Рефераты

Методические указания: Программа по Технологии

детьми, младшими по возрасту. Умение занять малыша.

Питание детей различного возраста[4].

Оборудование детского уголка. Санитарно-гигиенические требования к детской

комнате.

Организация праздника для младших братьев и сестер. Из­готовление сувениров,

подарков. Оформление альбома «История моей семьи».

Примерный перечень практических работ.

1. Изготовление сувениров и подарков к празднику.

2. Подготовка к празднику (Новый год, день рождения и т. п.).

Элементы материаловедения (2 ч)

Технология производства и свойства искусственных волокон. Свойства тканей из

искусственных волокон (прочность в сухом и влажном состоянии, сминаемость,

воздухопроницаемость). Ис­пользование тканей из искусственных волокон при

производстве одежды. Краткие сведения об ассортименте тканей из

искусст­венных волокон.

Сложные переплетения нитей в тканях (репс, усиленная сар­жа, усиленный

атлас). Зависимости свойств тканей от вида пере­плетений.

Примерный перечень, лабораторно-практических работ.

1. Определение свойств тканей из искусственных волокон.

2. Определение вида раппорта в сложных переплетениях.

Элементы машиноведения. Работа на швейной машине (4 ч)

Виды соединений деталей в узлах механизмов и машин, их условные обозначения

на кинематических схемах. Допуски и по­садки. Влияние допусков на качество и

долговечность механиз­мов и машин.

Устройство качающегося челнока универсальной швейной машины. Принцип

образования двухниточного машинного стеж­ка. Порядок разборки и сборки

челнока. Устройство и работа механизма двигателя ткани. Приемы закрепления

строчки об­ратным ходом машины.

Назначение и принцип получения простой и сложной зигзаго­образной строчки.

Обработка петель и обметывание срезов деталей в стачном шве и в шве вподгибку

с открытым срезом зигза­гообразной строчкой.

Примерный перечень практических работ.

1. Разборка и сборка челнока универсальной швейной ма­шины.

2. Закрепление строчки обратным ходом машины.

3. Выполнение зигзагообразной, строчки. Обработка срезов зигзагообразной

строчкой.

Рукоделие (6 ч)

Вязание крючком

Краткие сведения из истории старинного рукоделия. Изде­лия, связанные

крючком, в современной моде.

Инструменты и материалы для вязания крючком. Подготовка материалов к работе

(стирка, перемотка, отбеливание, краше­ние, распускание старого изделия).

Условные обозначения, при­меняемые при вязании крючком. Приемы работы,

правильное положение рук. Шерстяные, шелковые, синтетические,

хлопчато­бумажные нитки.

Выбор крючка в зависимости от ниток и узора. Определение количества петель и

ниток. Технология выполнения различных петель. Набор петель крючком (столбик

без накида, столбик с накидом, полустолбик и др.).

Раппорт узора и его запись. Работа с журналами мод.

Примерный перечень практических работ.

1. Изготовление образцов вязания крючком: воздушная пет­ля, столбик без

накида, столбик с одним накидом, столбик с дву­мя накидами, пико.

2. Изготовление образцов в уменьшенном масштабе шарфика и спортивной шапочки.

3. Изготовление образцов ажурных узоров.

4. Изготовление ажурного воротника.

5. Зарисовка современных и старинных узоров для вязания крючком.

Проектирование и изготовление плечевого изделия на основе чертежа ночной

сорочки (28 ч)

Конструирование ночной сорочки и моделирование плечевого изделия на ее основе

(6 ч)

Виды женского легкого платья и бельевых изделий. Краткие введения об

ассортименте, тканях и отделках, применяемых для их изготовления.

Эксплуатационные, гигиенические и эстетиче­ские требования к легкому женскому

платью и бельевым швей­ным изделиям.

Чтение чертежа ночной сорочки. Правила снятия мерок, не­обходимых для

построения чертежа ночной сорочки, их условные обозначения. Прибавки на

свободу облегания, учитываемые при построении чертежа. Формулы, необходимые

для расчета конст­рукции ночной сорочки.

Последовательность построения основы чертежа ночной со­рочки в тетради в

масштабе 1:4 и в натуральную величину по своим меркам.

Модели женского платья. Особенности моделирования плече­вых изделий.

Моделирование платья путем изменения формы выреза горловины, формы рукава,

длины изделия. Выбор ткани и отделки изделия. Подготовка выкройки к раскрою.

Определе­ние расхода ткани.

Примерный перечень, практических работ.

1. Снятие мерок и запись результатов измерений.

2. Расчет конструкции ночной сорочки по формулам.

3. Построение основы чертежа ночной сорочки в масштабе 1:4 и в натуральную

величину по своим меркам.

4. Эскизная разработка модели швейного изделия на основе чертежа ночной сорочки.

5. Моделирование изделия выбранного фасона.

6. Подготовка выкройки к раскрою.

Технология обработки плечевого изделия (22 ч)

Назначение швов: стачных (запошивочного, двойного, на­кладного с закрытыми

срезами) и краевых (окантовочного с от­крытым и закрытым срезами,

окантовочного тесьмой). Конструк­ция швов, их условные графические

обозначения и технология выполнения. Применение лапки-запошивателя при

выполнении швов вподгибку и запошивочного.

Правила выполнения технологических операций: обработки проймы и горловины

подкройной обтачкой, кружевом, обработки ластовицы и соединения ее с

изделием, обработки застежки планкой, обработки плечевых срезов тесьмой,

притачивания кулиски.

Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки на ткани с направленным

рисунком. Технология раскроя. Выкраивание подкройной обтачки. Перенос

контурных и контрольных линий выкройки на ткань. Подготовка деталей кроя к

обработке. Обра­ботка деталей кроя. Скалывание и сметывание деталей.

Порядок проведения примерки, выявление и исправление де­фектов изделия.

Стачивание деталей платья запошивочным или двойным швом.

Способ обработки выреза горловины подкройной обтачкой. Обработка срезов

рукавов и низа платья швом вподгибку с за­крытым срезом, косой обтачкой или

тесьмой.

Отделка и влажно-тепловая обработка изделия. Требования к качеству готового

изделия.

Примерный перечень практических работ.

1. Отработка техники выполнения стачных и окантовочных швов на лоскутках ткани.

2. Выполнение краевого и запошивочного швов с применени­ем лапки-запошивателя.

3. Изготовление образцов поузловой обработки для изготов­ления платья на

основе чертежа ночной сорочки и купальника.

4. Раскладка выкройки на ткани с направленным рисунком и раскрой.

5. Прокладывание контурных и контрольных линий и точек на деталях кроя.

6. Обработка деталей кроя.

7. Скалывание и сметывание деталей кроя.

8. Проведение примерки, исправление дефектов.

9. Стачивание деталей и выполнение отделочных работ.

10. Определение качества готового изделия. Примерный перечень изделий.

Платье, ночная со­рочка, блузка, ветровка, топик, детская распашонка.

Проектирование и изготовление купальника на основе чертежа трусов (24 ч)

Конструирование трусов и моделирование купальника на их основе (6 ч)

Чтение чертежа трусов. Основные конструктивные линии на чертеже. Их

соответствие условным лилиям на фигуре человека. Правила снятия мерок,

необходимых для построения чертежа трусов, их условные обозначения. Прибавки

на свободу облегания, учитываемые при построении чертежа. Формулы,

необходи­мые для расчета конструкции трусов.

Последовательность построения основы чертежа трусов в тетради в масштабе 1 :4

и в натуральную величину на индиви­дуальный размер.

Модели купальников. Способы моделирования купальников (изменение формы

выреза, ширины резинки, наличие притачного пояса, отделка аппликацией,

вышивкой, тканью другого цвета и др.).

Выбор ткани и отделки для купальника. Моделирование ку­пальника выбранного

фасона. Подготовка выкройки к раскрою. Определение расхода ткани.

Примерный перечень практических работ.

1. Снятие мерок и запись результатов измерений.

2. Расчет конструкции трусов по формулам.

3. Построение чертежа трусов в масштабе 1:4 и в натураль­ную величину по

своим меркам.

4. Выбор фасона купальника и выполнение моделирования.

5 Подготовка выкройки купальника к раскрою.

Технология обработки Купальника (18 ч)

Подготовки ткани к раскрою. Особенности раскладки выкройки купальника на

ткани с различным типом рисунка: одно­цветный, с долевыми симметричными

полосами, с поперечными симметричными полосами, с направленным рисунком, с

асим­метричными поперечными полосами.

Обмеловка выкроек и раскрой ткани. Подготовка деталей кроя к обработке.

Перенос на детали контурных, контрольных и центральных линий изделия.

Обработка деталей кроя.

Пришивание накладной ластовицы. Скалывание, сметывание и стачивание деталей

купальника запошивочным или двойным швом.

Заготовка косых обтачек для обработки вырезов. Последова­тельность обработки

кругообразного замкнутого выреза косой обтачкой. Обработка верхнего края

купальных трусов под ре­зинку.

Отделка и влажно-тепловая обработка изделия. Требования к качеству готового

изделия.

Примерный перечень практических работ.

1. Раскладка выкройки на ткани и раскрой.

2. Прокладывание контурных, контрольных и центральных линий на деталях кроя.

3. Обработка деталей кроя. Настрачивание ластовицы.

4. Скалывание, сметывание и стачивание деталей кроя.

5. Выполнение отделочных работ. Обработка срезов купаль­ных трусов.

6. Влажно-тепловая обработка и определение качества гото­вого изделия.

Примерный перечень изделий. Купальные трусы, купальник, бельевые трусы,

ползунки.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА МАТЕРИАЛОВ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель изучения этого раздела – способствовать формирова­нию у учащихся

художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры,

художественно-творческой активности, помочь им в овладении образным языком

декоратив­но-прикладного искусства. Предлагаемая программа построена так,

чтобы дать школьникам представление о разных видах де­коративно-прикладного

искусства и его значении в жизни каж­дого человека.

Художественная деятельность учащихся на занятиях находит разнообразные формы

выражения при изготовлении различных изделий.

Творческое развитие школьников осуществляется через знакомство с

произведениями декоративно-прикладного искусства, традициями народных

ремесел, образцами дизайнерских разра­боток. Большое значение имеет

обсуждение художественных вы­ставок и работ одноклассников, поиск и подбор

иллюстраций для составления коллекции школьного музея декоративно-

при­кладного искусства и др.

Художественные изделия могут выполняться как индивиду­ально, так и

коллективно. Законченные работы могут быть изго­товлены для дома,

использованы для оформления интерьера школы или коммерческих целей.

Общественное значение резуль­татов декоративно-прикладной деятельности

школьников играет определяющую роль в их воспитании. Очень важно при этом,

чтобы учитель подбирал высокохудожественные объекты труда.

При выполнении практических работ школьники, кроме осво­ения технологических

приемов, должны включаться в решение задач, направленных на создание

целостного изделия, отвечаю­щего как функциональным, так и эстетическим

требованиям.

Художественная обработка материалов требует серьезных знаний и умений в

обращении с ручным инструментом и станоч­ным оборудованием. Одновременно с

этим она представляет уникальную возможность соединить трудовую подготовку с

эсте­тическим воспитанием, без которого невозможно добиться высо­кой культуры

труда. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает

повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда,

возбуждает же­лание к последующей деятельности. Именно поэтому данная

программа предлагает вести обучение трудовым навыкам в не­разрывной связи с

художественной обработкой материалов и ставит своими основными задачами:

сформировать у школьников эстетическое отношение к труду, научить

пользоваться инструментом, станками и оборудованием, ценить красоту

В основу программы положено обучение, основанное на раз­витии интереса и

творческих возможностей школьников. Все объекты труда подбираются с таким

расчетом, чтобы они были максимально познавательными с точки зрения

политехнического обучения, имели эстетическую привлекательность и давали

пред­ставление о традиционных художественных видах обработки древесины или

металла.

На изучение программы выделена 3-я четверть в VII классе для мальчиков и 3-я

четверть в VIII классе для девочек.

В IX – XI классах художественная обработка материалов мо­жет изучаться в

вариативной части учебного плана.

Для дальнейшего развития художественных способностей уча­щихся имеется

возможность использовать занятия по художест­венно-декоративному творчеству в

3-й четверти в Х и XI классах и время, выделенное для выполнения проектов в

этих же классах.

Ниже приводятся два варианта программы художественной обработки материалов

(древесины и металлов) для VII класса.

Программа занятий выбирается учителем в соответствии со своими возможностями

материальным обеспечением учебного процесса и интересам учащихся.

Необходимо отметить, что программа по художественной об­работке металлов

включает в учебный процесс систему новых для школы технологических процессов,

что требует специального оборудования, инструмента, приспособлений.

Художественная обработка древесины (VII кл.)

ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ, ФОРМИРУЕМЫХ У

УЧАЩИХСЯ

Учащиеся должны знать.

столярная (ручная и механическая) подготовка поверхности древесины к отделке;

отделка древесины лакокрасочными материалами (воскование, лакирование,

полирование),

виды мозаики по дереву (маркетри и интарсия),

общие основы художественного конструирования,

виды орнаментов и узоров.

Учащиеся должны уметь: выбирать и самостоятельно разра­батывать рисунки

для художественной отделки изделий,

подготавливать поверхности изделия под художественную об работку,

осуществлять художественную отделку поверхности изделия (выжиганием,

геометрической резьбой, мозаикой, окраской)

Тематический план

№ п./п.ТемаКоличество учебных часов

1

2

3

4

5

6

7

Столярная подготовка поверхности древесины к отделке.

Отделка древесины лакокрасочными матери­алами.

Выжигание

Резьба по дереву

Мозаика по дереву

Общие основы художественного конструирования

Орнамент и узор

2

2

2

4

4

4

2

Всего20

ПРОГРАММА

Столярная подготовка поверхности древесины к отделке (2 ч)

Обработка поверхностей деталей ручными инструментами. Механизированная

подготовка поверхностей. Приспособ­ления для. механизированной шлифовки

древесины (шлифо­вальный диск, шлифовальный барабан, шлифовальная голов­ка),

шлифовальный станок, ручное и механическое выпили­вание.

Подготовка древесины под следующую отделку (порозаполнение, снятие ворса,

заделка дефектов и т. д.).

Отделка древесины лакокрасочными материалами (2ч)

Воскование (отделка под воск). Лакирование (виды лаков, об­ласть их

применения, технология покрытия поверхностей лака­ми, условия и правила

безопасности труда). Полирование. От­делка изделий красящими веществами

(нитроэмалевыми, водоэмульсионными и другими красками).

Выжигание (2 ч)

Сущность выжигания Инструменты и приспособления, ис­пользуемые при выжигании.

Нанесение рисунка. Технология вы­полнения операций по выжиганию. Выжигание

орнаментальных композиций с помощью нагретых металлических стержней

опре­деленного профиля (штемпелей)

Резьба по дереву (4 ч)

Понятие о видах резьбы (плосковыемчатая, плоскорельеф­ная, рельефная,

скульптурная и домовая резьбы).

Материалы, применяемые для резьбы по дереву; условия их выбора. Подготовка

материала.

Оборудование, инструменты и приспособления для резьбы по дереву.

Геометрическая резьба. Элементы геометрической резьбы. Подготовка заготовки к

резьбе. Техника выполнения двухгран­ных и трехгранных выемок, скобчатых

лунок. Выполнение про­стейшего орнамента.

Особенности техники контурной резьбы (ознакомление).

Мозаика по дереву (4ч)

Понятие о видах мозаики по дереву (инкрустации, интарсии, блочной мозаике,

маркетри). Материалы и инструменты, приме­няемые для выполнения мозаики.

Техника выполнения мозаич­ных наборов. Подготовка рисунка для мозаичного

набора. Изго­товление деталей. Фигурный набор шпона. Выполнение мозаики типа

паркета (паркетри). Набор с объемным изображением, наклеивание и отделка

мозаичного набора.

Общие основы художественного конструирования (4 ч)

Понятие о технической эстетике и художественном конструи­ровании, дизайне.

Требования технической эстетики к промыш­ленным изделиям.

Исходные принципы художественного конструирования (Единство формы и

содержания. Соответствие формы и декора свойствам древесины. Учет технологии

изготовления изделия).

Понятнее композиции. Закономерности и средства компози­ции в художественном

проектировании. Средства достижения цели: симметрия и асимметрия,

композиционное равновесие, ста­тичность и динамичность, пропорциональность,

ритм. Виды ком­позиции.

Орнамент и узор (2ч)

Понятие об орнаменте и узоре. Виды орнаментов: геометриче­ский, растительный

и др. Виды узоров. Основы построения узо­ров (в круге, квадрате и т. д.).

Практические работы

Выбор или самостоятельная разработка эскизов изделий для последующей

художественной отделки. Подготовка поверхности изделия под художественную

обработку. Нанесение рисунка на поверхность изделия. Художественная отделка

поверхностей из­делий (выжигание, выпиливание, геометрическая резьба,

мозаи­ка по дереву и т. д.), отделка древесины различными способами

(лакокрасочными материалами, морилкой, вощением и т. д.).

Примерный перечень изделий

Игрушки, шкатулки, шахматные доски, разделочные доски, подсвечники, подставки

под горячую посуду, полочки, подносы, соломки, рамки, декоративные композиции

и панно, украшения, макеты этнографических предметов домашнего быта (ложки,

ми­ски, чашки и т. д.).

Художественная обработка металла (VII кл.)

ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ,

ФОРМИРУЕМЫХ У УЧАЩИХСЯ

Учащиеся должны знать:

роль декоративно-прикладного искусства в жизни человека;

принципы и технология изготовления изделий из металлопластики, из пропильного

металла, изделий из проволоки;

чеканка на резиновой подкладке.

Учащиеся должны уметь:

изготавливать простые изделия с элементами металлопластики; из пропильного

металла, из проволоки, из листового металла методом чеканки на резиновой

подкладке.

Тематический план

№ п./п.ТемаКоличество учебных часов

1 2 3 4

5

Вводное занятие.

Металлопластика.

Пропильной металл.

Изделия из проволоки.

Чеканка на резиновой подкладке.

1

4

4

5

6

Всего20

ПРОГРАММА

Вводное занятие (1 ч)

Общие организационные сведения. Роль декоративно-при­кладного искусства в

жизни человека. Демонстрация изделий, репродукций и др., раскрывающих

основные направления в ху­дожественной обработке металла. Ознакомление с

образцами изделий, которые будут изготавливаться на последующих заня­тиях.

Металлопластйка (4 ч)

Металлопластика как начальный этап в обучении чеканке и как самостоятельный

вид художественной обработки металла. Использование металлопластики и басмы

для декорирования изделий в прошлые века и в наше время. Применяемые

материалы и инструменты. Технология изготовления рельефов на тонком ли­стовом

металле. Простейшие способы выявления рельефа при помощи тонирования битумным

лаком и графитом. Высветление отдельных участков рельефа. Возможные

характерные ошибки при работе. Способы установки металлопластики на

декорируе­мое изделие. Достоинства и недостатки декоративных рельефов,

выполненных на тонком листовом металле.

Примерные объекты труда. Открытка с элементами металлопластики, малая

.фанерная полочка или коробочка из плотного картона с декоративными

металлическими накладка­ми, рельефы-символы для учебных кабинетов или

пособий.

Пропильной металл (4 ч)

Использование старыми мастерами пропильного металла при изготовлении бытовых

и культовых изделий. Пропильной металл в современном декоративно-прикладном

искусстве. Выбор металлов для работы по их физическим и внешним качествам

(цвет, блеск, возможность полировки, патинирования, оксидиро­вания и др.).

Композиция и место пропильных элементов на изделии в це­лом. Использование

ажурных накладных декоративных элемен­тов в сочетании с металлами,

древесиной, тканью, кожей и дру­гими материалами для достижения наибольшего

декоративного и функционального эффекта. Технология изготовления контурных

изображений из металла, посредством .выпиливания или вы­сверливания отверстий

с последующей их опиловкой надфилями. Отделка металлических предметов,

предназначенных для самостоятельного использования. Возможные рациональные

способы крепления декоративных пропильных изображений на изделиях из

различных материалов. Выбор способа отделки металличе­ских накладок с целью

достижения их гармонии сообщим обли­ком предмета в целом. Приемы безопасного

труда.

Примерные объекты труда. Брелок для ключей, эм­блемы-накладки на альбомы,

декоративные элементы для кожа­ных или текстильных изделий, накладки на

замочные скважины, запоры-защелки или рукоятки для шкатулок, пряжки для

пояс­ных ремней.

Изделия из проволоки (5 ч)

Пластические возможности материала. Особенности компози­ции изделия, влияние

толщины металла на декоративную выра­зительность. Использование проволоки в

сочетании с другими материалами. Демонстрация репродукции стальных кованых

решеток, входных навесов, балконов и др. Показ пособий, иллюст­рирующих

работу с проволокой современных художников (В. Е. Цигаль и др.). Технология

работы с проволокой, ее правка, гибка ручным инструментом, гибка в тисках и с

применением различных оправок и приспособлений. Различные способы сое­динения

проволочных деталей: скрутка, муфты, хомуты, пайка соединений, армированных

тонкой медной проволокой. Декора­тивная отделка изделий. Варианты соединения

проволочных эле­ментов с другими материалами. Приемы безопасности труда.

Примерные объекты труда. Подсвечники, декора­тивные подставки для карандашей,

ажурные крючки для веша­лок, решетки-подкладки под горячие предметы,

кронштейны для небольших полочек.

Чеканка на резиновой подкладке (6 ч)

Сходство и различие металлопластики и чеканки. Использо­вание чеканки при

изготовлении изделий из листового металла в древности и в настоящее время.

Материалы и инструменты. Технология и приемы получения рельефных изображений

на ли­сте металла с помощью чекана-расходника, правка отчеканен­ной пластины,

нанесение фактуры чеканами, крацеванием и дру­гими способами. Обработка

кромок, окончательная отделка и способы крепления пластины на место

эксплуатации.

Примерные объекты труда. Номерной знак для квартиры, садового участка или

рабочего места учебной мастер­ской, элементы орнамента для декорировки

стендов с учебными пособиями, металлические подкладки под крючки, вешалки,

де­коративная пластинка на шкатулку.

Художественно-прикладное творчество

(вариативная часть учебного плана)

Художественная обработка металла

Х класс (20 ч)

ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ,

ФОРМИРУЕМЫХ У УЧАЩИХСЯ

Учащиеся должны знать:

виды декоративно-прикладного искусства, его исторические корни;

технология выполнения чеканки на резиновой подкладке, граверных и сканых работ;

Tехнология выполнения работ в технике просечного металла.

Учащиеся должны уметь:

выполнять простые чеканные и граверные работы, работы в технике и пропильного

металла;

изготавливать простые, сканые изделия;

изготавливать простые изделия с элементами металлопластики;

изготавливать изделия из пропильного металла, из проволо­ки, из листового

металла методом чеканки на резиновой под­кладке.

Тематический план

№ п./п.Тема Количество учебных часов

1

2

3

4

5

Вводная беседа

Изготовление чеканки на смоляной основе Граверные работы

Просечной металл

Скань

1

5

6

4

4

Всего20

ПРОГРАММА

Вводная беседа (1 ч)

Декоративно-прикладное искусство, его исторические корни. Единство

эстетического и функционального начал при формиро­вании предметной среды,

окружающей человека. Влияние тради­ций, образа жизни и благосостояния

населения на развитие ху­дожественных ремесел. Общие черты и основные отличия

дизай­на и декоративно-прикладного искусства. Художественная обра­ботка

металла как составная часть слесарного искусства и ее взаимосвязь с другими

ремеслами. Краткая история металлооб­работки. Технический прогресс и

обогащение возможностей художников-металлообработчиков.

Изготовление чеканки на смоляной основе (5 ч)

Краткие исторические сведения. Характерные мотивы и ком­позиции чеканных

изделий, выполненных мастерами различных стран в разные эпохи (Россия,

Грузия, Узбекистан, Иран и др.). Виды чеканных работ: по плоскости листового

металла, по объ­емному тонкостенному изделию, по литому предмету. Выбор

ли­стового материала для чеканки, его очистка и термообработка, подготовка

смолы, сведения об инструменте чеканщика, различ­ные приемы перевода рисунка

на металл.

Особенности выполнения рабочих приемов чеканами различного профиля. Способы

достижения наибольшей выразительно­сти за счет формы рельефа. Отделка изделия

абразивными ма­териалами и патинированием. Приемы безопасного труда.

Примерные объекты тру да. Декоративные вставки для светильников, накладка на

деревянные изделия, знаки-сим­волы для оформления стендов школьных помещений.

Граверные работы (6 ч)

Исторические сведения и виды гравюр. Ручной инструмент для выполнения гравюры

по металлу (штихели) и их разновид­ности. Особенности инструмента и рабочих

приемов. Способы за­крепления и удержания обрабатываемого изделия. Выбор

мате­риала для гравирования. Особенности отделки изделий шлифов­кой,

полировкой, канфареньем, тонированием. Выполнение гра­верных работ

бормашиной, обычным и электрохимическим трав­лением. Оборудование для

травления, материалы, офортные иг­лы. Приемы безопасного труда.

Примерные объекты труда. Браслеты, значки, бро­ши, пряжки, застежки, узоры на

малых металлических изделиях.

Просечной металл (4ч)

История производства листового металла. Просечной металл в декоративно-

прикладном искусстве прежде и в настоящее вре­мя. Особенности работы с

различными металлами. Просечка от­верстий и изображений. Инструмент и

оборудование: сечки, оправки, молотки, ломики и пр. Влияние заусенцев на

качество изделия. Зиги и способы их получения. Фальцовые швы: одинар­ные и

двойные, стоячие и лежачие, донные. Соединение деталей язычками, скобками.

Конструирование изделий и последовательность их сборки.

Механизация работ с листовым металлом.

Безопасные приемы работ.

Примерные объекты труда. Вывески-символы (зна­ки визуальной коммуникации) для

учебных мастерских и каби­нетов, флюгера, навершия для печных труб.

Скань (4 ч)

Краткая история народных промыслов. Виды скани. Свива­ние, прокат, волочение

заготовок. Получение зерни. Простейшие способы набора скани на древесине и

металле. Пайка мягкими и твердыми припоями. Оборудование и технологические

сведе­ния. Отделка изделий Дополнение скани эмалями и краткий ис­торический

обзор о горячих и холодных эмалях.

Безопасные приемы работы.

Примерные объекты труда. Броши, заколки, на­кладки на пудреницы, декоративные

элементы для различных изделий из древесины, ткани, кожи, металла.

XI класс (20 ч)

ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ, ФОРМИРУЕМЫХ У УЧАЩИХСЯ

Учащиеся должны знать:

технология изготовления изделий в технике дифовки, гальва­нопластики и

ротационной вытяжки.

Учащиеся должны уметь:

получать простые формы изделий из металла при помощи свободной выколотки;

обращаться с гальванической ванной;

изготавливать простые восковые модели и отливать по ним изделия;

выдавливать на токарном станке объемные тела вращения из листового металла.

Тематический план

№ п/пВиды работКоличество учебных часов

1

2

3

4

Выколотка из металла

Гальванопластика

Литье

Ротационная вытяжка

6

4

4

6

Всего20

ПРОГРАММА

Выколотка из металла (дифовка) (6 ч)

Использование дифовки для получения различных изделий мастерами прошлых эпох

и современными художниками. Сущ­ность выколотки. Свободная выколотка и

выколотка по моделям. Осадка металла. Выкройка деталей и сборка. Сочетание

выко­лотки с другими видами художественной обработки материалов. Приемы

безопасного труда.

Примерные объекты труда. Малый металлический ковш, небольшой поднос или

коробочка для мелочей, простая не­глубокая посуда.

Гальванопластика (4 ч)

Сущность процесса и история развития Роль гальванопла­стики в художественном

творчестве Возможности гальванопла­стики в школе с использованием медно-

закисного электролита. Из­готовление и приемы зарядки форм Материалы Влияние

формы анода и рельефа модели на качество покрытия. Оборудова­ние Основные

неполадки в работе гальванической ванны. Прие­мы отделки медных изделий после

гальванического наращива­ния Возможности электролитического наращивания

других ме­таллов. Приемы безопасного труда.

Примерные объекты труда. Медали-плакетки, дон­ные декоративные накладки к

изделиям, полученным дифовкой и ротационной вытяжкой, предметы малой

пластики.

Литье (4 ч)

Сущность процесса. Виды литья. Материалы. Виды моделей. Особенности литья

художественных изделий и история его раз­вития. Вакуумное литье по восковой

выплавляемой модели в учебной мастерской. Технология, выбор материалов, этапы

и приемы работы, инструмент и оборудование. Характерные причины брака, приемы

его устранения и предупреждения. От­делка литых изделий. Приемы безопасного

труда и требования пожарной безопасности.

Примерные объекты труда. Скульптуры малых форм – фигурки солдатиков,

животных. Мелкая фурнитура для шкатулок, мебели, декоративные литые детали

для различных декоративно-прикладных изделий.

Ротационная вытяжка (выдавливание форм вращения из тонкого листа металла на

станке) (6 ч)

Вытяжка по внешнему и внутреннему шаблонам, достоинства и недостатки каждого

способа. Выбор материала, инструмент, режимы обработки. Вытяжка изделий на

токарных станках для обработки металла и на станках для обработки древесины.

Осо­бенности деформации металла и era крепление к шаблону. При­емы отделки и

подрезания листового металла, обрабатываемого на станке. Получение

дополнительных декоративных эффектов на поверхности изделия: накатками,

фасонными роликами, виб­рирующим давильным инструментом. Особые приемы

термооб­работки заготовок для последующей чеканки на них рельефных

изображений. Приемы безопасного труда.

Примерные объекты труда. Блюда, розетки, декора­тивные крышки, подсвечники,

фляжки – декорированные грави­ровкой или чеканкой, пропильным металлом или

сканью.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА ТКАНИ

ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ, ФОРМИРУЕМЫХ У УЧАЩИХСЯ

Вязание на спицах

Учащиеся должны знать:

возможности техники вязания на спицах, материалы и инст­рументы;

свойства шерстяных, пуховых, хлопчатобумажных и шелко­вых нитей;

правила подбора спиц для вязания;

условные обозначения, применяемые при вязании на спицах;

технология вязания на двух и пяти спицах;

способы ремонта вязаных изделий.

Учащиеся должны уметь:

подбирать спицы в соответствии с толщиной и качеством ни­ти и видом узора;

выполнять записи узоров вязания с помощью условных обо­значении;

вязать простые изделия на двух и пяти спицах;

производить ремонт вязаных изделий.

Аппликация и вышивка

Учащиеся должны знать:

общие сведения из; истории, старинной, народной вышивки;

материалы, применяемые для аппликаций;

сочетание аппликаций с разными видами вышивки;

технологические приемы выполнения аппликаций из различ­ных материалов;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ