Рефераты

Методические указания: Программа по Технологии

отведенного на дополнительные виды работ. В программе предусмотрен вариант

«Техническое моделиро­вание», предполагающий изготовление моделей машин и

техни­ческих устройств с применением деталей наборов типа «Конст­руктор», а

также полуфабрикатов (заготовок из фанеры и древе­сины), самодельных деталей

из картона, жести, проволоки и т. д. Практические работы учащихся, а так же

опорные знания и умения перечислены в приведенной таблице.

Модуль 12. Элементы техники

КлассПрактические работыОпорныеУпражнения, технологи­ческие задания
Знанияумения

I

II

III

Создание технических устройcтв, архитектурных сооружений из наборов готовых деталей типа «Строитель», «Ме­ханик»

Сборка технических уст­ройств из деталей набо­ров типа «Конструк­тор» (транспортные средства на основе раз­личных видов тележек).

Сборка технических устройств из деталей набо­ров типа «Конструктор» (транспортирующие устройства — подъемный кран, транспор­тер и др.)

Детали набора. Типо­вые детали. Названия н назначение инстру­ментов: отвертка, гаечный ключ. Приемы и правила работы ими

Общие представления о транспортных маши­нах, их видах, примене­нии в народном хозяй­стве. Принцип работы и устройство простей­ших тележек. Понятия: транспортная машина, деталь, инструмент, сборка, монтаж, регу­лировка, модель, макет.

Общие представления о транспортирующих уст­ройствах, их видах и применении в народном хозяйстве. Принцип paботы, и устройство простейшего крана, транс­портера. Понятия: ма­шина, узел, блок, ре­менная передача, груз, противовес.

Пользование отверткой и гаечным ключом. Сборка простейших моделей и макетов по образцу и техническому рисунку из наборов деталей различного типа

Определение необходимого количества деталей для сбор­ки, модели, последовательно­сти сборки по техническому рисунку, маршрутной карте. Сборка модели по образцу, техническому рисунку. Про­верка модели в действии. Демонтаж (разборка).

Определение последов-и сборки технических устройств по рисунку, распре­деление работы в паре и трой­ке. Коллективная сборка модели по образцу и техниче­скому рисунку. Взаимоконт­роль и самоконтроль в про­цессе работы и при регулиро­вании модели. Индивидуаль­ная и коллективная сборка моделей различных устройств.

Замена некоторых деталей: внесение изменений в конст­рукцию.

Доконструирование и пере­конструирование моделей, при­думать приспособление для сцепления двух тележек;

сделать подвижной переднюю пару колес;

изменить конструкцию тележ­ки, чтобы можно было перево­зить крупногабаритные грузы.

Решение задач на изменение конструкции - по устранению различных недостатков, неустойчивость; изменение формы при работе; зацепление деталей, при ра­боте.

Продолжение

КлассПрактические работыОпорныеУпражнения, технологические задания
знанияумения
IVСборка моделей техни­ческих устройств из де­талей наборов типа «Конструктор» (швейная машина, станки).Общие представления о технологических маши­нах,, их видах и приме­нении в народном хозяйстве. Принцип работы и устройство станка (токарный, сверлильный), швейной машины. Понятия: машина; двигатели, передающее устройство, рабочий орган.Упражнения в классификации машин Решение задач на кон­струирование объектов по тех­ническим условиям

Модуль 13. Обработка бумаги и картона

Бумага и картон – самые распространенные и доступнее в обработке материалы. В

процессе работы с ними учащиеся по­лучают представление об их производстве,

видах, свойствах, об использовании в быту и технике, о профессиях людей,

связанных с получением бумаги и картона и их обработкой.

Формирование у учащихся практических умений по обработке данных материалов

осуществляется в процессе изготовления изделий. С дошкольного периода детям

известны приемы резания бумаги ножницами, соединения деталей клеем. В

начальной школе учащиеся расширяют знания и осваивают умений по разметке

деталей из бумаги и картона сгибанием по шаблону, с По­мощью измерительных

инструментов, приемы резания карто­на ножом, различные способы оформления

изделий аппликацией, окрашиванием, с использованием других видов мате­риалов.

Бумага и картон – материалы, при работе с которыми за­кладываются основы

графической грамотности. Учащиеся полу­чают общее представление о техническом

рисунке, эскизе, чертеже, учатся понимать простейшие чертежи (эскизы) и

выполнять по ним разметку.

В основу предложенной программы по обработке бумаги и картона положена

определенная последовательность практи­ческих заданий, которые включают в

себя группы изделий, сходные по конструктивным особенностям и технологическим

операциям. Младшие школьники изготавливают следующие виды из­делий: игрушки,

открытки, сувениры, панно, дидактический материал простейшие наглядные

пособия, блокноты, книжки-малютки др.

Развитию технического мышления школьников способствует. включение в различные

этапы урока наблюдении; с последующим, обобщением опыта, решение задач по

совершенствованию технологического процесса изготовления предложенного

учите­лем изделия или его конструкции с последующим внесением, из­менений в

технологический процесс.

Данный раздел; может быть расширен по усмотрению учите­ля за счет времени,

отведенного на дополнительные виды работ, например на ремонт и переплет книг,

работу с папье-маше и другие виды обработки бумаги и картона, доступные

младшим школьникам.

Модуль 14. Обработка ткани

Ткань – основной текстильный материал, с которой работают младшие школьники

на уроках труда. Учащиеся получают общее представление об ассортименте тканей

и ниток, сырье, ис­пользуемом для их изготовления, профессиях текстильной и

швейной промышленности. Общие свойства ткани определяют основные особенности

технологии ее обработки. Разметка дета­лей из ткани осуществляется по лекалу

(готовому или построен­ному самими учащимися). Детали соединяются с помощью

клея (коллажи, мелкие детали аппликаций), но главным образом нит­ками.

Оформляются изделия аппликацией или вышивкой.

В основу предложенного в программе порядка изучения стежков и строчек

положено сходство приемов выполнения от­дельных стежков каждой группы

строчек. Освоение стежков осу­ществляется в процессе упражнений и при

изготовлении изде­лий. В урок обязательно включаются наблюдения, опыты,

техно­логические задания, способствующие общему развитию и разви­тию

технического мышления учащихся.

Предложенные группы практических заданий в основе своей сходны с предыдущим

видом работ, что облегчает сравнительное изучение материалов и перенос

известных учащимся знаний и умений в новые условия

В процессе практической работы школьники изготавливают изделия общественно

полезной направленности: сувениры, сал­фетки, закладки, прихватки, панно,

игрушки, несложную одежду для кукол и т. п.

Практическая работа с тканью носит в основном индивиду­альный характер, но

может быть и коллективной, в зависимости от вида работы.

Данный раздел может быть расширен по усмотрению школы (учителя) за счет

времени, отведенного на дополнительные виды работ. В программе предложен

вариант «Обработка текстиль­ных Материалов», основная направленность которого

– развитие эстетического вкуса учащихся. При изготовлении изделий особое

внимание обращается на подбор тканей по фактуре (например, атлас и ворсовая

ткань), по цвету (контрастные, тональные), на сочетание цвета ткани и ниток.

Модуль 13. Обработка бумаги и картона

КлассПрактические работыОпорные

Упражнения,

технологические задания

знанияумения

I

II

1. Изготовление изде­лий из заготовок прямоугольной формы сги­банием.

2. Изготовление аппли­каций из деталей раз­ной формы

Изготовление плоских изделий из деталей пра­вильной геометрической формы

Виды бумаги: Писчая бумага (белая), тетрад­ная – ее использование.

Свойства бумаги; плас­тичность, упругость, проч­ность. Приемы сгибания бумаги.

Бумага цветная, бар­хатная, ее использова­ние. Свойство бумаги – отношение к влаге. Прие­мы разметки по шабло­ну, резание бумаги нож­ницами, склеивание. Понятия, конструкция, изделие, заготовка, де­таль, шаблон, трафарет, композиция.

Бумага рисовальная, чертежная – ее использование. Свойства бумаги: плотность, прочность. Картон, его свойства: ломкость, плотность, от­ношение к влаге. Технический рисунок, эскиз, чертеж. Приемы работы измерительными инструментами. По­рядок построения прямоугольника с помощью контрольно-измерительных инструментов. Приемы резания тонкого картона ножницами.

Сгибание прямоугольника в разных направлениях.

Разрыв бумаги

Разметка деталей по шабло­ну. Резание бумаги ножница­ми. Склеивание деталей Суш­ка под прессом.

Разметка с помощью измери­тельных инструментов (линей­ка, угольник, циркуль). Реза­ние картона ножницами. Склеи­вание картона бумагой. Соединение деталей различными видами, «замков» (клапаны, щелевой, полоской бумаги) проволокой. Работа по инст­рукционной карте.

Деление прямоугольника на равные и неравные части.

Получение одинаковых дета­лей сгибанием

Деление геометрических форм па части. Экономное расходо­вание материала. Оформле­ние изделий (по образцу, с внесением отдельных изменений, по замыслу, по условиям).

Определение размеров на чер­теже (эскизе). Расчет разме­ров заготовки. Рациональные способы соединения деталей, нанесение клея на большие и малые плоскости. Внесение изменений в конструкцию из­делий.

КлассПрактические работыОпорные

Упражнения,

технологические задания

знанияумения
IIIИзготовление объемных изделийПонятие о развертке. Эскиз развертки. Опре­деление размеров дета­лей по эскизу и образ­цу. Приемы резания картона ножом.Выбор заготовки. Разметка развертки изделия по техниче­скому рисунку, чертежу (эски­зу). Резание картона ножом, надрезание линий сгибаПреобразование плоских форм в полуобъемные и объемные. Разработка собственных кон­струкций изделий.

Оборудование: линейка (250Х30), угольник, (Циркуль; карандаш простой,

ножницы (тупоконечные), нож переплетный малый с укороченным клинком, шило

канцелярское с укороченной иглой, гладилки, подкладной лист, кисточки и

баночка для клея, кисть для покраски, пресс переплетный, игла канцелярская,

фальцлинейка.

Модуль 14. Обработка ткани

КлассПрактические работыЗнанияУменияУпражнения, технологические задания

I

II

1. Изготовление изде­лий из готового кроя.

2 Изготовление изде­лий из кроя разной фор­мы по готовым лекалам

1. Изготовление изде­лий из кроя разной формы по готовым лекалам

2. Изготовление изделий по лекалам с правильной геометрической основой.

Материалы. Общее по­нятие о ткани Свойст­ва ткани. Нитки и их на­значение. Инструменты иглы, ножницы, прие­мы работы ими. Поня­тия: заготовка, деталь, стежок, строчка.

Виды ниток для шитья и вышивания. Приемы разметки ткани по шаб­лону (лекалу), резание ножницами.

Ткани растительного происхождения их виды и использование. Лицевая и изнаночная стороны ткани. Петлеобразные стежки. Правила работы наперстком. Понятия: шов, ос­нова, уток.

Приемы построения прямоугольника и окруж­ности.

Определение длины нити, вде­вание в иглу, закрепление ее на ткани. Разметка продергиванием ниток. Обработка края заготовки бахромой. Оформ­ление изделия прямыми стеж­ками и их вариантами.

Разметка деталей по лекалам Резание, ткани ножницами Соединение деталей нитками, клеем.

Определение лицевой и изна­ночной сторон ткани. Соединение деталей петлеоб­разными стежками. Пришива­ние пуговиц.

Построение лекал правильной геометрической формы.

Рациональные способы за­крепления ниток на ткани, в зависимости от назначения изделия

Рациональные соединения де талей. Экономное расходование материала. Оформление изделий (по образцу, с внесе­нием отдельных изменений, по замыслу, по условиям).

Выбор стежков для соедине­ния деталей и оформления из­делий

Продолжение

КлассПрактические работыЗнанияУменияУпражнения, технологические задания

III

IV

То же.

Изготовление изделий по лекалам.

Ткани животного про­исхождения, их виды и использование. Косые стежки. Стежки времен­ного и постоянного на­значения.

Синтетические н искус­ственные ткани, их ви­ды и использование. Прие­мы снятия мерок. Рас­чет размеров заготовки. Приемы построения про­стейших лекал на осно­ве чертежей прямоуго­льника и круга. Петельные стежки.

Разметка ткани, сложенной вдвое и ее раскрой. Обработ­ка края швом в подгибку с от­крытым срезом. Выполнение косых стежков и их вариан­тов (крестик, роспись и др.). Пришивание кнопок. Работа по инструкционной карте.

Снятие мерок. Расчет разме­ров заготовки и деталей кроя. Построение простейших лекал неправильной геометрической формы на основе правильной. Обработка края в подгибку, с закрытым срезом. Выпол­нение петельных стежков и их вариантов. Штопка.

Расчет размеров заготовки и деталей изделия. Определение недостающих размеров на чертеже, эскизе. Выбор спосо­бов обработки и отделки де­талей.

Выбор материала. Элементы моделирования.

Оборудование: игла швейная № 2, игла штопальная, наперсток, лента

сантиметровая, мел портновский, пяльцы.

Модуль 15. Обработка древесины

Древесина — неповторимый по своим технологическим и ху­дожественным свойствам

природный материал. Младшие школьники узнают о древесине, ее видах, основных

свойствах, широком применении этого материала в народном хозяйстве, о

профессиях людей, занятых обработкой древесины. Учащиеся полу­чают

первоначальные представления о технологии ее ручной обработки.

Для проведения занятий по данной теме в начальных классах не требуется какое-

то особое сложное оборудование. Тем не менее, данный вид работы, если это

возможно, лучше осуществлять в школьной мастерской или в кабинете трудового

обучения для начальных классов, где имеются для этого все необходимые

условия.

Обработка древесины, обладающей значительной прочно­стью, твердостью (в

отличие от бумаги, ткани), требует от млад­ших школьников значительных

физических усилий, выносливо­сти. При выполнении таких операций, как пиление

.ножовкой с использованием стусла, сверление заготовок дрелью, забива­ние

гвоздей и др., младшие школьники совершают размашистые движения большой

амплитуды, сопровождающиеся значитель­ными энергетическими затратами.

Отдельные этапы работы: разметка заготовки, отделка (раскрашивание,

выжигание, резь­ба) и др. – требуют от учащихся высокой точности,

аккуратно­сти, выполнения мелких выверенных движений. При овладении учащимися

всеми операциями по обработке древесины необходи­мы предварительные

тренировочные упражнения, основанные на инструктаже и показе учителем приемов

и способов их осуществ­ления.

Особое внимание учащихся систематически обращается на необходимость

соблюдения правил безопасного обращения с ко­лющими и режущими инструментами.

Изделия, выполняемые школьниками, должны носить обще­ственно полезную

направленность. Они довольно разнообразны: игрушки для детского сада и групп

продленного дня, наглядные пособия, дидактический материал, необходимые

предметы для класса, школы. В процессе работы младших школьников с

дре­весиной анализируются и широко используются математические,

природоведческие, экологические, графические знания, умения или навыки. Они

конкретизируются и совершенствуются в ходе установления межпредметных связей

трудового обучения с другими предметами, появляются действенные стимулы к

система­тической самообразовательной работе.

Модуль-15. Обработка древесины

КлассПрактические работыОпорныеУпражнения, технологические задания
знанияумения
IV

1. Изделия из деревян­ных полуфабрикатов прямоугольной формы.

2 Изделия из фанеры различной формы

Древесина, ее значение. Виды древесины, свойства (цвет, запах, твер­дость, текстура). Прие­мы разметки деревян­ных заготовок. Инстру­менты ручной обработ­ки древесины, приспо­собления. Правила бе­зопасной работыЧтение эскизов, технических рисунков. Разметка но шабло­ну, с помощью линейки, цир­куля, угольника. Разделение заготовок (мелких) на части (поперек волокон)Выбор материала для изго­товления изделия. Эконом­ное расходование материала. Определение оптимального способа обработки заготовки. Крепление заготовки (с по­мощью струбцин, настольных тисков). Выбор рационального способа соединения деталей. Определение способа отделки изделия. Внесение изменений в конструкцию изделий

ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ КОНСТРУКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ ЭЛЕМЕНТЫ

МАШИНОВЕДЕНИЯ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель изучения данного раздела – знакомить школьников с наиболее

распространенными материалами, используемыми в промышленности и в быту для

изготовления различных изде­лий (бумагой, древесиной, металлами, пластмассой,

кожей и т. д.), их свойствами, техникой и технологией их обработки, а также

сформировать элементарные умения осуществлять сис­тему умственных и

практических действий, необходимых для са­мостоятельной работы по

планированию, осуществлению и конт­ролю своих действий при обработке

различных материалов.

Раздел «Технология обработки конструкционных материа­лов» изучается с I по

VII класс. Здесь, рассматривается содер­жание обучения данному разделу в V

–VII классах. В V и VI классах на изучение данного раздела отводится по 25

недель, в VII – 24 недели, учебное время – по 2 ч в неделю соответст­венно,

всего 50, 50 и 48 ч в год, включая время, отводимое на выполнение проекта (16

ч). Кроме этого, в VII классе дополнитель­но отводится 18 ч. на

художественную обработку материалов. Та­ким образом, общее количество часов,

отводимое на изучение вопросов технологии обработки материалов, практически

такое же, как в программе трудового обучения 1986 г. Однако содержание

обучения, сохраняя, преемственность с этой программой, несколько изменилось.

Одно из важных изменений — осязатель­ный проект в каждом классе. При его

выполнении учащиеся должны продемонстрировать определенную систему умственных

и практических действий, которой они овладели в курсе обучения.

Программой предусмотрено также изучение элементов маши­новедения с целью

приобщения учащихся к техническим знани­ям, повышения их кругозора и

технической культуры, развития технического мышления.

В связи с усложнением задач общетрудовой политехнической подготовки

школьников возникает проблема повышения эффективности учебного процесса.

Достигается это построением содер­жания и методики обучения на основе

реализации деятельностно-параметрического подхода Суть его заключается в

следующем. Во-первых, особый акцент в учебном процессе делается на

организацию самостоятельной познавательной и практической деятельности

учащихся по решению учебно-производственных задач, связанных с разработкой и

осуществлением проекта изготовления определенного продукта (изделия) и его

реализацией. Во-вторых, при разработке или выборе конструкции изделия,

технологии ее обработки, наладке оборудования, приспособле­ний и

инструментов, а также в процессе его изготовления каж­дый параметр качества

детали (форма, шероховатость и разме­ры каждой элементарной поверхности, и

взаимное расположение различных поверхностей детали) выступает, для учащихся

как специальная задача анализа, планирования, выполнения и конт­роля. А чтобы

учащиеся могли ее решить, учитель знакомит их с основными параметрами

качества, а также с методами и условиями их достижения.

С позиций параметрического подхода изучается конструкция оборудования,

приспособлений и инструментов. Например, зна­комя учащихся с устройством

сверлильного, товарного и фрезер­ного стансов, учитель обращает их внимание,

да то, что конст­рукция соответствующего станка имеет специальные устройства,

которые создают условия для осуществления процесса резания и формообразования

(части станков и их элементы, обеспечива­ющие строго заданные формообразующие

движения режущего инструмента или заготовки или и заготовки, и инструмента).

Та­ковы, например, направляющие поперечного, продольного и по­воротного

суппортов токарного станка или соответствующих сто­лов фрезерного и

сверлильного станков и др. Имеются в станках и специальные устройства для

получения размеров поверхностей с заданной точностью (различные лимбы,

специальные линейки, упоры т.д.). Механизм подач позволяет, регулировать,

величину подач и тем самым создавать условия для изменения шерохова­тости,

поверхности. Кроме того, специальные устройства станка обеспечивают, заданную

точность взаимного расположения поверхностей детали при ее установке и:

закреплении для обработ­ки (самоцентрирующие и другие виды патронов, глухие

(жест­кие) и вращающиеся центры, планшайбы, различные, оправки и т. д.).

Как уже отмечалось, учащийся должен быть подготовлен к тому, чтобы

индивидуально или в составе бригады (если планируется решить относительно

сложные задачи) разработать осуществить определенный проект.

Работа над проектом начинается с начала учебного года, когда определяется

цель работы, а завершается к концу соответствующего учебного года. Проект

может носить комплексный характер, т. е. охватывать несколько разделов

программы (в средних классах, например, это культура дома, информационные

технологии, технология обработки материалов, в старших классах к этому

добавляются элементы электрорадиотехнологии и т. п.) или включать только один

какой-либо раздел, например технологию обработки материалов.

Проект формируется и уточняется на протяжении всего учебного года и включает

в себя элементы деятельности по марке­тингу (изучению спроса и предложений),

конструированию, технологическому планированию, наладке оборудования

(при­способлений или инструментов), изготовлению изделия и его реализации. В

задачу проектирования входит также экономическая и экологическая оценка

выполняемых работ. Результаты этой проектной деятельности должны поэтапно

фиксироваться: сначала в виде обоснования выбора цели деятельности и ее

эко­номической, экологической и социальной целесообразности, за­тем в виде

эскизов или чертежей, технологических карт, планов наладки оборудования и т.

д. и, наконец, изготовленных своими руками одного или нескольких изделий.

Необходимо подчеркнуть, что объекты проектирования и из­готовления (объекты

труда) должны быть посильны учащимся соответствующих возрастных групп. Не

следует стремиться к сложным изделиям. Примерный перечень изучаемые учебно-

производственных операций и объектов труда, приведенный в программе трудового

обучения 1986 г., может служить ориен­тиром для учителя при обучении по

данной программе. Каждый учитель может подобрать свои объекты труда с учетом

.конкрет­ных материально-технических условий, потребительского спроса.

возможностей реализации изготавливаемой продукции, педаго­гических и

санитарно-гигиенических требований.

При изучении данного раздела, в зависимости от конкретных условий,

национальных традиций, области своих профессиональ­ных интересов и интересов

подростков, учитель может сосредото­чить внимание преимущественно на

технологии обработки како­го-то одного или нескольких видов материалов, а с

остальными обзорно познакомить учащихся. Важно только, чтобы на приме­ре

технологии обработки выбранного материала, и изготовления тех или иных

объектов труда учащиеся овладели целостной системой умственных и практических

действий, предусмотренной программой, усвоили логику и общую структуру

профессиональ­ной деятельности человека в условиях рыночной экономики.

В процессе изучения этого раздела программы, как и всех других, должна

обеспечиваться профориентационная направлен­ность обучения. С этой целью

учитель знакомит учащихся с со­ответствующими профессиями, характером,

содержанием и усло­виями деятельности людей, возможностями приобретения

про­фессии.

К моменту окончания VII класса школьники должны иметь представление о труде

квалифицированных рабочих, профессии которых связаны с обработкой различных

материалов: об эле­ментах конструирования и технологического планирования,

на­ладке оборудования, приспособлений и инструментов, работе на налаженном

оборудовании, а также о комплексе действий (ана­лизе, планировании,

организации, исполнении, контроле и коррекции своих действий), которые вводят

в состав каждого вида деятельности. Указанные виды деятельности и

соответствующие им действия могут быть освоены на примере обработки наиболее

часто встречающихся поверхностей: плоскости, цилиндриче­ской, конической,

сферической (фасонной), винтовой (резь­бы) и т. д. из любого материала

(древесины, металлов, пласт­масс и т. д.).

В отличие от программы трудового обучения 1986 г. в эту программу заложена

возможность последовательного ознаком­ления учащихся с усложняющимися видами

деятельности: опе­ратора, наладчика, технолога и конструктора.

Ранее предусматривалось одновременное ознакомление уча­щихся со всеми этими

видами деятельности, т. е. на каждом уроке учащиеся под руководством учителя

должны были разрабо­тать конструкцию изделия, выбрать технологию его

изготовле­ния, провести наладку оборудования и лишь затем приступить к его

изготовлению. Однако опыт свидетельствует о том, что та­кую стратегию –

конструкторско-технологическую систему тру­дового обучения – редко кому

удавалось реализовать.

Последовательное ознакомление учащихся с усложняющими­ся видами деятельности

оператора, наладчика, технолога и конструктора, предложенное в этой

программе, предопределяет соответствующие этапы обучения обработке материалов

в V—VII классах:

1-й этап (I – IV классы) – формирование у учащихся элемен­тарных знаний и

умений по ручной обработке бумаги, картона, фанеры и природных материалов с

элементами художественной отделки изделий на репродуктивном; уровне

(содержание обучения начальных классах представлено в отдельной, программе);

2-йэтап (V класс) – формирование у учащихся знаний и умети по ручной и

механической, обработке древесины и металлов на уровне операторской

деятельности, т. е. выполнение работ на налаженном оборудовании (мини-станках

типа «Уме­лые руки») и налаженными инструментами по инструкционно-

технолоическим картам;

3-й этап (VI класс) – формирование у учащихся знаний и умений по ручной и

механической обработке различных мате­риалов с самостоятельной элементарной

наладкой оборудования, приспособлений и инструментов и отдельными элементами

построения технологического процесса.

4-й этап (VII класс) – формирование у учащихся элементарных знаний и умений

по технологическому планированию обра­ботки и конструированию несложных

деталей и изделий.

Для выполнения данной программы следует шире использовать имеющуюся

материальную базу учебно-производственных мастерских, УПК, УПЦ, учебных

участков базовых предприятий.

Более глубокому освоению содержания программы будут способствовать конкурсы и

выставки творческих работ учащихся, участие школьников в школьных, районных и

городских олимпиадах по трудовому обучению.

Наличие во многих школах современных средств вычислительной техники (обычных

и программируемых микрокалькуляторов, персональных ЭВМ или КУВТ – комплектов

учебное вычислительной техники) позволяет повысить интеллектуальный уровень

трудовой подготовки школьников. Имея такие средства в учебных мастерских (или

используя для этих целей кабинет информатики и вычислительной техники),

учитель технологи может организовать самостоятельную познавательную

деятельность учащихся по решению учебно-трудовых задач и сформиро­вать у них

систему умственных действий в неразрывном единстве с практическими в процессе

изучения данного раздела программы. При этом ученик будет овладевать и

элементами информационных технологий.

Ниже перечислены некоторые из направлений использования ЭВТ и элементов

информационных технологий в процессе изуче­ния данного раздела учебной

программы.

1. Использование обычных и программируемых микрокальку­ляторов и ПЭВМ как

средства для выполнения расчетов, связанных с подготовкой и выполнением

различных работ.

2. Использование ПЭВМ как информационно-логической системы, помогающей

учащимся самостоятельно решать следую­щие задачи:

технологические: выбор оптимальных способов, средств (оборудования,

приспособлений, инструментов и заготовок), последовательности и режимов

обработки, изготовление технологических карт;

конструкторские: выбор возможных вариантов конструкций деталей или изделий из

числа уже имеющихся или самостоятельно конструируемых (в этом случае ПЭВМ

помогает решать та­кие задачи на основе использования АРИЗ – алгоритма

реше­ния изобретательских задач), изготовление рисунков и чертежей с

использованием графического редактора;

экономические: определение себестоимости изготавливаемых изделий, поиск

конкретных путей ее уменьшения, выявление путей повышения

конкурентоспособности и т. д.;

экологические: выбор профилактических мер, устраняющих вредные экологические

последствия конкретного производств; (включая деловые игры по решению таких

задач).

3. ПЭВМ как источник (БАЗА ДАННЫХ) информации для разработки ПРОЕКТОВ.

4. ПЭВМ как средство управления техническими устройствами – технологическими

машинами (мини-станками с ЧПУ, роботами и робототехническими комплексами).

5. ПЭВМ как средство программированного обучения и оперативного контроля за

усвоением учащимися знаний и умении.

ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

Учащиеся V класса должны:

иметь общие представления о техническом рисунке, эскизе и чертеже, уметь

читать простейшие технические рисунки и чер­тежи плоских и призматических

деталей и деталей типа тел вра­щения; понимать содержание инструкционно-

технологических карт и пользоваться ими при выполнении работ;

иметь общее представление об изделии и детали, основных параметрах качества

детали: форме шероховатости и размерах каждой элементарной поверхности и их

взаимном расположении;

уметь осуществлять их контроль;

знать, какие свойства материалов необходимо учитывать при их обработке;

знать общее устройство столярного, слесарного или комбини­рованного верстака;

уметь пользоваться ими при выполнении столярных и слесарных операций;

знать назначение, устройство и принцип действия простейше­го столярного и

слесарного инструмента (разметочного, ударного и режущего инструментами

приспособлений для пиления (стусла), гибки, правки и клепки; уметь

пользоваться им при выпол­нении соответствующих операций;

знать и уметь рационально организовывать рабочее место и соблюдать правила

безопасности труда и личной гигиены при выполнении всех указанных работ;

владеть элементарными умениями, выполнять основные опе­рации по обработке

древесины и металла ручными налаженными инструментами, изготавливать

простейшие изделия из древесины и металла по инструкционно-технологическим

картам;

осуществлять контроль качества изготавливаемых изделий;

владеть простейшими способами технологии художественной отделки древесины

(шлифовка, выжигание, отделка поверхно­стей материалов красками и лаками) и

тонколистового металла (фольги) давлением по готовым рисункам;

иметь представление о путях предупреждения негативных по­следствий трудовой

деятельности человека на окружающую среду и здоровье человека;

знать источники и носители информации, способы получения, хранения и поиска

информации, уметь наводить необходимую техническую информацию.

Учащиеся VI класса должны

уметь читать чертежи и технологические карты, выявлять технические

требования, предъявляемые к детали;

знать основные виды механизмов по выполняемым ими функциям, а также по

используемым в них рабочим телам; уметь графически изображать основные виды

механизмов передач;

знать виды пиломатериалов;

иметь общее представление о черных и цветных металлах, о процессе их

производства,

иметь понятие о процессе и основных условиях обработки материалов (древесины

и металлов) резанием, давлением, заполнением объемных форм,

знать основные элементы геометрии простейших режущих ин­струментов, уметь

осуществлять их контроль,

уметь выявлять требования к основным параметрам качества деталей; иметь

представление о методах и способах их получе­ния и контроля;

знать общее устройство и принцип работы дерево- и металлообрабатывающих

станков токарной группы;

уметь осуществлять наладку простейших ручных инструмен­тов (шерхебеля,

рубанка, ножовки по металлу) и токарного) стан­ка по дереву на заданную форму

и размеры, обеспечивать требу­емую точность взаимного расположения

поверхностей;

уметь выполнять основные учебно-производственные опера­ции и изготавливать

детали на сверлильном и токарных по дере­ву и металлу станках:

иметь общее представление о способах отделки и художест­венной обработки

поверхностей деталей; уметь украшать изде­лия выжиганием, резьбой по дереву,

чеканкой; полировать, по­крывать морилкой, лаками, окрашивать поверхности

водными и масляными красками;

уметь соединять детали из разных материалов (склеиванием, на Гвоздях,

шурупах, винтах (болтах), пайкой и т. д.);

иметь общее представление о способах изготовления деталей (изделий") путем

заполнения объемных форм (литье, прессование, порошковая металлургия); уметь

отливать детали простых форм из гипса, воска (стеарина);

уметь производить простейшую наладку инструмента и станков (сверлильного,

токарного по дереву), выполнять основное ручные и станочные операции,

изготавливать детали по черте­жам и технологическим картам;

знать возможности и уметь использовать микрокалькуляторы и ЭВМ в процессе

работы для выполнения необходимых расче­тов и получения необходимой

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ