Методические указания: Программа по Технологии
отведенного на дополнительные виды работ. В программе предусмотрен вариант
«Техническое моделирование», предполагающий изготовление моделей машин и
технических устройств с применением деталей наборов типа «Конструктор», а
также полуфабрикатов (заготовок из фанеры и древесины), самодельных деталей
из картона, жести, проволоки и т. д. Практические работы учащихся, а так же
опорные знания и умения перечислены в приведенной таблице.
Модуль 12. Элементы техники
Класс | Практические работы | Опорные | Упражнения, технологические задания | Знания | умения | I II III | Создание технических устройcтв, архитектурных сооружений из наборов готовых деталей типа «Строитель», «Механик» Сборка технических устройств из деталей наборов типа «Конструктор» (транспортные средства на основе различных видов тележек). Сборка технических устройств из деталей наборов типа «Конструктор» (транспортирующие устройства — подъемный кран, транспортер и др.) | Детали набора. Типовые детали. Названия н назначение инструментов: отвертка, гаечный ключ. Приемы и правила работы ими Общие представления о транспортных машинах, их видах, применении в народном хозяйстве. Принцип работы и устройство простейших тележек. Понятия: транспортная машина, деталь, инструмент, сборка, монтаж, регулировка, модель, макет. Общие представления о транспортирующих устройствах, их видах и применении в народном хозяйстве. Принцип paботы, и устройство простейшего крана, транспортера. Понятия: машина, узел, блок, ременная передача, груз, противовес. | Пользование отверткой и гаечным ключом. Сборка простейших моделей и макетов по образцу и техническому рисунку из наборов деталей различного типа Определение необходимого количества деталей для сборки, модели, последовательности сборки по техническому рисунку, маршрутной карте. Сборка модели по образцу, техническому рисунку. Проверка модели в действии. Демонтаж (разборка). Определение последов-и сборки технических устройств по рисунку, распределение работы в паре и тройке. Коллективная сборка модели по образцу и техническому рисунку. Взаимоконтроль и самоконтроль в процессе работы и при регулировании модели. Индивидуальная и коллективная сборка моделей различных устройств. | Замена некоторых деталей: внесение изменений в конструкцию. Доконструирование и переконструирование моделей, придумать приспособление для сцепления двух тележек; сделать подвижной переднюю пару колес; изменить конструкцию тележки, чтобы можно было перевозить крупногабаритные грузы. Решение задач на изменение конструкции - по устранению различных недостатков, неустойчивость; изменение формы при работе; зацепление деталей, при работе. |
Продолжение
Класс | Практические работы | Опорные | Упражнения, технологические задания | знания | умения | IV | Сборка моделей технических устройств из деталей наборов типа «Конструктор» (швейная машина, станки). | Общие представления о технологических машинах,, их видах и применении в народном хозяйстве. Принцип работы и устройство станка (токарный, сверлильный), швейной машины. Понятия: машина; двигатели, передающее устройство, рабочий орган. | | Упражнения в классификации машин Решение задач на конструирование объектов по техническим условиям |
Модуль 13. Обработка бумаги и картона
Бумага и картон – самые распространенные и доступнее в обработке материалы. В
процессе работы с ними учащиеся получают представление об их производстве,
видах, свойствах, об использовании в быту и технике, о профессиях людей,
связанных с получением бумаги и картона и их обработкой.
Формирование у учащихся практических умений по обработке данных материалов
осуществляется в процессе изготовления изделий. С дошкольного периода детям
известны приемы резания бумаги ножницами, соединения деталей клеем. В
начальной школе учащиеся расширяют знания и осваивают умений по разметке
деталей из бумаги и картона сгибанием по шаблону, с Помощью измерительных
инструментов, приемы резания картона ножом, различные способы оформления
изделий аппликацией, окрашиванием, с использованием других видов материалов.
Бумага и картон – материалы, при работе с которыми закладываются основы
графической грамотности. Учащиеся получают общее представление о техническом
рисунке, эскизе, чертеже, учатся понимать простейшие чертежи (эскизы) и
выполнять по ним разметку.
В основу предложенной программы по обработке бумаги и картона положена
определенная последовательность практических заданий, которые включают в
себя группы изделий, сходные по конструктивным особенностям и технологическим
операциям. Младшие школьники изготавливают следующие виды изделий: игрушки,
открытки, сувениры, панно, дидактический материал простейшие наглядные
пособия, блокноты, книжки-малютки др.
Развитию технического мышления школьников способствует. включение в различные
этапы урока наблюдении; с последующим, обобщением опыта, решение задач по
совершенствованию технологического процесса изготовления предложенного
учителем изделия или его конструкции с последующим внесением, изменений в
технологический процесс.
Данный раздел; может быть расширен по усмотрению учителя за счет времени,
отведенного на дополнительные виды работ, например на ремонт и переплет книг,
работу с папье-маше и другие виды обработки бумаги и картона, доступные
младшим школьникам.
Модуль 14. Обработка ткани
Ткань – основной текстильный материал, с которой работают младшие школьники
на уроках труда. Учащиеся получают общее представление об ассортименте тканей
и ниток, сырье, используемом для их изготовления, профессиях текстильной и
швейной промышленности. Общие свойства ткани определяют основные особенности
технологии ее обработки. Разметка деталей из ткани осуществляется по лекалу
(готовому или построенному самими учащимися). Детали соединяются с помощью
клея (коллажи, мелкие детали аппликаций), но главным образом нитками.
Оформляются изделия аппликацией или вышивкой.
В основу предложенного в программе порядка изучения стежков и строчек
положено сходство приемов выполнения отдельных стежков каждой группы
строчек. Освоение стежков осуществляется в процессе упражнений и при
изготовлении изделий. В урок обязательно включаются наблюдения, опыты,
технологические задания, способствующие общему развитию и развитию
технического мышления учащихся.
Предложенные группы практических заданий в основе своей сходны с предыдущим
видом работ, что облегчает сравнительное изучение материалов и перенос
известных учащимся знаний и умений в новые условия
В процессе практической работы школьники изготавливают изделия общественно
полезной направленности: сувениры, салфетки, закладки, прихватки, панно,
игрушки, несложную одежду для кукол и т. п.
Практическая работа с тканью носит в основном индивидуальный характер, но
может быть и коллективной, в зависимости от вида работы.
Данный раздел может быть расширен по усмотрению школы (учителя) за счет
времени, отведенного на дополнительные виды работ. В программе предложен
вариант «Обработка текстильных Материалов», основная направленность которого
– развитие эстетического вкуса учащихся. При изготовлении изделий особое
внимание обращается на подбор тканей по фактуре (например, атлас и ворсовая
ткань), по цвету (контрастные, тональные), на сочетание цвета ткани и ниток.
Модуль 13. Обработка бумаги и картона
Класс | Практические работы | Опорные | Упражнения, технологические задания | знания | умения | I II | 1. Изготовление изделий из заготовок прямоугольной формы сгибанием. 2. Изготовление аппликаций из деталей разной формы Изготовление плоских изделий из деталей правильной геометрической формы | Виды бумаги: Писчая бумага (белая), тетрадная – ее использование. Свойства бумаги; пластичность, упругость, прочность. Приемы сгибания бумаги. Бумага цветная, бархатная, ее использование. Свойство бумаги – отношение к влаге. Приемы разметки по шаблону, резание бумаги ножницами, склеивание. Понятия, конструкция, изделие, заготовка, деталь, шаблон, трафарет, композиция. Бумага рисовальная, чертежная – ее использование. Свойства бумаги: плотность, прочность. Картон, его свойства: ломкость, плотность, отношение к влаге. Технический рисунок, эскиз, чертеж. Приемы работы измерительными инструментами. Порядок построения прямоугольника с помощью контрольно-измерительных инструментов. Приемы резания тонкого картона ножницами. | Сгибание прямоугольника в разных направлениях. Разрыв бумаги Разметка деталей по шаблону. Резание бумаги ножницами. Склеивание деталей Сушка под прессом. Разметка с помощью измерительных инструментов (линейка, угольник, циркуль). Резание картона ножницами. Склеивание картона бумагой. Соединение деталей различными видами, «замков» (клапаны, щелевой, полоской бумаги) проволокой. Работа по инструкционной карте. | Деление прямоугольника на равные и неравные части. Получение одинаковых деталей сгибанием Деление геометрических форм па части. Экономное расходование материала. Оформление изделий (по образцу, с внесением отдельных изменений, по замыслу, по условиям). Определение размеров на чертеже (эскизе). Расчет размеров заготовки. Рациональные способы соединения деталей, нанесение клея на большие и малые плоскости. Внесение изменений в конструкцию изделий. |
Класс | Практические работы | Опорные | Упражнения, технологические задания | знания | умения | III | Изготовление объемных изделий | Понятие о развертке. Эскиз развертки. Определение размеров деталей по эскизу и образцу. Приемы резания картона ножом. | Выбор заготовки. Разметка развертки изделия по техническому рисунку, чертежу (эскизу). Резание картона ножом, надрезание линий сгиба | Преобразование плоских форм в полуобъемные и объемные. Разработка собственных конструкций изделий. |
Оборудование: линейка (250Х30), угольник, (Циркуль; карандаш простой,
ножницы (тупоконечные), нож переплетный малый с укороченным клинком, шило
канцелярское с укороченной иглой, гладилки, подкладной лист, кисточки и
баночка для клея, кисть для покраски, пресс переплетный, игла канцелярская,
фальцлинейка.
Модуль 14. Обработка ткани
Класс | Практические работы | Знания | Умения | Упражнения, технологические задания | I II | 1. Изготовление изделий из готового кроя. 2 Изготовление изделий из кроя разной формы по готовым лекалам 1. Изготовление изделий из кроя разной формы по готовым лекалам 2. Изготовление изделий по лекалам с правильной геометрической основой. | Материалы. Общее понятие о ткани Свойства ткани. Нитки и их назначение. Инструменты иглы, ножницы, приемы работы ими. Понятия: заготовка, деталь, стежок, строчка. Виды ниток для шитья и вышивания. Приемы разметки ткани по шаблону (лекалу), резание ножницами. Ткани растительного происхождения их виды и использование. Лицевая и изнаночная стороны ткани. Петлеобразные стежки. Правила работы наперстком. Понятия: шов, основа, уток. Приемы построения прямоугольника и окружности. | Определение длины нити, вдевание в иглу, закрепление ее на ткани. Разметка продергиванием ниток. Обработка края заготовки бахромой. Оформление изделия прямыми стежками и их вариантами. Разметка деталей по лекалам Резание, ткани ножницами Соединение деталей нитками, клеем. Определение лицевой и изнаночной сторон ткани. Соединение деталей петлеобразными стежками. Пришивание пуговиц. Построение лекал правильной геометрической формы. | Рациональные способы закрепления ниток на ткани, в зависимости от назначения изделия Рациональные соединения де талей. Экономное расходование материала. Оформление изделий (по образцу, с внесением отдельных изменений, по замыслу, по условиям). Выбор стежков для соединения деталей и оформления изделий |
Продолжение
Класс | Практические работы | Знания | Умения | Упражнения, технологические задания | III IV | То же. Изготовление изделий по лекалам. | Ткани животного происхождения, их виды и использование. Косые стежки. Стежки временного и постоянного назначения. Синтетические н искусственные ткани, их виды и использование. Приемы снятия мерок. Расчет размеров заготовки. Приемы построения простейших лекал на основе чертежей прямоугольника и круга. Петельные стежки. | Разметка ткани, сложенной вдвое и ее раскрой. Обработка края швом в подгибку с открытым срезом. Выполнение косых стежков и их вариантов (крестик, роспись и др.). Пришивание кнопок. Работа по инструкционной карте. Снятие мерок. Расчет размеров заготовки и деталей кроя. Построение простейших лекал неправильной геометрической формы на основе правильной. Обработка края в подгибку, с закрытым срезом. Выполнение петельных стежков и их вариантов. Штопка. | Расчет размеров заготовки и деталей изделия. Определение недостающих размеров на чертеже, эскизе. Выбор способов обработки и отделки деталей. Выбор материала. Элементы моделирования. |
Оборудование: игла швейная № 2, игла штопальная, наперсток, лента
сантиметровая, мел портновский, пяльцы.
Модуль 15. Обработка древесины
Древесина — неповторимый по своим технологическим и художественным свойствам
природный материал. Младшие школьники узнают о древесине, ее видах, основных
свойствах, широком применении этого материала в народном хозяйстве, о
профессиях людей, занятых обработкой древесины. Учащиеся получают
первоначальные представления о технологии ее ручной обработки.
Для проведения занятий по данной теме в начальных классах не требуется какое-
то особое сложное оборудование. Тем не менее, данный вид работы, если это
возможно, лучше осуществлять в школьной мастерской или в кабинете трудового
обучения для начальных классов, где имеются для этого все необходимые
условия.
Обработка древесины, обладающей значительной прочностью, твердостью (в
отличие от бумаги, ткани), требует от младших школьников значительных
физических усилий, выносливости. При выполнении таких операций, как пиление
.ножовкой с использованием стусла, сверление заготовок дрелью, забивание
гвоздей и др., младшие школьники совершают размашистые движения большой
амплитуды, сопровождающиеся значительными энергетическими затратами.
Отдельные этапы работы: разметка заготовки, отделка (раскрашивание,
выжигание, резьба) и др. – требуют от учащихся высокой точности,
аккуратности, выполнения мелких выверенных движений. При овладении учащимися
всеми операциями по обработке древесины необходимы предварительные
тренировочные упражнения, основанные на инструктаже и показе учителем приемов
и способов их осуществления.
Особое внимание учащихся систематически обращается на необходимость
соблюдения правил безопасного обращения с колющими и режущими инструментами.
Изделия, выполняемые школьниками, должны носить общественно полезную
направленность. Они довольно разнообразны: игрушки для детского сада и групп
продленного дня, наглядные пособия, дидактический материал, необходимые
предметы для класса, школы. В процессе работы младших школьников с
древесиной анализируются и широко используются математические,
природоведческие, экологические, графические знания, умения или навыки. Они
конкретизируются и совершенствуются в ходе установления межпредметных связей
трудового обучения с другими предметами, появляются действенные стимулы к
систематической самообразовательной работе.
Модуль-15. Обработка древесины
Класс | Практические работы | Опорные | Упражнения, технологические задания | знания | умения | IV | 1. Изделия из деревянных полуфабрикатов прямоугольной формы. 2 Изделия из фанеры различной формы | Древесина, ее значение. Виды древесины, свойства (цвет, запах, твердость, текстура). Приемы разметки деревянных заготовок. Инструменты ручной обработки древесины, приспособления. Правила безопасной работы | Чтение эскизов, технических рисунков. Разметка но шаблону, с помощью линейки, циркуля, угольника. Разделение заготовок (мелких) на части (поперек волокон) | Выбор материала для изготовления изделия. Экономное расходование материала. Определение оптимального способа обработки заготовки. Крепление заготовки (с помощью струбцин, настольных тисков). Выбор рационального способа соединения деталей. Определение способа отделки изделия. Внесение изменений в конструкцию изделий |
ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ КОНСТРУКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ ЭЛЕМЕНТЫ
МАШИНОВЕДЕНИЯ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель изучения данного раздела – знакомить школьников с наиболее
распространенными материалами, используемыми в промышленности и в быту для
изготовления различных изделий (бумагой, древесиной, металлами, пластмассой,
кожей и т. д.), их свойствами, техникой и технологией их обработки, а также
сформировать элементарные умения осуществлять систему умственных и
практических действий, необходимых для самостоятельной работы по
планированию, осуществлению и контролю своих действий при обработке
различных материалов.
Раздел «Технология обработки конструкционных материалов» изучается с I по
VII класс. Здесь, рассматривается содержание обучения данному разделу в V
–VII классах. В V и VI классах на изучение данного раздела отводится по 25
недель, в VII – 24 недели, учебное время – по 2 ч в неделю соответственно,
всего 50, 50 и 48 ч в год, включая время, отводимое на выполнение проекта (16
ч). Кроме этого, в VII классе дополнительно отводится 18 ч. на
художественную обработку материалов. Таким образом, общее количество часов,
отводимое на изучение вопросов технологии обработки материалов, практически
такое же, как в программе трудового обучения 1986 г. Однако содержание
обучения, сохраняя, преемственность с этой программой, несколько изменилось.
Одно из важных изменений — осязательный проект в каждом классе. При его
выполнении учащиеся должны продемонстрировать определенную систему умственных
и практических действий, которой они овладели в курсе обучения.
Программой предусмотрено также изучение элементов машиноведения с целью
приобщения учащихся к техническим знаниям, повышения их кругозора и
технической культуры, развития технического мышления.
В связи с усложнением задач общетрудовой политехнической подготовки
школьников возникает проблема повышения эффективности учебного процесса.
Достигается это построением содержания и методики обучения на основе
реализации деятельностно-параметрического подхода Суть его заключается в
следующем. Во-первых, особый акцент в учебном процессе делается на
организацию самостоятельной познавательной и практической деятельности
учащихся по решению учебно-производственных задач, связанных с разработкой и
осуществлением проекта изготовления определенного продукта (изделия) и его
реализацией. Во-вторых, при разработке или выборе конструкции изделия,
технологии ее обработки, наладке оборудования, приспособлений и
инструментов, а также в процессе его изготовления каждый параметр качества
детали (форма, шероховатость и размеры каждой элементарной поверхности, и
взаимное расположение различных поверхностей детали) выступает, для учащихся
как специальная задача анализа, планирования, выполнения и контроля. А чтобы
учащиеся могли ее решить, учитель знакомит их с основными параметрами
качества, а также с методами и условиями их достижения.
С позиций параметрического подхода изучается конструкция оборудования,
приспособлений и инструментов. Например, знакомя учащихся с устройством
сверлильного, товарного и фрезерного стансов, учитель обращает их внимание,
да то, что конструкция соответствующего станка имеет специальные устройства,
которые создают условия для осуществления процесса резания и формообразования
(части станков и их элементы, обеспечивающие строго заданные формообразующие
движения режущего инструмента или заготовки или и заготовки, и инструмента).
Таковы, например, направляющие поперечного, продольного и поворотного
суппортов токарного станка или соответствующих столов фрезерного и
сверлильного станков и др. Имеются в станках и специальные устройства для
получения размеров поверхностей с заданной точностью (различные лимбы,
специальные линейки, упоры т.д.). Механизм подач позволяет, регулировать,
величину подач и тем самым создавать условия для изменения шероховатости,
поверхности. Кроме того, специальные устройства станка обеспечивают, заданную
точность взаимного расположения поверхностей детали при ее установке и:
закреплении для обработки (самоцентрирующие и другие виды патронов, глухие
(жесткие) и вращающиеся центры, планшайбы, различные, оправки и т. д.).
Как уже отмечалось, учащийся должен быть подготовлен к тому, чтобы
индивидуально или в составе бригады (если планируется решить относительно
сложные задачи) разработать осуществить определенный проект.
Работа над проектом начинается с начала учебного года, когда определяется
цель работы, а завершается к концу соответствующего учебного года. Проект
может носить комплексный характер, т. е. охватывать несколько разделов
программы (в средних классах, например, это культура дома, информационные
технологии, технология обработки материалов, в старших классах к этому
добавляются элементы электрорадиотехнологии и т. п.) или включать только один
какой-либо раздел, например технологию обработки материалов.
Проект формируется и уточняется на протяжении всего учебного года и включает
в себя элементы деятельности по маркетингу (изучению спроса и предложений),
конструированию, технологическому планированию, наладке оборудования
(приспособлений или инструментов), изготовлению изделия и его реализации. В
задачу проектирования входит также экономическая и экологическая оценка
выполняемых работ. Результаты этой проектной деятельности должны поэтапно
фиксироваться: сначала в виде обоснования выбора цели деятельности и ее
экономической, экологической и социальной целесообразности, затем в виде
эскизов или чертежей, технологических карт, планов наладки оборудования и т.
д. и, наконец, изготовленных своими руками одного или нескольких изделий.
Необходимо подчеркнуть, что объекты проектирования и изготовления (объекты
труда) должны быть посильны учащимся соответствующих возрастных групп. Не
следует стремиться к сложным изделиям. Примерный перечень изучаемые учебно-
производственных операций и объектов труда, приведенный в программе трудового
обучения 1986 г., может служить ориентиром для учителя при обучении по
данной программе. Каждый учитель может подобрать свои объекты труда с учетом
.конкретных материально-технических условий, потребительского спроса.
возможностей реализации изготавливаемой продукции, педагогических и
санитарно-гигиенических требований.
При изучении данного раздела, в зависимости от конкретных условий,
национальных традиций, области своих профессиональных интересов и интересов
подростков, учитель может сосредоточить внимание преимущественно на
технологии обработки какого-то одного или нескольких видов материалов, а с
остальными обзорно познакомить учащихся. Важно только, чтобы на примере
технологии обработки выбранного материала, и изготовления тех или иных
объектов труда учащиеся овладели целостной системой умственных и практических
действий, предусмотренной программой, усвоили логику и общую структуру
профессиональной деятельности человека в условиях рыночной экономики.
В процессе изучения этого раздела программы, как и всех других, должна
обеспечиваться профориентационная направленность обучения. С этой целью
учитель знакомит учащихся с соответствующими профессиями, характером,
содержанием и условиями деятельности людей, возможностями приобретения
профессии.
К моменту окончания VII класса школьники должны иметь представление о труде
квалифицированных рабочих, профессии которых связаны с обработкой различных
материалов: об элементах конструирования и технологического планирования,
наладке оборудования, приспособлений и инструментов, работе на налаженном
оборудовании, а также о комплексе действий (анализе, планировании,
организации, исполнении, контроле и коррекции своих действий), которые вводят
в состав каждого вида деятельности. Указанные виды деятельности и
соответствующие им действия могут быть освоены на примере обработки наиболее
часто встречающихся поверхностей: плоскости, цилиндрической, конической,
сферической (фасонной), винтовой (резьбы) и т. д. из любого материала
(древесины, металлов, пластмасс и т. д.).
В отличие от программы трудового обучения 1986 г. в эту программу заложена
возможность последовательного ознакомления учащихся с усложняющимися видами
деятельности: оператора, наладчика, технолога и конструктора.
Ранее предусматривалось одновременное ознакомление учащихся со всеми этими
видами деятельности, т. е. на каждом уроке учащиеся под руководством учителя
должны были разработать конструкцию изделия, выбрать технологию его
изготовления, провести наладку оборудования и лишь затем приступить к его
изготовлению. Однако опыт свидетельствует о том, что такую стратегию –
конструкторско-технологическую систему трудового обучения – редко кому
удавалось реализовать.
Последовательное ознакомление учащихся с усложняющимися видами деятельности
оператора, наладчика, технолога и конструктора, предложенное в этой
программе, предопределяет соответствующие этапы обучения обработке материалов
в V—VII классах:
1-й этап (I – IV классы) – формирование у учащихся элементарных знаний и
умений по ручной обработке бумаги, картона, фанеры и природных материалов с
элементами художественной отделки изделий на репродуктивном; уровне
(содержание обучения начальных классах представлено в отдельной, программе);
2-йэтап (V класс) – формирование у учащихся знаний и умети по ручной и
механической, обработке древесины и металлов на уровне операторской
деятельности, т. е. выполнение работ на налаженном оборудовании (мини-станках
типа «Умелые руки») и налаженными инструментами по инструкционно-
технолоическим картам;
3-й этап (VI класс) – формирование у учащихся знаний и умений по ручной и
механической обработке различных материалов с самостоятельной элементарной
наладкой оборудования, приспособлений и инструментов и отдельными элементами
построения технологического процесса.
4-й этап (VII класс) – формирование у учащихся элементарных знаний и умений
по технологическому планированию обработки и конструированию несложных
деталей и изделий.
Для выполнения данной программы следует шире использовать имеющуюся
материальную базу учебно-производственных мастерских, УПК, УПЦ, учебных
участков базовых предприятий.
Более глубокому освоению содержания программы будут способствовать конкурсы и
выставки творческих работ учащихся, участие школьников в школьных, районных и
городских олимпиадах по трудовому обучению.
Наличие во многих школах современных средств вычислительной техники (обычных
и программируемых микрокалькуляторов, персональных ЭВМ или КУВТ – комплектов
учебное вычислительной техники) позволяет повысить интеллектуальный уровень
трудовой подготовки школьников. Имея такие средства в учебных мастерских (или
используя для этих целей кабинет информатики и вычислительной техники),
учитель технологи может организовать самостоятельную познавательную
деятельность учащихся по решению учебно-трудовых задач и сформировать у них
систему умственных действий в неразрывном единстве с практическими в процессе
изучения данного раздела программы. При этом ученик будет овладевать и
элементами информационных технологий.
Ниже перечислены некоторые из направлений использования ЭВТ и элементов
информационных технологий в процессе изучения данного раздела учебной
программы.
1. Использование обычных и программируемых микрокалькуляторов и ПЭВМ как
средства для выполнения расчетов, связанных с подготовкой и выполнением
различных работ.
2. Использование ПЭВМ как информационно-логической системы, помогающей
учащимся самостоятельно решать следующие задачи:
технологические: выбор оптимальных способов, средств (оборудования,
приспособлений, инструментов и заготовок), последовательности и режимов
обработки, изготовление технологических карт;
конструкторские: выбор возможных вариантов конструкций деталей или изделий из
числа уже имеющихся или самостоятельно конструируемых (в этом случае ПЭВМ
помогает решать такие задачи на основе использования АРИЗ – алгоритма
решения изобретательских задач), изготовление рисунков и чертежей с
использованием графического редактора;
экономические: определение себестоимости изготавливаемых изделий, поиск
конкретных путей ее уменьшения, выявление путей повышения
конкурентоспособности и т. д.;
экологические: выбор профилактических мер, устраняющих вредные экологические
последствия конкретного производств; (включая деловые игры по решению таких
задач).
3. ПЭВМ как источник (БАЗА ДАННЫХ) информации для разработки ПРОЕКТОВ.
4. ПЭВМ как средство управления техническими устройствами – технологическими
машинами (мини-станками с ЧПУ, роботами и робототехническими комплексами).
5. ПЭВМ как средство программированного обучения и оперативного контроля за
усвоением учащимися знаний и умении.
ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся V класса должны:
иметь общие представления о техническом рисунке, эскизе и чертеже, уметь
читать простейшие технические рисунки и чертежи плоских и призматических
деталей и деталей типа тел вращения; понимать содержание инструкционно-
технологических карт и пользоваться ими при выполнении работ;
иметь общее представление об изделии и детали, основных параметрах качества
детали: форме шероховатости и размерах каждой элементарной поверхности и их
взаимном расположении;
уметь осуществлять их контроль;
знать, какие свойства материалов необходимо учитывать при их обработке;
знать общее устройство столярного, слесарного или комбинированного верстака;
уметь пользоваться ими при выполнении столярных и слесарных операций;
знать назначение, устройство и принцип действия простейшего столярного и
слесарного инструмента (разметочного, ударного и режущего инструментами
приспособлений для пиления (стусла), гибки, правки и клепки; уметь
пользоваться им при выполнении соответствующих операций;
знать и уметь рационально организовывать рабочее место и соблюдать правила
безопасности труда и личной гигиены при выполнении всех указанных работ;
владеть элементарными умениями, выполнять основные операции по обработке
древесины и металла ручными налаженными инструментами, изготавливать
простейшие изделия из древесины и металла по инструкционно-технологическим
картам;
осуществлять контроль качества изготавливаемых изделий;
владеть простейшими способами технологии художественной отделки древесины
(шлифовка, выжигание, отделка поверхностей материалов красками и лаками) и
тонколистового металла (фольги) давлением по готовым рисункам;
иметь представление о путях предупреждения негативных последствий трудовой
деятельности человека на окружающую среду и здоровье человека;
знать источники и носители информации, способы получения, хранения и поиска
информации, уметь наводить необходимую техническую информацию.
Учащиеся VI класса должны
уметь читать чертежи и технологические карты, выявлять технические
требования, предъявляемые к детали;
знать основные виды механизмов по выполняемым ими функциям, а также по
используемым в них рабочим телам; уметь графически изображать основные виды
механизмов передач;
знать виды пиломатериалов;
иметь общее представление о черных и цветных металлах, о процессе их
производства,
иметь понятие о процессе и основных условиях обработки материалов (древесины
и металлов) резанием, давлением, заполнением объемных форм,
знать основные элементы геометрии простейших режущих инструментов, уметь
осуществлять их контроль,
уметь выявлять требования к основным параметрам качества деталей; иметь
представление о методах и способах их получения и контроля;
знать общее устройство и принцип работы дерево- и металлообрабатывающих
станков токарной группы;
уметь осуществлять наладку простейших ручных инструментов (шерхебеля,
рубанка, ножовки по металлу) и токарного) станка по дереву на заданную форму
и размеры, обеспечивать требуемую точность взаимного расположения
поверхностей;
уметь выполнять основные учебно-производственные операции и изготавливать
детали на сверлильном и токарных по дереву и металлу станках:
иметь общее представление о способах отделки и художественной обработки
поверхностей деталей; уметь украшать изделия выжиганием, резьбой по дереву,
чеканкой; полировать, покрывать морилкой, лаками, окрашивать поверхности
водными и масляными красками;
уметь соединять детали из разных материалов (склеиванием, на Гвоздях,
шурупах, винтах (болтах), пайкой и т. д.);
иметь общее представление о способах изготовления деталей (изделий") путем
заполнения объемных форм (литье, прессование, порошковая металлургия); уметь
отливать детали простых форм из гипса, воска (стеарина);
уметь производить простейшую наладку инструмента и станков (сверлильного,
токарного по дереву), выполнять основное ручные и станочные операции,
изготавливать детали по чертежам и технологическим картам;
знать возможности и уметь использовать микрокалькуляторы и ЭВМ в процессе
работы для выполнения необходимых расчетов и получения необходимой
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|