Рефераты

Методические указания: Программа по Технологии

особенности обработки края рисунка;

технология выполнения съемной аппликации;

правила подбора фурнитуры в зависимости от вида ткани, назначения я модели

изделия;

способы прикрепления бисера, и блесток;

правила сочетания аппликаций с вышивкой;

особенности окончательной отделки изделий из разных тканей;

правила ухода за изделиями с отделкой аппликацией, вы­шивкой, бисером и

блестками.

Учащиеся должны уметь:

подбирать из журналов мод и составлять рисунки для аппли­каций;

выполнять аппликации из различных материалов;

обрабатывать края рисунка, подбирать фурнитуру к изделию,

выполнять отделку изделий бисером и блестками, сочетать аппликации с вышивкой;

выполнять окончательную отделку изделия с вышивкой, ап­пликацией, бисером и

блестками.

Макраме и фриволите

Учащиеся должны знать:

история развития и возможности техники макраме и фриво­лите;

материалы для выполнения плетения в технике макраме и фриволите, инструменты

и приспособления;

технология плетения узлов и узоров;

конструктивные детали и декоративные элементы, вплетае­мые в изделия;

определение длины нити;

устройство челнока, правила намотки ниток на челнок;

технология плетения в технике фриволите одним и двумя чел­ноками;

правила выполнения рисунков плетения.

Учащиеся должны уметь:

подбирать материалы для плетения;

пользоваться инструментами и приспособлениями;

выполнять основные узлы и узоры;

вплетать в узоры декоративные элементы и конструктивные детали в технике

макраме;

определять длину нити;

наматывать нити на челнок;

выполнять плетение в технике фриволите одним и двумя чел­ноками;

выполнять эскизы рисунков плетения.

Машинная вышивка

Учащиеся должны знать:

возможности применения машинной вышивки в отделке со­временной одежды;

инструменты, приспособления, материалы для машинной вы­шивки;

правила подготовки швейной машины к работе, ухода за ма­шиной, регулировки

натяжения нити;

способы закрепления ткани в пяльцах;

способы перевода рисунка на ткань;

приемы вышивания на машине;

техника выполнения простых и сложных швов;

приемы выполнения художественной машинной вышивки простыми и сложными швами;

правила обработки изделий после вышивки.

Тематический план

№ п/п.ТемаКоличество учебных часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Вязание на спицах

Материалы и инструменты. Правила начала вязания.

Технология выполнения простых петель.

Убавление, прибавление и закрывание петель.

Соединение петель

Аппликация и вышивка

Виды и способы выполнение аппликации.

Подбор фурнитуры.

Окончательная отделка изделий.

Макраме и фриволите

Материалы и приспособления для выполнения изделий в технике макраме.

Приемы выполнения изделий в технике макраме.

Инструменты и приемы работы в технике фриволите.

Выполнение различных узлов в технике фриволите

Художественная вышивка на швейной машине

Возможности и инструменты машинной вышивки.

Приемы вышивания на машине.

Контурные и отделочные строчки.

Технология выполнения машинной вышивки простыми и сложными швами.

10

2

2

4

2

10

4

4

2

10

2

2

2

4

10

1

2

3

4

Учащиеся должны уметь:

переоборудовать и налаживать, швейную машину для выпол­нения машинной вышивки;

заправлять ткань в пяльцы для, работы на швейной машине;

выполнять различные швы и применять их для художествен­ного оформления

швейных изделий;

выполнять окончательную обработку швейных изделий после

вышивки.

ПРОГРАММА

Вязание на спицах

Материалы и инструменты. Правила начала вязания (2 ч)

Краткие сведения из истории этого старинного рукоделия. Ассортимент изделий,

выполняемых в технике вязания на спицах.

Материалы и инструменты для вязания. Характеристика шерстяных, пуховых,

хлопчатобумажных и шелковых нитей. Правила подбора спиц из стали, пластмассы,

кости, древесины в зависимости от качества и толщины нити. Правила начала

вя­зания на двух и. пяти спицах. Накидывание петель (скрещенное, вязаное,

накидка простыми петлями, накидка двойными петля­ми, накидка с пико).

Условные обозначения, применяемые при вязании на спицах.

Технология выполнения простых петель (2 ч)

Правильное положение рук при вязании на спицах. Техноло­гия выполнения

простых петель различными способами. Воздуш­ная петля.

Убавление, прибавление и закрывание петель (4 ч)

Убавление и прибавление петель. Закрывание петель. После­довательность

вязания носков. Вывязывание пятки и носка. Штопка вязаных изделий.

Соединение петель (2ч)

Соединение петель по лицевой стороне. Соединение петель по изнаночной

стороне. Вязание двумя нитками различной тол­щины.

Примерный перечень практических работ.

1. Изготовление образцов вязания на спицах.

2. Выполнение эскизов вязаных декоративных элементов для платьев.

3. Изготовление образца детской шапочки и шарфика в уменьшенном масштабе.

4. Изготовление образца детского носочка в масштабе 1:4.

5. Изготовление образца ажурной салфетки, воротничка или манжеты.

6. Выполнение эскизов интерьера столовой, украшением кото­рой будут изделия,

связанные на спицах (скатерть или кайма скатерти, салфетки, занавески,

декоративные вазочки и др.).

Аппликация и вышивка

Виды и способы выполнения аппликации (4 ч)

Значение аппликации в старинной народной вышивке. Ап­пликации из кожи, меха,

атласа, бархата и других материалов. Сочетание аппликации с другими видами

вышивки (бисером и блестками, вышивкой гладью, крестом и др.). Особенности

об­работки края рисунка у осыпающихся и неосыпающихся тканей. Способы

выполнения аппликаций на тонких тканях, на трикота­же, на сетке, на канве.

Съемная аппликация. Зарисовка аппли­каций из журналов мод.

Примерный перечень практических работ.

1. Зарисовка образцов старинной вышивки.

2. Выполнение аппликаций из различных материалов.

Подбор фурнитуры (4ч)

Подбор фурнитуры по цвету, размеру, фактуре в зависимости от назначения,

модели и ткани изделия. Различные способы при­крепления бисера и блесток.

Сочетание с другими швами (гладь, роспись, аппликация, стебельчатый шов и

др.), позволяющими создать разнообразную фактуру узора и всего изделия.

Окончательная отделка изделий (2 ч)

Обработка изделия после вышивки. Особенности окончатель­ной отделки изделий

из разных тканей: лен, хлопок, крепдешин, вискоза и др. Уход за изделиями с

отделкой вышивкой, блестка­ми и бисером.

Примерный перечень практических работ.

1. Художественная вышивка блузки из шерсти, трикотажа бисером и блестками.

2. Выполнение эскизов костюма, платья, блузки, в художест­венном оформлении

которых будут присутствовать бисер и бле­стки.

Макраме и фриволите

Материалы и приспособления для выполнения, изделий в технике макраме (2ч)

Краткие сведения из истории макраме. Знакомство с возмож­ностями данной

техники. Материалы для плетения (хорошо кру­ченая пеньковая веревка,

шелковый, льняной или синтетический шнур, шпагат, сутаж, металлические нити,

кожа и др.).

Приспособления для плетения (полумягкая подушка, дощеч­ка, струбцины, крючки,

швейные булавки с головками, ножницы, сантиметровая лента и др.).

Конструктивные детали, позволяющие сохранять форму пле­теного полотна в

абажурах, кашпо, сумочках, игрушках и т. п. Декоративные элементы, вплетаемые

в изделия: дерево, керамика, сезаль и др.

Приемы выполнения изделий в технике макраме (2 ч)

Приемы плетения узлов и узоров. Крепление нити на основе различными

способами. Основные узлы и узоры. Технология вы­полнения основных узлов.

Определение длины нити.

Примерный перечень практических работ.

1. Изготовление образцов плетения с применением различ­ных узлов.

2. Выполнение эскиза изделия.

3. Подбор материала и конструктивных деталей.

4. Подбор узора и декоративных элементов.

5. Расчет количества и длины нитей по образцу.

6. Изготовление кашпо для цветов в технике макраме.

7. Изготовление пояса, кулона; настенного панно, игрушек и др.

8. Изготовление декоративных элементов к костюму.

9. Изготовление сумочки, кошелька, бахромы для скатерти, салфетки, штор,

абажура и др.

10. Выполнение эскизов скатерти с бахромой, штор и абажу­ра в технике

макраме, создающих единый художественный стиль уютного интерьера.

11. Выполнение эскизов двух-трех платьев или костюмов с от­делочными

элементами, выполненными в технике макраме (ко­кетка, пояс, декоративные

прошвы, клинья, цветы и т. д.).

Инструменты и приемы работы в технике фриволите (2 ч)

Из истории фриволите. Возможности применения техники фриволите в современных

условиях.

Инструменты. Устройство челнока, правила намотки ниток на челнок. Материалы.

Технология плетения. Приемы работы, правильное положение рук.

Выполнение различных узлов в технике фриволите (4 ч)

Выполнение открытого и затянутого узла пико, отдельных зубцов, зубцов с пико,

связывание узлов. Работа двумя челно­ками.

Примерный перечень практических работ.

1. Изготовление простейших образцов вязания в технике фриволите.

2. Выполнение кружева и прошивки в технике фриволите.

3. Кружево из фриволите и вязания крючком.

4. Розетка из фриволите.

5. Воротник, манжеты из фриволите.

6. Выполнение эскизов интерьера столовой, основным элемен­том оформления

которой являются изделия, выполненные в тех­нике фриволите.

7. Выполнение эскизов костюма, платья, блузки, юбки, основ­ным оформлением

которых служат элементы, выполненные в технике фриволите (воротники, манжеты,

кокетки, вставки, прошвы, кружево, пояса и др. ).

Художественная вышивка на швейной машине

Возможности и инструменты машинной вышивки (1 ч)

Краткие сведения из истории машинной вышивки, возможно­сти ее применения в

отделке современной одежды и украшении интерьера. Инструменты,

приспособления, материалы для ма­шинной вышивки. Рабочее место вышивальщицы,

подготовка швейной, машины к работе, уход за машиной

Приемы вышивания на машине (2 ч)

Регулировка натяжения нити в зависимости от вида вышив­ки, свойств ткани,

толщины ниток. Закрепление ткани в пяльцы Перевод рисунка на ткань. Приемы

вышивания на машине

Контурные и отделочные строчки (3 ч)

Контурные и отделочные строчки («вилюшка», «спираль», «мозги», «восьмерка»,

«насыпь», «чешуйки»).

Технология выполнения машинной вышивки простыми и сложными швами (4 ч)

Техника выполнения гладьевого валика. Значение данного шва в машинной

вышивке. Технология выполнения простых (ко­сичка, фестоны, стебельчатый шов,

строченая гладь) и сложных (белая гладь, сетка, мережка, роспись, ришелье,

вышивка «вприкреп», гладь «вприкреп», аппликация) швов. Приемы вы­полнения

художественной машинной вышивки простыми и слож­ными швами. Обработка изделий

после вышивки.

Примерный перечень практических работ.

1. Упражнения на швейной машине без ниток на запяленном кусочке, полотна с

нанесенным простейшим рисунком (прямая линия, круг, спираль, овал и т. п.).

Выработка навыка правиль­ного положения рук.

2. Упражнения на швейной машине с заправленной ниткой. Выработка навыка

работы без обратного хода машины.

3. Выполнение простой строчки; прямая в различных направ­лениях, ломаная или

кривая с ритмично повторяющейся конфи­гурацией.

4 Выполнение вышивки простой строчкой по краю воротни­ка, рукавов, карманов,

по низу платья.

5. Заполнение контура рисунка простой строчкой (листья, кружочки и др.).

6. Изготовление образца вышивки гладьевым валиком.

7. Вышивка несложного рисунка для салфетки, скатерти, во­ротничка и т.д.

СТРОИТЕЛЬНЫЕ РЕМОНТНО-ОТДЕЛОЧНЫЕ

РАБОТЫ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Как известно, строительные ремонтно-отделочные работы яв­ляются одними из

самых массовых как в производстве, так и в быту, что делает изучение их

особенно актуальным.

В ходе реализации программы этого раздела осуществляется ознакомление

учащихся со строительным делом, обучение их подготовке поверхностей для

различных видов отделки, техноло­гии оклейки стен и потолков обоями,

малярным, штукатурным, плиточным и ремонтным работам.

В связи с тем, что многие учебные вопросы излагаются в ознакомительном плане,

на их изучение не требуется особое материально техническое обеспечение.

Учебный материал программы может быть использован для подготовки учащихся к

выполнению ремонтных работ в классе, школе, учебной мастерской. При этом

особое внимание уделяет­ся изучению тех тем программы, которые содержат

технологии, использующиеся для проводимых ремонтно-отделочных работ.

Требуемый инструмент и приспособления, как правило, есть в каждой школе, или

учащиеся могут принести индивидуальный инструмент из дома.

Если в школе решается задача целенаправленной подготовки учащихся

строительному мастерству, то практические работы занимают в обучении

главенствующее положение. Конечно, для этого необходима материальная база:

хорошо оборудованные мастерские в школе или на базе СПТУ строительного

профиля под руководством опытного

ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ, ФОРМИРУЕМЫХ У УЧАЩИХСЯ

Учащиеся должны знать:

виды технологий строительных отделочных работ;

основы технологий оклейки стен обоями, штукатурных и малярных работ;

принципы работы санитарно-водопроводной сети.

Учащиеся должны иметь:

оклеивать стены обоями; выполнять простейшие штукатур­ные и малярные работы;

ремонтировать водопроводный кран.

Тематический план

№ п./п.ТемаКоличество часов

1

2

3

4

5

6

Виды технологий строительных отделочных работ.

Основы технологии оклейки стен обоями.

Основы технологии штукатурных работ.

Основы технологии плиточных работ.

Основы технологии малярных работ.

Устройство и простейший ремонт сантехники.

2

4

4

2

4

2

Всего18

ПРОГРАММА

Виды технологий строительных отделочных работ (2 ч)

Теоретические сведения. Знакомство учащихся со строительством как с отраслью

производства.

Элементы зданий и сооружений и их назначение.

Виды технологий строительных работ (земляные работы, подготовительные

монтажные, столярно-плотничные, отделочные). Их назначение на каждой стадии

строительства.

Ознакомление учащихся с малярными работами в доме, с оклейкой стен обоями со

штукатурными работами. Дефекты стен потолков в нежилом и жилом помещениях и

способы их устранения.

Введение в специальность строителя-отделочника. Ознаком­ление учащихся с

организацией работы строителя-отделочника.

Экскурсия. На объект гражданского или промышленного строительства. Наблюдение

за состоянием отделки стен в школе, в квартире.

Основы технологии оклейки стен обоями (4ч)

Теоретические, сведения. Классификация обоев в за­висимости от их качества.

Выбор обоев в зависимости от осве­щенности помещения и его размеров. Расчет

нужного количества обоев.

Инструменты, приспособления и оборудование для оклейки поверхностей обоями.

Подготовка поверхностей для их оклейки обоями.

Клеи для обойных работ. Приготовление клейстера в домаш­них условиях.

Последовательность оклейки поверхностей обоями.

Особенности оклейки обоями поверхностей, на которых нахо­дится электрическая

арматура.

Ремонт обоев в поврежденных местах, чистка обоев, удаление пятен.

Практическая работа. Выполнение работ, изложен­ных в теоретических сведениях.

Основы технологии штукатурных работ (4 ч)

Теоретические сведения. Виды вяжущих материа­лов, используемых в

строительстве (известь, глина, гипс, цемент). Понятие, о строительном

растворе. Марки цементов. Приготовление растворов на производстве и в

домашних усло­виях.

Подготовка поверхностей под оштукатуривание. Особенность подготовки под

оштукатуривание деревянных стен.

Понятие о слоях штукатурного раствора (обрызг, грунт, накрывка). Инструмент и

приспособления для штукатурных работ.

Технология штукатурных и ремонтных работ. Знакомство с различными приемами

нанесения раствора на стену, его разравнивания и заглаживания.

Практическая работа. Упражнения по выполнению работ, изложенных в

теоретических сведениях.

Основы технологии плиточных работ (2 ч)

Теоретические сведения. Знакомство с материалами для плиточных работ. Плитки

для полов. Керамические плитки для внутренней облицовки стен и перегородок.

Фигурные плитки для «бесшовной» облицовки и майоликовые. Фасадные плитки.

Приготовление растворов и мастик для плиточных работ.

Инструмент и приспособления для плиточных работ. Расчет количества материалов

в зависимости от размеров помещения. Технология плиточных работ. Изготовление

маяков. Приемы укладки плиток на полу и стенах. Затирка швов.

Практическая работа. Упражнения по выполнению работ, изложенных в

теоретических сведениях.

Основы технологии малярных работ (4 ч)

Теоретические сведения. Определение малярной краски Типы красок (известковые,

клеевые, масляные, эмали) Применение олифы в малярных работах. Проверка

качества олифы.

Инструменты и приспособления для малярных работ Типы кистей: маховые, кисти-

ручники, флейцы Их назначение и прие­мы работы Уход за кистями.

Подготовка поверхностей к окраске. Грунтовка и шпаклевка. Типы грунтовочных

составов под различные типы окрасочных составов. Приемы работы шпателем.

Технология окраски. Выбор цвета окраски помещения в зави­симости от

назначения, размера, формы и освещенности комна­ты. Подготовка краски.

Нанесение краски на обрабатываемую поверхность. Приемы нанесения краски на

горизонтальную, вер­тикальную поверхности. Особенности нанесения краски на

узкие поверхности (оконные переплеты, обвязки дверей, плинтусы).

Использование растворителей для эмалевых красок. Малая механизация для

малярных работ. Конструкция и ра­бота пистолетов-распылителей и

краскопультов.

Покрытие окрашенной поверхности масляным лаком.

Практическая работа. Упражнения по выполнению работ, изложенных в

теоретических сведениях.

Устройство и простейший ремонт сантехники (2 ч)

Теоретические введения. Понятие о санитарно-водопроводной сети.

Водопроводные краны; Краны, применяемые на внутренних водопроводах.

Конструкции вентильных кранов и принцип их ра­боты. Причины подтекания крана.

Ремонт крана.

Трубы. Виды труб, применяемые для газо- и водопроводных внутрикомнатных

устройств и канализации. Сгибание труб. Устранение подтекания в резьбовых

соединениях труб и в рас­трубных соединениях.

Общее понятие о канализационной, системе в квартире. Кон­струкций сифонов и

их прочистка.

Общее устройство смывного бачка и принцип его работы. Не­исправности в работе

сифона и их устранение.

Практические работы. l. Ремонт водопроводного кра­на. Перекрытие подачи воды

перед, ремонтируемым участком. Разборка крана, замена прокладки золотника,

изготовление но­вой набивки сальника.

2. Заделка трещин в трубах замазкой. Сгибание труб холод­ным способом.

Заделка резьбовых соединений труб уплотнительным материалом (льняным или

конопляным волокном с густой суриковой или цинково-белой краской).

3. Разборка и сборка сифона. Разборка и сборка смывного бачка. Прочистка (при

необходимости) сифона. Ремонт деталей смывного бачка.

ЭЛЕКТРОРАДИОТЕХНОЛОГИЯ

III – IV классы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Ознакомление школьников с простейшими электрорадиотех­ническими понятиями и

приборами, а также привитие элемен­тарных навыков обращения с ними

целесообразно проводить в 2 этапа: в III – IV и в VIII – IX классах. Здесь

приведена про­грамма начальной школы: в III классе изучаются элементы

электротехники (14 ч), в IV классе – элементы радиоэлектрони­ки (14 ч).

Занятия в этих классах проводятся по 2 ч в неделю во 2-й четверти.

Столь раннее ознакомление учащихся с элементами электро­техники и

радиоэлектроники обусловлено условиями самой жиз­ни. Произошла глубокая

электрификация быта. Дети чрезвы­чайно рано сталкиваются с электрическими

явлениями и элект­ротехническими устройствами: осветительными и

нагреватель­ными приборами, приборами для приготовления пищи,

электри­фицированными игрушками. На примере последних ребенок зна­комится с

простейшими электрическими цепями н ее элемента­ми: гальваническим источником

тока, лампочкой, двигателем, выключателем, резистором, а также проводниковыми

и изоляци­онными материалами.

Электрификация быта, облегчая, труд в домашнем хозяйстве, является источником

травматизма, связанного с эксплуатацией электрических устройств. Поэтому даже

в пределах этого не­большого курса необходимо обратить внимание детей на

прави­ла обращения с электрическими приборами и источниками на­пряжения в

домашних условиях.

Из практических заданий следует исключить выполнение лю­бых работ по

изготовлению изделий, кроме их электрификации. Например, при изготовлении

светильника используют готовые корпуса и выполняют только электромонтажные

работы. При из­готовлении изделий из деталей электроконструктора ученику

вы­дается уже собранное изделие (патрон, моторчик, выключатель и т. д.),

которое следует установить в электрическую цепь.

Материальной базой для преподавания электротехники мо­жет служить

оборудование физического кабинета и различного типа электроконструкторы

Различные приспособления можно изготовить и в учебных мастерских школы в ходе

слесарной и столярной подготовки учащихся (держатели для гальваниче­ских

источников тока, ламповых патронов и т. д.). Сборку цепей ускоряет

использование штыревого типа наконечников у проводов. Большим подспорьем в

обучении служит различный дидак­тический материал на печатной основе.

Для того чтобы формирование практических навыков носило не ремесленный, а

осознанный характер, необходимо познакомить учащихся с рядом основных понятий

данной темы. К таким понятиям относятся: электрический заряд, электрический

ток, проводники и изоляторы, электрическая цепь, а также представ­ления о

действии электрического тока, последовательном и па­раллельном соединении

потребителей.

Формирование основных понятий темы должно происходить на базе физического

демонстрационного эксперимента и под­крепляться практической работой

учащихся; Последняя должна занимать 70 – 75% от урока.

В IV классе у учащихся формируются элементарные понятия о работе и управлении

основными бытовыми радиотехническими устройствами: проигрывателями,

радиоприемниками, телевизо­рами, магнитофонами.

ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ, ФОРМИРУЕМЫХ У УЧАЩИХСЯ

III класс

Учащиеся должны знать:

электризация тел, электрические заряды и их взаимо­действие;

электрический ток проводники и изоляторы;

действие тока (тепловое и механическое);

виды соединения элементов электрических цепей;

Учащиеся должны уметь:

определять соответствие источника тока и нагрузки по напря­жению;

заменять источники тока с соблюдением полярности;

заменять электрическую лампу с учетом ее номинального на­пряжения;

находить (в простейших случаях) нарушение контакта в элек­трической цепи и

устранять его;

составлять простейшие электрические схемы;

собирать простейшие электрические цепи, состоящие из ис­точника тока,

нагрузки и выключающего элемента.

Тематический план

№ п/п

Тема

Количество учебных часов

1

2

3

4

5

6

7

III класс

Электрические заряды и их взаимодействие. Передача электрических зарядов.

Источники электрического тока.

Электрическая цепь.

Действие электрического тока.

Последовательные электрические цепи.

Параллельные электрические цепи

2

2

2

2

2

2

2

Итого

14

1

2

3

4

5

6

7

IV класс

Виды бытовой радиоаппаратуры.

Элементарное понятие о грамзаписи.

Элементарное понятие о магнитофонной записи.

Звукозапись на магнитофоне.

Элементарное понятие о радиовещании. Элементарное понятие о телевидении.

Новая бытовая радиоаппаратура

2

2

2

2

2

2

2

Итого

14

ПРОГРАММА

III класс (элементы электротехники)

Электрические заряды и их взаимодействие (2ч)

Роль электричества в жизни современного общества. Электризация тел. Два рода

электрических зарядов и их условные обозначения. Взаимодействие электрических

зарядов. Электроскоп.

Практическая работа. Электризация тел и наблюдение их взаимодействия.

Передача электрических зарядов (2 ч)

Передача электрических зарядов от одного тела к другому. Передача

электрических зарядов на расстоянии. Электрический ток. Проводники и

изоляторы, область их применения. Устройство проводов.

Практическая работа. Определение проводимости различных веществ.

Источники электрического тока (2ч)

Простейший гальванический элемент. Устройство простейшего промышленного

гальванического элемента Гальваническая батарея. Полярность зажимов

гальванического элемента и бата­реи. Напряжение как, характеристика источника

тока.

Практическая работа. Изучение различных гальвани­ческих источников тока

(элементов, батарей) и составление их электрических схем.

Электрическая цепь (2 ч)

Простейшая электрическая цепь, состоящая из гальваниче­ского источника тока,

ключа, предохранителя и нагрузки. Услов­ные обозначения элементов

электрической цепи. Схематическое изображение простейших электрических цепей.

Практическая работа. Сборка простейшей электриче­ской цепи, состоящей из

источника тока, нагрузки и ключа.

Действие электрического тока (2ч)

Нагревание проводника электрическим током, нагревание ни­ти накала лампы.

Устройство электрической лампы, виды нагре­вательных элементов в бытовых

электрических приборах. Маг­нитное действие катушки с током. Роль сердечника

в обмотке электромагнита. Механическое взаимодействие проводника с то­ком и

магнитом.

Практическая работа. Ознакомление с устройством и маркировкой электрической

лампы (по напряжению). Озна­комление с устройством электромагнита и внешним

видом дви­гателя. Включение их в электрическую цепь.

Последовательные электрические цепи (2 ч)

Последовательное соединение двух одинаковых электриче­ских ламп.

Heдocтaтки последовательного соединения потребителей.

Практическая работа. Последовательное соединение двух ламп и подключение их к

источнику тока.

Параллельные электрические цепи (2 ч)

Параллельное соединение двух электрических ламп. Преиму­щества параллельного

соединения потребителей перед последо­вательным.

Практическая работа. Параллельное соединение двух ламп и подключение их к

источнику.

IV класс (элементы радиоэлектроники)

Виды бытовой радиоаппаратуры (2ч)

Аудио- и видеотехника для воспроизведения звука и изобра­жения. Запись и

передача информации с помощью радиоаппара­туры. Радиоприемники, телевизоры,

электропроигрыватели, маг­нитофоны.

Электропитание радиоаппаратуры. Превращение электриче­ской энергии питания в

энергию звуковых волн и изображения.

Практическая работа. Включение электропроигрыва­теля и управление им.

Элементарное понятие о грамзаписи (2 ч)

Чем различаются звуки. Громкость и полоса частот звука. Запись и

воспроизведение звука в грамзаписи. Пластинка и об­ращение с ней. Как

доставать пластинку из конверта, ставить на диск электропроигрывателя,

снимать с диска, убирать в конверт и хранить. Части электропроигрывателя.

Акустические системы. Звукосниматель.

Практическая работа. Обращение с пластинками, ре­гулировка громкости и

частотной характеристики воспроизведе­ния грамзаписи.

Элементарное понятие о магнитофонной записи.(2 ч)

Запись звуков на магнитную ленту и считывание с нее. Кассетные магнитофоны и

плееры. Магнитолы. Типы маг­нитных лент. Части магнитофона.

Практическая работа. Включение магнитофона. Вос­произведение записи,

регулировка громкости и частотной харак­теристики воспроизведения.

Звукозапись на магнитофоне (2ч)

Подготовка магнитофона к звукозаписи.

Роль микрофона. Подключение его к магнитофону. Осуществ­ление записи.

Проверка качества записи.

Практическая работа. Обучение звукозаписи на маг­нитофоне.

Элементарное понятие о радиовещании (2ч)

Передача информации от радиостанции к радиоприемнику. Части приемника. Роль

антенны. Настройка – выделение сигна­лов нужной радиостанции. Регулировка

громкости и частотной характеристики воспроизведения передачи. Борьба с

помехами.

Практическая работа. Включение приемника, на­стройка, регулировка громкости и

частотной характеристики, воспроизведение передачи.

Элементарное понятие о телевидении (2ч)

Передача телевизионного изображения от телецентра к теле­визору. Части

телевизора. Телевизионная антенна. Настройка телевизора – переключение

каналов. Регулировка громкости звука и яркости изображения Дистанционное

управление.

Практическая работа. Включение телевизора, пере­ключение каналов, регулировка

громкости звука и яркости изоб­ражения.

Новая бытовая радиоаппаратура (2 ч)

Видеомагнитофоны. Видеокамеры. Проигрыватели компакт-дисков (лазерные

проигрыватели). Понятие о музыкальных центрах и аудио видео комплексах.

Демонстрационный эксперимент (III кл.)

1. Электризация.

2. Взаимодействие наэлектризованных тел. Два вида элект­рических, зарядов.

3. Передача электрических зарядов.

4. Устройство и действие электроскопа.

5. Проводники и изоляторы.

6. Гальванический элемент (простейший).

7. Различные виды гальванических источников тока и их мар­кировка

(полярность, напряжение).

8. Таблица условных обозначений.

9. Тепловое действие тока электрическая лампа, бытовые электронагревательные

приборы, устройство нагревательных элементов (натура и таблицы).

10. Простейшая электрическая цепь.

11. Магнитное действие тока.

12. Электромагнит.

13. Механическое действие тока.

14. Электромотор.

15. Последовательное соединение ламп.

16. Параллельное соединение ламп.

VIII – IX классы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Вариант I

Использование электроэнергии для освещения, работы быто­вых нагревательных

приборов и транспорта, в промышленности, сельском хозяйстве, системах связи,

для обработки информации, в медицине и т. д. стало неотъемлемой частью жизни

современ­ного общества. Поэтому каждый человек должен быть знаком с основными

принципами производства, передачи и потребления электрической энергии, а

также и связанными с этим экологиче­скими проблемами. Раздел

«Электрорадиотехнология» является составной частью образовательной области

«Технология» и включает блоки: электротехника, радиоэлектроника, автоматика,

цифровая электроника.

Учащиеся, занимающиеся по варианту I программы «Техно­логия» (углубленное

изучение техники), в одной четверти VIII класса изучают электротехнику, а в

двух четвертях IX клас­са – радиоэлектронику, автоматику, цифровую

электронику. В последних четвертях VIII и IX классов предусмотрены проек­ты,

при выполнении которых учащиеся могут реализовать полу­ченные знания, умения

и навыки.

Обучение может проводиться на базе электро- и радиокон­структоров, а

выполнение проектов – на базе комплектов, выпу­скаемых НИИ

радиоприборостроения и содержащих набор элек­тротехнических изделий и

радиодеталей. Эти комплекты выгодно отличаются от различного рода

конструкторов надежностью кон­тактов, безопасностью при выполнении работы и

возможностью неограниченного усовершенствования комплекта.

В основу отбора материала по основам электротехники поло­жен принцип

целесообразности, т. е. включен тот материал, ко­торый позволяет создать у

учащихся общее представление об электротехнике, обеспечивает им сознательное

использование учебного оборудования (двигатели в станках и швейных маши­нах.

пусковая и защитная аппаратура), создает базу для даль­нейшего усвоения

технических дисциплин и знакомит с основны­ми видами бытового

электрооборудования (осветительными и электронагревательными приборами).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ