Приемы заготовки черенков, посадки и ухода за ними Понятие о размножении растений корневыми отпрысками и делением куста Приемы посадки луковиц и клубней. Уход за растениями Понятие о перевалке. Приемы перевалки Понятие о пересадке, ее влиянии на рост и развитие растений Время и приемы срезания цветов. Сроки цветения и плодоношения изучаемых растений. Разнообразие их цветков | Определение распространенных комнатных растений Уход за комнатными растениями: полив, опрыскивание водой, рыхление почвы, удаление засохших листьев Черенкование растений. Посадка черенков. Уход за растениями Деление куста, выкапывание корневых отпрысков Выполнение приемов посадки луковиц и клубней. Уход за растениями. Осуществление перевалки. Осуществление пересадки Срезка цветов Для букета. Подбор цветов в букет. Выбор вазы для букета | Определение названия комнатных растений Наблюдение за влиянием света, тепла и влаги на жизнедеятельность растений Наблюдение за ростом растений. Черенкование. Размножение растений делением куста. Наблюдение за их ростом Выращивание растений из луковиц и клубней. Перевалка комнатных растений Пересадка растений. Наблюдение за растениями Изготовление букетов |
Продолжение
IV | 9 Украшение жилища засушенными цветами | Растения, которые можно засушивать для букета, панно. Приемы засушивания, срезанных растений. | Засушивание цветков, растений. Составление букетов и композиций | Засушивание растений. Составление букетов и композиций |
Модуль 4. Семейные праздники
Класс | Тема | Теоретические сведения | Практические работы | I III IV | 1 Традиции семьи 2. Традиции, обычаи и обряды родного села и города 3 Традиции, обычаи и обряды родного края | Общее понятие о традициях. Сохранение семейных, культурных традиций. Знание своих родственников, предков. Общее понятие об обычаях и обрядах. Участие семьи в жизни села, традиции и обычаи родного края Ремесла окрестных сел и деревень. Национальная одежда, обрядовые предметы быта. Писатели и художники, отображавшие в своем творчестве традиции народа | Беседы с членами семей о семейных традициях. Наблюдение и участие в семейных праздниках. Оформление семейных праздников. Встречи с мастерами декоративно-прикладного искусства, промыслов Наблюдение народных традиций и праздников в селе. Встречи с мастерами соседних сел, районов Участие в народных праздниках |
Модуль 5 Ремонт книг и переплетные работы
Класс | Практические задания | Опорные | знания | Умения | I II III IV | Ликвидация разрывов на полях и по тексту Вклеивание выпавших листов в книгу Ремонт книг типа брошюр, крепление отдельно выпавших тетрадей к книжному блоку Изготовление переплетных крышек. Ремонт и крепление выпавшего блока к переплетной крышке | Отношение бумаги к влаге. Приемы работы по шаблону, резание ножницами Приемы работы измерительными инструментами (линейка. угольник). Построение прямоугольника с помощью измерительных инструментов Прямые стежки. Приемы работы шилом, иглой Технический рисунок, чертеж. Определение размеров заготовки. Приемы резания картона ножом | Разметка деталей по шаблону. Резание бумаги ножницами. Склеивание деталей. Сушка под прессом Разметка с помощью измерительных инструментов Выполнение прямых стежков. Работа по инструкционной карте. Выполнение отверстий шилом Определение размеров заготовок и их разметка. Резание картона ножом, надрезание линий сгиба |
Модуль 6. Работа с природным материалом
Класс | Практические задания | Опорные | знания | умения | I | 1. Аппликационные работы (листья, цветы) 2. Работа с глиной 1. Аппликационные и мозаичные работы (сережки клена, ясеня, семена растений, листья и цветы, солома и яичная скорлупа) 2. Изделия из шишек, желудей каштанов, скорлупы орехов, корней, веток, мха, ракушек камешков 3. Работа с глиной | Композиция, сочетание цветов. Приемы работы ножницами, клеем. Способы подготовки материала к работе. Использование глины Инструменты и приспособления Правила сбора, хранения материалов Приемы обработки Способы крепления материала на бумажной основе Инструменты. Способы соединения деталей Знакомство с творчеством народных умельцев. Керамика. Приемы лепки из глины. Стилизация в лепке. Отделка изделия | Подготовка материала к работе. Свободное вырезывание и разметка по шаблону. Составление композиции Резание ножницами Приклеивание деталей Подготовка глины к работе. Приемы лепки Ра бота стеками Заготовка, обработка материала. Составление композиции. Закрепление материала на основе с помощью ниток, клея. Высушивание растений Работа шилом, ножом. Соединение деталей пластилином, клеем, на шипах. Лепка способом кругового налепа. Лепка из целого куска глины | III | 1. Аппликационные работы (солома). 2. Изделия из мочала, соломы 3. Работа с глиной | Приемы обработки. Инструменты и приспособления Приемы закрепления мочала и соломы в пучке. Приемы плетения и сборки готового изделия Знакомство с творчеством народных умельцев. Глиняная игрушка. Обжиг. Отделка изделия | Заготовка, обработка соломы. Приклеивание к бумажной или деревянной основе. Подготовка материала к работе. Плетение. Обжиг. |
Оборудование: ножницы, карандаш простой, игла, шило, нож переплетный, стека,
столик для лепки.
Модуль 7. Вязание
Класс | Тема | Теоретические сведения | Практические | умения | работы | I | 1. Национальные традиции искусства вязания родного края | О традициях ручного вязания в семье, селе, крае Особенности местных узоров, фасонов изделий | Узнавать изделия мастеров родного края | Рассматривание образцов изделий, изготовленных в семьях односельчанами, в краеведческом музее | I – IV I II III IV II III IV | 2 Материалы для вязания 3. Вязание крючком: а) инструменты б) вязание цепочки в) вязание столбиков без накида г) обработка края изделия крючком д) вязание простейших ажурных изделий 4.Вязание на спицах а) инструменты б) вязание лицевых петель в) вязание изнаночных петель | Виды ниток для вязания, их свойства, назначение Виды крючков, их назначение. Приемы безопасной работы Прием образования петли Прием вывязывания столбиков без накида Приемы обработки края изделия крючком Приемы выполнения столбиков с накидом, воздушных петель Виды спиц, их назначение, правила безопасной работы Прием образования лицевой петли Прием образования изнаночной петли | Подбирать нитки для различных видов изделий Подбирать нужный номер крючка. Удерживать крючок в руке Вывязывание ряда петель в цепочку Вязание столбиков без накида Обвязывание края изделий крючком Выполнение несложных рисунков из столбиков и воздушных петель Подбирать спицы в зависимости от толщины пряжи Выполнение лицевых петель Выполнение изнаночных петель Вязание несложных рисунков по их описанию | Рассматривание образцов ниток, пряжи. Подбор ниток для различных изделий Упражнения в подборе крючков для различных типов пряжи, в приеме удерживания крючка Изготовление шнура для волос, закладки Изготовление закладок, пояска, ободка для волос Обработка краев носовых платочков, салфеток, ремонт трикотажных изделий Изготовление узких кружев, манжет на платье и др. Упражнения в подборе спиц и наборе петель Упражнения в выполнении лицевых петель (шарфик кукле) Упражнения в выполнении изнаночных петель, сочетании лицевых и изнаночных петель Одежда кукле (шарф, шапочка, пинетки) |
Модуль 8. Плетение и ткачество
Класс | Тема | Теоретические сведения | Практические | умения | работы | II III IV III | 1. Национальные традиции ткачества 2 Изготовление плетеных изделий 3. Изготовление изделий на ткацкой рамке (двуцветные) 4. Изготовление изделий на ткацкой рамке (многоцветные). 5. Виды переплетения нитей основы и утка | Особенности ткацкого ремесла края (общее представление). Традиции семьи, села О материалах: нитки, шнур, сутаж. Их свойства. Виды плетения в несколько нитей. Основа, уток. Устройство ткацкой рамки, челнока. Прием заправки нити основы и челнока Приемы получения многоцветного изделия с помощью разноцветных ниток Полотняное, саржевое | Отличать работы мастеров родного края Подбирать материал по качеству и цвету. Выполнять плетение косички из тесьмы, шнура. Плетение из бумажных полос Заправлять нитки основы и утка Заправка ниток нескольких цветов Заделка концов нитей узлами Узнавать переплетения | Рассматривание образцов ткачества и плетение Упражнение в приемах плетения. Салфетки, шнуры для волос, помпоны, закладки и др. Изготовление салфеток ковриков и т.п. Изготовление ковриков, салфеток, накидок на табурет и др. Наблюдение образцов переплетения |
Модуль 9. Выращивание цветочно-декоративных растений
Класс | Темы | Теоретические сведения | Практические работы | I II | 1 Выращивание растений из крупяных семян 2. Сбор семян и подготовка их к хранению 3. Выращивание растений из мелких и средних семян | Представление о размножении растений семенами. Правила и основные приемы ухода за растениями. Названия растений Представление о семени. Отличительные признаки семян выращенных растений Разнообразие цветочно-декоративных культур. Правила ухода за выращиваемыми растениями Ознакомление с внешними признаками семян | Разметка делянок для посева семян. Посев семян. Уход за растениями (полив, рыхление) Очистка, просушка сортировка, упаковка в пакетики семян, маркировка Рыхление грядок граблями Намачивание семян Заделка в бороздки. Установка этикеток. Уход за посевами (прополка, рыхление, полив) | III IV | 4. Выращивание растений из частей стебля 5. Срез цветоносов 6. Осенняя обработка почвы 7. Посадка и уход за растениями, посаженными весной 8. Размножение растений подземными частями 9. Осенняя обработка почвы в цветнике 10. Размножение растений луковицами и клубнями | Понятие о стеблевом черенке. Приемы заготовки черенков, посадки и ухода Сроки цветения и плодоношения изучаемых растений. Разнообразие их цветков и плодов Значение очистки почвы от растительных остатков Уход за окоренившимися черенками. Понятие о двулетних растениях Понятие о способе размножения растения корневыми отпрысками, делением куста Понятие об удобрениях Приемы посадки луковиц и клубней. Уход за растениями | Черенкование растений Посадка черенков в грядки Уход за растениями Срезка цветов для букета Очистка почвы от остатков растений, перекопка Высадка окоренившихся черенков в грунт Уход за посадками. Мульчирование Деление куста Выкапывание корневых отпрысков. Посадка, уход Внесение органических удобрений в почву (навоз, торф) Выполнение приемов посадки луковиц и клубней и уход за растениями | | | | | |
Модуль 10. Выращивание овощных культур
Класс | Темы | Теоретические сведения | Практические работы | I II | 1 Выращивание лука на перо 2 Выращивание растений из семян (зеленные овощные и корнеплоды) 3. Сбор и учет урожая 4. Осенняя обработка почвы 5 Отбор семенников | Общее представление о луковице. Значение витаминов Ознакомление с внешними признаками семян, качеством семян, отбираемых для посадки Признаки зрелости плодов и овощей Значение очистки почвы от остатков растений и перекопки Признаки готовности семенников к уборке Понятие о двулетних растениях. Условия хранения семенников | Выращивание лука на перо Подготовка гряд (разравнивание граблями), намачивание семян, заделка в бороздки, установка этикеток, уход за посевами Сбор урожая Очистка почвы от остатков растений, перекопка Приемы уборки и хранения семенников | IV | 6. Высадка семенников в грунт 7. Размножение растений луковицами | Подготовка почвы и семенников к посадке Уход за ними Понятие о луковичном размножении растений Приемы посадки луковиц, уход за ними | Перекопка почвы. Подготовка и высадка семенников. Уход за растениями сбор семян Выращивание чес нока и лука из севка |
Модуль 11. Уход за мелкими животными и молодняком
Класс | Темы | Теоретические сведения | Практические работы . | I II III IV | 1.Уход за домашними животными 2. Уход за мелкими животными «Уголка живой природы» 3. Уход за молодняком 4. Уход за домашней птицей. | Особенности поведения, питания кошек, собак. Представители этих семейств Место обитание, особенности поведения и питания Условия содержания цыплят, крольчат, ягнят и др. Условия содержания. Виды ухода за домашней птицей | Кормление, наблюдение за поведением Кормление, чистка клеток наблюдение за поведением Заготовка кормов (крольчатам), кормление Подготовка кормление, поение домашних птиц |
Модуль 12. Элементы техники.
Учащиеся в процессе изучения этого раздела программы получают общие
представления о технических устройствах, машинах, их видах и применении;
знакомятся с массовыми профессиями людей, работающих в различных отраслях
промышленности.
В процессе сборки моделей и макетов из наборов деталей различного типа у
учащихся формируются монтажные умения. Сборка моделей и макетов
осуществляется по готовым образцам, техническим рисункам, маршрутным картам
как индивидуально, так и коллективно.
В основу изучения данного раздела положены наиболее общие понятия, которые
являются базовыми для формирования системы знаний о механизмах и машинах:
понятия о механизме как элементе машины (механизмы передач),
понятие о рабочей машине, сформированное на базе обобщенных представлений об
устройствах и вариантах механизмов передачи и функциональной роли
преобразователей движения – механизмов передачи;
понятие о колесе как универсальном, функциональном элементе всякого механизма
передачи и преобразования движения;
понятие о взаимодействии элементов механизмов, их звеньев с особенностями
проявления их в различных технических конструкциях.
Программой предусмотрено также сообщение учащимся элементарных сведений о
механических машинах и электрическом токе.
Раздел программы может быть расширен по усмотрению учителя за счёт времени,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|