Рефераты

Методические указания: Программа по Технологии

и приемы работы с ними. Плакат. Основные принципы и правила его выполнения.

9. Обобщающее занятие (по темам 1—8(7)) (1 ч)

IX класс

10. Повторение сведений о техническом рисунке

и комплексных чертежах (1 ч)

11. Пересечение простейших геометрических образов (4 ч)

Зачем надо уметь решать задачи на пересечение? Построение линии пересечения

плоскости с поверхностью призмы, пирамиды, конуса, цилиндра, шара, тела

вращения общего вида.

Построение линии пересечения поверхностей проецирующего цилиндра и

простейшего геометрического тела (призма, ци­линдр, шар, конус, тело

вращения).

Чертежи композиций простейших геометрических форм. Сечение. Определение,

назначение и образование. Типы сечений. Правила их выполнения. Графические

обозначения материалов в сечениях. Моделирование формы по сечениям.

12. Разрезы (3 ч)

Образование разрезов, определение, назначение. Почему раз­резы используют

конструкторы, художники-дизайнеры, археоло­ги, врачи, учителя, биологи, и

другие специалисты?

Классификация разрезов.

Расположение и обозначение разрезов.

Соединение вида с разрезом.

Разрезы в аксонометрических проекциях.

13. Расширение сведений об изображениях (2 ч)

Виды местные и их назначение. Виды дополнительные и их назначение. Условности

и упрощения на чертежах. Моделирование предмета по его разрезам и видам.

14. Чертежи типовых деталей и их соединений (4 ч)

Традиционные и новейшие виды соединений деталей. Резьба. Изображение и

обозначение. Замер резьбы. Чертежи деталей резьбовых соединений – болт, винт,

шпиль­ка, гайка, шайба.

Соединение болтом, шпилькой, винтом. Шпоночное соеди­нение.

Условности изображения и обозначения швов неразъемных соединений (сварных,

клееных, паяных, сшивных).

Зависимость вида соединений от вида материалов соединяе­мых деталей.

15. Чертеж общего вида. Сборочный чертеж (7 ч)

Общие сведения о чертежах общего вида и конструкторской документации.

Основные понятия и термины. Сферы использова­ния сборочных чертежей в быту и

профессиональной деятельно­сти человека.

Что такое чтение и деталирование чертежа общего вида?

Спецификация.

Основные отличия в назначении и содержании чертежей об­щего вида и сборочного.

Выполнение эскизов деталей сборочной единицы (с натуры).

Размеры Сопрягаемых элементов деталей. Технологическое обоснование

простановки размеров некоторых элементов тех­нических деталей (фаски,

проточки, лыски, пазы, отверстия и др.).

Основные принципы выполнения чертежа общего вида по чертежам (эскизам),

входящим в состав сборочной единицы. Штриховка сечений смежных деталей.

Размеры, условности и упрощения на сборочных чертежах.

16. Схемы. Графики: Диаграммы (4 ч)

Схемы. Основные понятия. Виды и типы схем. Схемы исполь­зования.

Схемы кинематические. Условные обозначения. Правила вы­полнения и чтения схем

кинематических.

Схемы электрические. Условные обозначения. Правила вы­полнения и чтения схем

электрических.

Графики и диаграммы. Основные понятия и правила выпол­нения.

17. Архитектурно-строительныё чертежи (3 ч)

Общие сведения о здании и его частях.

Особенности выполнения строительных чертежей. Масштабы. Размеры. Планы здания.

Разрез и фасад здания. Пример выполнение плана и разреза здания.

Условные обозначения на строительных чертежах: оконные и дверные проемы,

лестничные клетки, отопительные устройства, санитарно-техническое

оборудование.

Чтение строительных чертежей.

Интерьер жилого помещения. Общие сведения. Примеры вы­полнения интерьера.

18. Расширение сведений о графике (3 ч)

Техническая иллюстрация – рисунок «прозрачного» изделия в сборе (примеры).

Техническая иллюстрация – рисунок «разобранной» сбороч­ной единицы (примеры).

Эвристика и творчество в графике (примеры). Графика как средство и продукт

технического и художественного проектирования (дизайна) и конструирования.

19. Контрольная работа (1 ч)

20. Обзор разновидностей графических изображений; особенности их применения в

жизни человека и его профессиональной деятельности (1ч)

21. Выставка и обсуждение творческих работ – проектов учащихся по графике (1 ч)

Примерный перечень индивидуальных графических работ.

VIII класс

1. Примеры: использования графики в жизни и работе чело­века. Содержание работы:

нa: листе любой бумаги наклейте иллю­страции (например,

.вырезки из^ газет) использования графики в различных сферах деятельности

человека (реклама, тех­ника).

2. «Основные линии чертежа» (бумага чертежная);

Содержание работы: а) вычертите (в соответствии с правила­ми ЕСКД) все

основные виды линий чертежа;

б) выполните чертеж «плоской» детали, содержащий основ­ные виды линий

чертежа. Этой «плоской» деталью может быть стилизованная игрушка техническое

изделие, произведение (не­сложное) декоративно-прикладного искусства (ДПИ) и

т. п.;

в) смоделируйте из проволоки, контур «плоской» детали.

3. «Аксонометрия» (бумага чертежная).

Содержание работы: выполните косоугольную фронтальную диметрическую и

прямоугольную изометрическую проекции из­делия с натуры (с необходимым

уменьшением в 5, 10, 15. 20, ... раз) или по его рисунку (с размерами). В

качестве изделий мож­но предложить стол, стул, шкаф и т. п. знакомые вещи (с

упро­щением их форм). На горизонтальной плоскости изделия изобра­зите круг

(круглая салфетка на столе, рисунок круга на сидении стула и т. п.).

4. «Технический рисунок» (бумага чертежная).

Содержание работы: а) закончите заданный технический ри­сунок изделия;

б) выполните технический рисунок геометрических тел (от­дельные цилиндры и

призмы, а также их простейшие компози­ции) с передачей объема посредством

линейной штриховки; одно тело нарисуйте с выделением фактуры материала

(например, древесины); рисунки выполняйте на базе аксонометрических и

перспективных проекций.

5. «Геометрические построения» (бумага чертежная). Выполните простые

геометрические построения и сопряже­ния. В качестве объектов изображений

могут быть изделия (упрощенные) ДПИ, дерево- и металлообрабатывающие

инстру­менты и приспособления, несложные (но красивые) изделия из древесины,

пластмассы и металла, которые можно изготовить в школьной мастерской силами

учащегося.

6. «Комплексный чертеж» (бумага в клетку и чертежная).

Содержание работы: а) постройте третью проекцию по двум заданным;

б) постройте основные виды предмета по его аксонометриче­скому изображению;

в) выполните технический рисунок предмета и его модель по комплексному чертежу;

г) выполните комплексный чертеж предмета с натуры.

7. «Эскизирование» (бумага в клетку).

Содержание работы: а) выполните эскиз предмета с натуры;

б) выполните эскиз предмета по техническому рисунку (с ука­занными размерами)

или по аксонометрическому изображению.

8. «Развертки».

Выполните изделие в материале по его развертке. В качестве изделий' могут

быть даны многогранники. Склейте изделие по швам (наиболее рационально),

раскрасьте и назовите его.

9. «Занимательная графика».

Решите занимательные задачи с использованием элементов творчества (учебного),

эвристики и изобретательства – на базе геометрических эффектов в несложных

приборах и конструкциях (оптических, механических...).

10. «Проект на плакате».

Выполните плакат по теме проекта (учебно-исследователь­ского характера),

предложенной учителем или самим учеником (при одобрении учителя), например

«Преобразование кубика». На плакате представьте в наглядной, четкой форме,

как исход­ный объект – кубик (например, из древесины), преобразовать в

требуемое на выходе изделие. При этом желательно показать обрабатывающий

инструмент. Возможна разработка несколь­ких путей достижения цели, анализ

этих путей и выбор оптималь­ного варианта.

IX класс

11. «Пересечение фигур» (бумага чертежная). Постройте линии пересечения

поверхностей двух геометриче­ских тел.

12. «Сечения» (бумага в клетку).

Содержание работы.

а) выполните эскиз детали с построением сечения (с натуры, по комплексному

чертежу; по аксонометрической проекции);

б) изготовьте модель формы изделия по заданным сечениям (детали типа ось,

валик и т. п.).

13. «Разрезы» (бумага в клетку или чертежная).

Выполните чертеж (эскиз) детали с натуры с построением не­обходимых (или

полезных) разрезов.

14. «Чертеж (эскиз) резьбового соединения» (бумага чертеж­ная или в клетку).

Выберите тип резьбового соединения с натуры (откорректи­ровав на чертеже все

необходимые размеры по ГОСТу). Напри­мер, крепление ручки к двери.

15. «Эскиз технической детали» (бумага в клетку). Для эскизирования возьмите

техническую.ддеталь с резьбой средней сложности. При простановке размеров

учитывайте тех­нологию изготовления этой детали.

16. «Чтение и деталирование чертежа общего вида» (бумага чертежная и в клетку).

Выполните комплексные чертежи (эскизы) двух-трех деталей средней сложности,

входящих в сборочную единицу «Кран газо­вый», «Тиски трубные», «Домкрат

автомобильный», и т. п. Для одной детали выполните технический рисунок.

17. «Схемы» (бумага чертежная или в клетку). Вычертите кинематическую и

электрическую принципиаль­ную схему несложного изделия (типа

электромеханической иг­рушки).

18. «Мой дом» (бумага чертежная, или в клетку).

Выполните план своей комнаты (имеющийся или проектируемой) с расстановкой

мебели (указав основные размеры).

Используйте макеты (можно изготовить их самостоятельно) выберите наиболее

оптимальный вариант интерьера.

19. Контрольная работа (бумага чертежная или в клетку).

Выполните чертеж детали средней сложности по чертежу общего вида.

20. «Проект на плакате».

Выполните плакат по теме проекта (учебно-творческого ха­рактера), выбранной

учащимся. Примерные темы проекта: «Усо­вершенствование формы приспособления

для инструмента для работы в школьной мастерской»; «Оформление малых

архитек­турных форм и конструирование их узлов» (лестница, фонтан,

ограда...); «Проектирование детской площадки»; «Конструиро­вание крепления

для установки елки»; «Разработка фасада са­дового домика» (по известным

размерам) и т. д. Желательно, чтобы тема проекта была выбрана в начале

учебного года. В процессе работы над проектом рекомендуется активно

исполь­зовать эскизы, схемы, символы, технический рисунок в цвете,

техническую иллюстрацию и комплексные чертежи.

Вариативная часть «Машинная графика»

Тематический план (1 ч в неделю, всего 34 ч)

п./п.

ТемаКоличество учебных часовПримечание

1

2

3

4

5

Введение

Технические средства машинной графики Графические редакторы Программное обеспечение машинной гра­фики

Обобщение знаний

2

6

12

12

2

Основная задача – приобщить (поддержать, развить) интерес к компьютерной графике.

На уровне знакомства

Один из наиболее простейших ре­дакторов.

На базе простейших алгоритми­ческих языков.

Выставка работ учащихся и их обсуждение.

ПРОГРАММА

1. Введение (2ч)

Что такое машинная графика? Краткая история механизации и автоматизации

графических операций. Применение машинной графики в технике, науке,

искусстве, в учебном процессе – яр­кие, интересные примеры и иллюстрации.

Перспективы исполь­зования машинной графики в различных сферах деятельности

человека.

2. Технические средства машинной графики (6 ч)

Графический вывод. Печатающее устройство, арифметиче­ское печатающее

устройство (АПУ). Графопостроители (плотте­ры) – планшетные и барабанные.

Основные части графопостроителей. Главные характеристики: точность и скорость

вычерчи­вания, четкость, контрастность и размер изображения. Матрич­ные

печатающие устройства. Дисплеи. Электронно-лучевые трубки (ЭЛТ). Графические

дисплеи. Основные параметры дисп­леев и их характеристики Оптические

фотозаписывающие устройства.

Графический ввод Функциональная клавиатура «Световое перо», «мышь», джойстик

– основные принципы работы. Считы­вание информации на кодировочных планшетах.

Основные правила работы с ПЭВМ в режиме графики

3. Графические редакторы (12 ч)

Знакомство с графическим редактором (например, PAINTBRUSH) Вход в

редактор, начало рисования, проба пера, генерация рисунка, запись картинки на

диск. Выход из редак­тора.

Инструменты редактора. Меню. Раскраска рисунка. Работа с фрагментами, их

копирование и Перемещение; запись и чтение.

Графические примитивы. Оформление текста. Выбор типа и размера шрифта. Работа

с символами.

Изменение масштаба. Редактирование рисунка. Удаление с экрана и

восстановление управляющих полей. Выбор кисти и толщины линии. Сохранение и

установка режимов работы ре­дактора.

Работа с палитрой. Цветовые эффекты. Редактирование цве­та или узора. Запись

палитры на диск и считывание, с диска. Подбор оттенков и использование

полутонов. Вывод картинки на принтер.

Понятие о графическом обеспечении в системах автоматизированного

проектирования, (САПР).

Понятие об автоматизированных обучающих системах (АОС); примеры обучающих и

контролирующих программ, в систе­ме АОС.

4. Программное обеспечение машинной графики (12 ч)

Языки и команды. Понятие об алгоритмических графических языках (последние

версии языков Бейсик, Паскаль и др.). Пра­вила кодирования графической

информации в системах машин­ной, графики. Графический вывод простейших

геометрических элементов, (примитивов). Основные управляющие команды.

Простейшие фигуры. Генерация на экране ПЭВМ ломаных линий, прямоугольников.

эллипсов н плоских геометрических фигур, составленных из них. Закрашивание

областей. Построение обводов я контуров технических деталей и художественных

изде­лий. Сопряжения и лекальные кривые.

Преобразования. Примеры использования простейших преобразований на плоскости:

гомотетия (масштабирование), перенос, симметрия, поворот, инверсия.

Построение с помощью преобра­зований узоров, орнаментов, обводов и контуров

различных из­делий.

5. Обобщение знаний (2 ч)

Общий обзор пройденного материала. Просмотр работ уча­щихся на экранах

дисплеев ПЭВМ. Анализ и оценка работ. Вы­ставка работ учащихся, выведенных на

твердый носитель; их анализ и оценка.

Примерный перечень индивидуальных графических работ по машинной графике

1. Шрифт и шрифтовая композиция, выполненная с использо­ванием графического

редактора.

2. Произвольная композиция в цвете, выполненная на базе меню графического

редактора.

3. Геометрические узоры и орнаменты, выполненные: а) на базе примитивов

графического редактора; б) средствами псевдо­графики, в) программными

средствами.

4. Линии чертежа.

5. Чертежи стандартных деталей (гайки, болты и др.).

6. Условные графические обозначения на электрических схе­мах; электрические

принципиальные схемы простейших изделий (например, электронных игрушек).

7. Условные графические обозначения на архитектурно-строительных чертежах;

фрагменты архитектурно-строительных чер­тежей (например, фасад домика или его

фрагмент – оформле­ние оконного или дверного проема; деталь плана жилой

комнаты).

8. Библиотека элементов учебного САПР (машиностроение; радиоэлектроника;

строительство и архитектура; художественное конструирование изделий и др.).

Вариативная часть. Раздел «Графический дизайн»,

Тематический план

(1 ч в неделю, всего 68 ч в IX—Х или X—XI классах)

№ п./п.ТемаКоличество учебных часовПримечание

1

2

3

4

5

6

Введение

Дизайн-техника гра­фики

Шрифты и шрифтовые работы

Перспектива

Обобщение знаний Цветоведение

2

14

8

8

2

8

На этом этапе особенно велика роль ярких увлекательных при­меров.

Обратить особое внимание на подбор и качество индивидуаль­ного набора инструмента каждо­го учащегося.

Постараться, чтобы каждый уча­щийся освоил написание хотя бы одного вида шрифта на уровне навыка.

Наиболее просты в усвоении спо­собы перспективной сетки и прием «делительных масштабов».

Выставка работ учащихся и их обсуждение. Желательно сделать акцент на выработке умения в подборе гармоничного сочетания цветов

7

8

9

10

Композиция

Форма и формообразование

Дизайн как после­довательно развиваю­щийся творческий про­цесс проектирования Обобщение знаний

12

6

6

2

Наиболее существенные темы – свойства и средства композиции.

Необходимо опираться на знание базовых тем курса графики – «Образование поверхностей», «Понятие формы» и т.д.

На примере художественных и технических изделий, изготовле­ние которых посильно для уча­щегося.

Выставка работ учащихся и их обсуждение.

ПРОГРАММА

1. Введение (2 ч)

Знакомство с графическим дизайном; что такое графический дизайн? Краткая

история развития графического дизайна. Сфе­ры применения графического дизайна

в жизни и деятельности человека.

2. Дизайн-техника графики (14 ч)

Краткий обзор простейших приемов дизаин-техники графики, общие понятия о

дизайн-технике графики и ее определение.

Основные инструменты, используемые графическими дизай­нерами: карандаши,

рейсфедеры (прямой и циркульный), перо рапидограф, мягкие и жесткие кисти,

губки, аэрограф. Основ­ные материалы графика-дизайнера бумага, тушь,

акварель, темпера, гуашь. Приемы и правила работы с инструментами и

материалами в дизайн-технике.

Виды графики Черно-белая линейная графика: линии, штри­хи, точки. Тоновая

графика – отмывка. Работа цветом: отмывка, ретушь, лессировка, имитация цвета

и текстуры материала. Ап­пликация.

3. Шрифты и шрифтовые работы (8 ч)

Краткая история шрифта Основные виды шрифтов и их классификация.

Элементы букв. Различие шрифтов по начертанию и по ха­рактеристикам.

Требования, предъявляемые к шрифту удобочитаемость, красота, простота

выполнения, единство стиля, соответствие содержанию (с использованием

плакатов и таблиц с различными видами шрифтов – антиква, рубленые,

бруско­вые, чертежные и другие шрифты).

Техника исполнения шрифтов пером (редис, рондо, плакат­ное), кистью, с

использованием трафаретов.

Шрифтовые надписи и композиции. Эстетические и функцио­нальные требования к

шрифтам и шрифтовым композициям. Шрифт и цвет: шрифт и оптические иллюзии.

Исторические и на­циональные особенности шрифтовых надписей и композиций.

4. Перспектива (8 ч)

Общие понятия о перспективе. Основные элементы аппарата перспективы. Основные

способы построения перспективы: спо­соб архитекторов, способ перспективной

сетки, способ следа лу­ча. Основные приемы построения перспективы: прием

«боковой стенки» и перспективных делительных масштабов. Выбор наибо­лее

рационального приема или способа построения перспективы в зависимости от вида

объекта.

Выбор оптимальной точки зрения. Особенности зрительного восприятия

изображения и перспективные искажения.

Классификация перспективных изображений, в зависимости от высоты, горизонта и

ракурса.

Общее знакомство со стереоскопическими изображениями.

Обобщение знаний (2 ч)

Общий обзор пройденного материала. Общий опрос учащихся по пройденному

материалу. Выставка работ учащихся. Об­суждение, анализ и оценка работ

учащихся (в том числе и твор­ческих).

6. Цветоведение (8ч)

Свет и цвет – основные понятия. Цвета ахроматические и хроматические.

Основные цвета. Круг естественных цветов (по Гёте; по Оствальду).

Цвета теплые и холодные. Контраст и нюанс цветов. Допол­нительные цвета.

Цветовая гармония – правила определения гармоничных цветов (двух, трех,

четырех). Цветовой тон, насы­щенность и светлота.

Смешение красок. Оптическое смешение цветов. Психофизио­логическое

воздействие цвета на человека. Основные правила оформления (цветового

решения) интерьера жилища в городе, в сельской местности.

7. Композиция (12 ч)

Основные понятия и определения Главные законы компози­ции. Свойства и

качества композиции Средства композиции Композиционные приемы. Виды и типы

композиции. Гармонические прогрессии, ряд Фибоначчи, золотое сечение.

Роль композиции в эстетическом восприятии объектов мате­риального мира вещей.

Роль законов композиции в качественной оценке дизайна промышленных и

художественных изделий.

8. Форма и формообразование (6 ч)

Основные понятия и. определения. Выразительность формы и внешний вид

(стайлинг) изделия. Основные свойства объемно-пространственных форм: масса,

фактура, величина, геометриче­ский вид, положение в пространстве. Графические

приемы ото­бражения формы на плоскости. Графические приемы усиления

визуально-эстетического воздействия формы. Эмоциональное воздействие формы

Визуальная целостность формы. Тектоника формы и технология изготовления

изделия. Формы и стиль. Фор­мы и мода.

9. Дизайн как последовательно, развивающийся творческий процесс

проектирования (6 ч)

Язык дизайна и его средства – графиками объемная пласти­ка. Виды и этапы

дизайн-графики – набросок (кроки), эскиз, эс­киз-рисунок, чистовой эскизный

проект.

Виды и этапы объемного проектирования (в том числе и плос­костного) –

эскизное макетирование, имитирующее макетирова­ние и моделирование, натурный

макет. Изделие. Маркетинг.

Порядок (алгоритм) дизайн-проекта структура процесса ди­зайна и его основные

принципы.

10. Обобщение знаний (2 ч)

Общий обзор пройденного материала. Опрос учащихся. Вы­ставка работ учащихся.

Обсуждение, анализ и оценка работ учащихся.

Примерный перечень индивидуальных работ

по графическому дизайну

1. Проведение прямых линий и окружностей. Выполнение штри­ховки. Овладение

техникой исправлений (срезка, подчистка и др.) на чертежах, выполненных

тушью. Формат АЗ (ватман).

Тушь – разбавленная, неразбавленная черная и цветная.

2 Вычерчивание геометрического узора или орнамента (по ав­торскому сюжету и

эскизу) Формат A3 (ватман) Тушь, аква­рель. Карандаш, рейсфедер, перо, кисть.

Отмывка, закраска.

3. Выполнение очерка изделия – вазы, подноса, ювелирного изделия,

инструмента, изделия технического дизайна и др. Фор­мат A3 (ватман).

По авторскому эскизу. Карандаш, рейсфедер, лекала, кисть, перо Тушь, акварель

Отмывка, закраска.

4. Задание на шрифт и шрифтовую композицию (например, выполнение титульного

листа к альбому работ по графическому дизайну). Формат A3 (ватман). Перо,

кисть. Тушь, акварель.

5. Построение перспективного изображения архитектурной дета­ли (арки,

крыльца, фрагмента стены с окнами и др.) или ин­терьера класса (мастерской,

жилой комнаты и др.) по автор­скому чертежу в масштабе. Формат А2 (ватман).

Карандаш, тушь, акварель. Кисти мягкие (беличьи, колонковые). От­мывка.

6. Выполнение цветовой композиции по авторскому эскизу. За­дание творческое.

Формат A3 или А2 (ватман). Карандаш, перо. Тушь, акварель, гуашь. Задание

желательно предложить после посещения учащимися художественного музея и

совместного» обсуждения впечатлений,

7. Изготовление Объемно-пространственных композиций (фрон­тальных, объемных и

глубинно-пространственных) из трех­мерных объектов. Бумага, картон,

пластилин, пенопласт, про­волока, ткань и др.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Современное школьное образование рассматривается как система подготовки

молодежи к деятельности в непрерывно изменяющихся условиях при все более

ускоряющихся темпах жизни. Исходя из этого, цель обучения по разделу

«Техниче­ское творчество», входящему в общий курс «Технология», мо­жет быть

сформулирована так: раскрыть творческие способ­ности школьника,

активизировать его потенциальные, продук­тивные силы и дать. возможность

выбора пути самореализа­ции в обществе как личности.

Принципиальные положения, которые положены в основу программы:

весь материальный мир, состоящий из взаимосвязанных между собой веществ,

энергии и информации, обладает все­общим свойством системности;

человек – элемент системы «природа – человек – техника»;

творчество – элемент общей культуры человека и обще­ства;

способность к творческой деятельности, выработке нестандартных, оригинальных

решений присуща каждому здоровому человеку;

творчество – совокупность приемов, методов, действий по анализу и синтезу

предметов материального и духовного мира от осознания проблемы и потребности

до реализации идеи в проекте и реальном изделии;

результат творчества – продукт, который имеет функцию товара и может быть

объектом купли-продажи;

результаты творческой деятельности несут в себе как по­ложительные, так и

отрицательные последствия для человека, общества и природы.

Достижение цели обучения обеспечивается проведением взаимосвязанных

теоретических, практических и самостоятель­ных занятий. Рекомендуются также

занятия в кружках техниче­ского и художественного творчества во внешкольных

учреждени­ях, экскурсии на выставки, в музеи, в патентную библиотеку, встречи

с изобретателями, художниками, представителями на­родного художественного

декоративного творчества. Эффектив­ность обучения повышается за счет

организации школьных, рай­онных и региональных соревнований, выставок,

конкурсов.

Теоретическое обучение осуществляется в два этапа. В 3 – 4-й четвертях Х

класса изучается раздел «Введение в техническое творчество», в 3 – 4-й

четвертях XI класса – раздел «Осно­вы проектирования».

Практические занятия, проводимые с классом или бригадами (группами)

школьников по 7 – 10 человек, начиная с 3-й четверти Х класса и до конца XI

класса, связаны с изучением и освоением всех этапов создания нового объекта

техники или декоративного изделия: от зарождения идеи до ее воплощения в

материале. Кроме того, в ходе обучения школьники выполняют два проекта. Темы

проектов выбираются индивидуально для каждого школь­ника. Проект (изделие)

может выполнять также группа школь­ников, но при этом для каждого из них

должна быть определена индивидуальная часть проекта. Темы проектов на данном

этапе изучения и освоения технического творчества должны быть, как правило,

типовыми (с внесением небольших усовершенствований в создаваемое изделие) и

иметь учебный ознакомительный ха­рактер.

Примерные темы: совершенствование элементов оснащения класса (парта, указка,

классная доска, стол учителя, наглядные пособия, светильники, механизм

зашторивания окон, жалюзи, дверь, окно, шкафы, полки и т.д.);

совершенствование элементов оснащения мастерской (инструмент режущий,

измерительный, сборочный, приспособления, приборы, оборудование, стелла­жи,

тумбочки и др.); совершенствование простейших бытовых устройств, игр, игрушек

и спортивно-развлекательных приспо­соблений. Темы проектов школьников,

занимающихся в кружках технического или декоративно-прикладного творчества,

могут выбираться в соответствии с направлениями этих кружков.

Проект должен завершаться созданием законченного объекта техники в

натуральном виде или в виде макета с простейшим его техническим описанием, в

котором обязательно должно содержаться объяснение того нового, что внес

школьник в конструк­цию или технологию и какой положительный (полезный)

эффект дает это изменение.

По завершении проекта необходимо предусмотреть выставку работ, конкурс или

участие в соревнованиях по спортивному мо­делизму Для решения сложных

технических вопросов целесооб­разно привлекать к занятиям в качестве

консультантов ведущих специалистов предприятий, вузов и исследовательских

органи­заций.

Самостоятельная работа школьников состоит в «придумыва­нии» вариантов решений

задачи, их анализе и выборе лучших, составлении эскизов решений, чертежей,

схем и рисунков, посе­щении библиотеки во внеурочное время Направления

творче­ской деятельности школьников определяются с учетом материально-

технических, кадровых возможностей, региональных и на­циональных особенностей

школы. Однако выбранные направле­ния должны в наибольшей степени учитывать

личные интересы и склонности, как девушек, так и юношей на основании

психолого-диагностического тестирования и рекомендаций педагогов. Направления

технического творчества и примеры разрабаты­ваемых объектов техники:

1. Техническая игрушка. Игрушки и игры: статические и ди­намические,

механические, электрические, электронные, электро­механические, оптические и

др.; уникальные и для массового из­готовления; индивидуальные и коллективные;

атрибуты для де­монстрации физических эффектов и фокусов и т.п.

2. Технические виды спортивного моделизма: авиамодельный, судомодельный,

космический, автомодельный, радиотехнический и др. Изделия: макеты, модели-

копии, модели-схемы, спортивные модели, экспериментальные (оригинальные)

модели и средства технологического оснащения для их изготовления, сборки,

испы­таний, регулировки и др.

3. Транспортная техника. Изделия: велосипед, вездеход, аэросани, самокат,

дельтаплан, карт, средства передвижения инва­лидов, а также отдельные

функциональные узлы, принадлежно­сти и модели этой техники и др.

4. Техника и технология для дома, приусадебного участка и домашней

мастерской. Изделия: мотоплуг, мини-трактор, косилка, транспортная тележка,

подъемник, насос, сеялка, светильник. деревообрабатывающее устройство,

устройство для c6opa, переработки и хранения урожая, приспособления для

ухо­да за животными, устройства охраны и сигнализации для дома, автомобиля и

др.

5. Техника для спорта и здоровья. Изделия: массажеры, спор­тивные снаряды,

спортивно-развлекательные устройства для до­ма и мест отдыха и др.

6. Радиотехника. Изделия: радиоприемник, радиопередатчик, магнитофон,

телевизор, калькулятор, часы, блок управления зажиганием автомобиля,

сигнальное устройство, радиоэлектрон­ная игра, система радиоуправления,

игровая приставка к теле­визору и др.

Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся ..

Х класс

Учащиеся должны знать:

основные сведения о системности мира, потребностях челове­ка и общества, их

глобальных и частных (индивидуальных) проб­лемах;

зависимость развития техники (техносферы) от потребностей человека;

перспективу развития техники;

влияние техники на интеллектуальное и духовное развитие человека;

устройство технического объекта как системы, понятие подси­стемы, надсистемы

и элемента системы;

законы и закономерности строения и развития техники;

модели технических систем;

функции технического объекта и его элементов;

требования к техническому объекту;

недостатки технического объекта;

понятие технической задачи;

понятие технического творчества как вида технологии;

методы технического творчества;

виды и структура технологических процессов.

Учащиеся должны уметь:

провести анализ технического объекта;

определите его функции, структуру, сформулировать требо­вания и найти

недостатки;

сформулировать техническую задачу совершенствования или создания нового

объекта техники;

применять методы технического творчества;

разработать конструкцию несложных объектов техники;

разработать технологический маршрут изготовления техниче­ского объекта и

определить необходимые средства технологиче­ского оснащения;

изготовить несложные технические объекты.

XI класс

Учащиеся должны знать:

стадии и процедуры проектирования объектов техники;

методы решения задач проектирования;

последовательность информационного поиска и источники ин­формации;

сущность экспериментальной проверки результатов техниче­ского творчества;

основы патентного закона Российской Федерации;

порядок разработки заявки на изобретение;

структура описания изобретения;

основы лицензионной деятельности.

Учащиеся должны уметь:

провести информационный поиск;

разработать элементы технического задания и эскизного про­екта на новое'

техническое решение;

определить существенные признаки нового технического ре­шения и подготовить

материалы для заявки на изобретение,

оформить техническое описание нового технического объекта;

провести эксперименты по проверке нового технического ре­шения;

изготовить и испытать технические объекты простые и сред­ней сложности.

Тематический план

№ п./п.ТемаКоличество учеб­ных часов

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

X класс (3 – 4-я четверти)

Введение в техническое творчество.

Человек и техника.

Устройство (морфология) техники.

Техническое творчество как вид технологии.

Технология изготовления объектов техники.

Выполнение технического проекта и его защита.

Итого

XI класс

(1 – 2-я четверти в вариативной части учебного плана).

Развитие и закрепление творческих способностей и навыков.

Выбор и анализ совершенствуемого объекта техники, формулирование технической задачи.

Поиск оптимального варианта решения задачи.

Оформление технического описания нового (усовершенствованного) объекта техники и технологии его изготовления.

Изготовление объекта техники.

Подготовка и участие в выставке (конкурсе) технического творчества

Итого

XI класс (3 – 4-я четверти)

Основы проектирования изделий

Последовательность проектирования.

Информационная база технического творчества.

Основы изобретательской деятельности.

Выбор темы проекта и проведение экспериментов.

Работа над проектом и его защита.

Итого

2

4

10

4

16

36

2

6

6

32

2

48

3

3

6

8

16

36

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ