Рефераты

Методические указания: Программа по Технологии

Учащиеся должны уметь:

обращаться с радиоуправляемыми игрушками;

обращаться с клавиатурой ПЭВМ;

воспринимать и оценивать информацию с экрана монитора в процессе игры.

V класс

Учащиеся должны знать:

понятие о текстовой и графической информации;

средства ввода-вывода этой информации в ПЭВМ;

соответствующее программное обеспечение (текстовый редак­тор, графический

редактор);

использование ЭВМ в режиме калькулятора.

Учащиеся должны уметь:

набирать и редактировать текст;

хранить и получать твердые копии текста;

создавать простые рисунки;

работать на ПЭВМ в режиме калькулятора.

VIII класс

Учащиеся, должны знать:

возможность использования ПЭВМ в организации работы предприятия. Учащиеся

должны, уметь:

использовать возможности ПЭВМ в деловой переписке, рекламе, финансовых

операциях, ведении документации.

X класс

Учащиеся должны знать:

основы делопроизводства на ПЭВМ;

элементы бухгалтерского учета на ПЭВМ;

понятие об электронных таблицах и базах данных.

Учащиеся должны уметь:

работать с текстовыми редакторами, электронными таблица­ми и базами данных.

XI класс

Учащиеся должны знать:

практическое использование ЭВМ в различных сферах дея­тельности современного

человека.

Учащиеся должны уметь:

использовать возможности ПЭВМ для подготовки реферата, статьи, заметки и т. п.

Тематический план

занятия

ТемаКоличество учебных часов

1

2

3

4

5

6

7

II класс (14 ч)

Знакомство с ПЭВМ

Понятие об информации.

Знакомство с ПЭВМ.

Этические нормы работы на ПЭВМ.

Освоение клавиатуры ПЭВМ.

Текстовый редактор (по желанию).

Работа с графическим редактором (по желанию). Развивающие и дидактические упражнения на ПЭВМ.

2

2

2

2

2

2

2

V класс (6 ч)

Создание и редактирование текстов и изображений.

Использование ПЭВМ как калькулятора

1

2

3

Знакомство с текстовым редактором.

Знакомство с графическим редактором.

Использование ПЭВМ как калькулятора.

2

2

2

VIII класс (14 ч)

Компьютерная игра «Предприятие»

1

2

3

4

5

6

Анализ возможностей использования ПЭВМ в работе предприятия.

Деловая переписка (текстовый редактор).

Реклама я дизайн (графический редактор).

Учет доходов и расходов предприятия.

Ведение документации склада.

Распределение ролей и игра в «предприятие».

2

2

2

2

2

4

X класс (14 ч)

Элементы машинного делопроизводства и бухгалтерского учета

1

2

3

4

5

6

7

Знакомство с основами делопроизводства и воз нежностями использования ПЭВМ.

Практические занятия по подготовке документов.

Понятие об электронных таблицах.

Работа с электронными таблицами.

Элементы бухгалтерского учета на ПЭВМ.

Практическое занятие по бухгалтерскому учету.

Работа с базой данных

2

2

2

2

2

2

2

XI класс (14 ч)

Компьютеры в современном мире

(занятия проводятся в форме экскурсии)

занятия

ТемаКоличество учебных часов

1

2

3

4

5

6

7

Использование компьютеров на производстве. Использование компьютера в административной деятельности в банковском деле.

Использование компьютеров в научно-исследова­тельской деятельности.

Использование компьютеров в медицине. Использование компьютеров в процессе обучения. Использование компьютеров в издательской дея­тельности.

Компьютерные телекоммуникации (при отсутст­вии электронной почты занятие проводится в школе).

2

2

2

2

2

2

2

Тематический план для вариативной части учебного плана

занятия

ТемаКоличество учебных часов

1 – 2

3 – 5

6

7

Х класс (14 ч)

Машинная графика.

Знакомство с системой автоматического проекти­рования.

Создание и редактирование машиностроительных эскизов и чертежей или создание, и редактирование выкроек. Создание н редактирование электротехниче­ских схем. Создание и редактирование строительных чер­тежей.

4

6

2

2

ПРОГРАММА

II класс

Понятие об информации (2 ч)

Виды информации в современном мире. Источники инфор­мации.

Телефон, телевизор, проигрыватель как источники интерес­ных сообщений,

несущих информацию.

Получение информации из беседы, письма, книги.

Использование оптических и радиосигналов для передачи ин­формации.

Практическая работа. Обсуждение возможности по­лучения информации из

различных источников. Передача ин­формации с помощью карманного фонарика.

Игра с радиоуправ­ляемыми игрушками.

Знакомство с персональным компьютером (ПЭВМ) (2 ч)

Элементарное понятие о работе ПЭВМ.

Использование ПЭВМ для получения, переработки, передачи и хранения информации.

Практическая работа. Правила безопасности при ра­боте с персональным

компьютером. Включение компьютера. За­вершение сеанса работы. Знакомство с

клавиатурой.

Этические нормы работы на персональном компьютере (2 ч)

Практическая работа. Развивающие и дидактические игры на ПЭВМ.

Освоение клавиатуры ПЭВМ (2 ч)

Использование клавиатуру для управления работой компьютерных программ.

Практическая работа. Развивающие и дидактические игры на ПЭВМ.

Текстовый редактор (по желанию) (2 ч)

Использование клавиатуры для ввода текстовой информации в ПЭВМ. Возможности

текстового редактора.

Практическая работа. Развивающие и дидактические игры на ПЭВМ.

Задание: придумать короткую сказку и ввести ее текст в компьютер с помощью

текстового редактора.

Работа с графическим редактором (по желанию) (2 ч)

Возможности использования графического редактора. Созда­ние простейших

рисунков с помощью графического редактора. Палитра. Работа с «мышью».

Практическая работа. Развивающие и дидактические игры на ПЭВМ.

Задание: нарисовать на компьютере иллюстрацию к собст­венной или какой-либо

известной сказке.

V класс.

Знакомство с текстовым редактором (2ч)

Компьютерный набор и редактирование текста Возможности текстового редактора:

компьютерный набор текста, автоматическая проверка орфографии, редактирование

текста – правка, вставка и удаление фрагментов текста; компоновка текста из

различных фрагментов, одновременная работа с несколькими документами, понятие

о шрифтах и шрифтовом выделении, компоновка текста с графикой, печать

документа на принтере.

Практическая работа. Ввод в компьютер текста до­машнего задания по какому-

нибудь школьному предмету или за­метки в школьную газету; оформление их с

помощью имеющихся средств текстового редактора; печать окончательного

варианта текста на принтере.

Знакомство с графическим редактором (2ч)

Создание и редактирование изображений.

Создание простых изображений. Рисование и использование примитивов

графического редактора. Палитра.

Создание сложных (использующих фрагменты других обра­зов) изображений.

Преобразования образов. Специфические эф­фекты.

Возможно использование сканера для введения в компьютер готовых иллюстраций и

рисунков от руки для последующего ре­дактирования – раскрашивания,

преобразования, компоновки с другими фрагментами.

Практическая работа. Выполнение иллюстраций к заданиям по предметам школьного

курса – технологии, биоло­гии, географии и др. Печать наиболее удачных на

принтере.

Использование ПЭВМ как калькулятора (2 ч)

Программы для расчетов с помощью ПЭВМ.

Практическая работа. Проведение расчетов для лабо­раторных работ по школьному

курсу физики или технологии с помощью имеющихся программ.

VIII класс

Анализ возможностей использования ПЭВМ в работе предприятия (2ч).

Использование ПЭВМ в работе фабрики игрушек, школьного кафе, магазина и т. п.

Практическая работа. Определение возможности ис­пользования ПЭВМ в работе

конкретного предприятия.

Деловая переписка (текстовый редактор) (2ч)

Использование текстового редактора для оформления дело­вых документов.

Практическая работа. Печать деловых писем и доку­ментов

Реклама и дизайн продукции (графический редактор) (2 ч)

Использование графического (или текстового) редактора для подготовки

рекламного буклета; разработки дизайна и упаковки продукции.

Разработка фирменного знака, фирменных бланков (меню, визитных карточек и т.

п.).

Практическая работа. Выполнение рекламного объ­явления или буклета; дизайн и

упаковка продукции; создание фирменного знака, образца визитной карточки,

фирменного бланка (меню, эскиз оформления витрины, вывески и т. п.).

Учет доходов и расходов предприятия (2 ч)

Элементы бухгалтерского учета. Финансовые операции на ПЭВМ.

Практическая работа. Использование электронных таблиц для расчета стоимости

продукции в зависимости от стои­мости сырья. Расчет заработной платы.

Ведение документации склада (2 ч)

Учет наличия и расхода товаров и материалов.

Практическая работа. Использование базы данных для операции учета и ведения

документации.

Распределение ролей и игра в «предприятие» (4ч)

Практическая работа. Выполнение в процессе игры ранее изученных операций на

ПЭВМ.

Х класс

Знакомство с основами делопроизводства и возможностями

использования ПЭВМ (2 ч)

Иcпoльзoвaние кoмпьютеpa (тeкcтовoго редактора) для со­ставления и оформления

типовой деловой документации. Печать документов.

Практическая работа. Знакомство с дополнительны­ми возможностями текстового

редактора по составлению и офор­млению деловых документов с учетом

действующих правил по делопроизводству. Печать документов.

Практические занятия по подготовке документов (2ч)

Понятие об электронных таблицах (2 ч)

Работа с электронными таблицами (2ч)

Использование электронных таблиц для финансовых и дру­гих расчетов. Деловая

графика в электронных таблицах.

Практическая работа. Финансовый расчет с помощью электронных таблиц и

построение с их помощью соответствую­щей диаграммы.

Элементы бухгалтерского учета на ПЭВМ (2 ч)

Практическое занятие по бухгалтерскому учету (2 ч)

Ведение документации в офисе, школе, на предприятии. По­нятие' о базе данных.

Практическая работа. Знакомство с использованием готовой базы данных для

поиска, хранения и обновления инфор­мации.

Работа с базой данных (2ч)

Практическая работа. Использование банков и баз данных в системе образования.

XI класс

Использование компьютеров на производстве (2 ч)

Роль ПЭВМ в работе конструкторского бюро, на производст­ве (управление

производственными процессами, конвейером, станки с ЧПУ). Понятие о высоких

технологиях.

Использование компьютеров в административной деятельности и банковском деле

(2 ч)

Базы данных и компьютерное делопроизводство в офисе Компьютеризованный офис.

Роль компьютеров в банках.

Использование, компьютеров в научно-исследовательской деятельности (2 ч)

Принципы моделирования физических, биологических и иных процессов на ПЭВМ.

Использование компьютеров в медицине (2 ч)

Базы и банки данных в работе медицинских учреждений. Компьютерная диагностика

и наблюдение за больными. Понятие о компьютерной томографии.

Использование компьютеров в процессе обучения (2 ч)

Обучающие, контролирующие программы; компьютерные тренажеры как элемент

профессиональной подготовки.

Понятие о гипертексте и среде мультимедиа. Компьютерные обучающие программы

нового поколения – с использованием средств мультимедиа, компьютерные

энциклопедии.

Использование компьютеров в издательской деятельности (2 ч)

Компьютерная верстка.

Компьютерные телекоммуникации (2 ч)

Понятие о локальных и глобальных сетях. Компьютерные телекоммуникации.

Принципы работы электронной почты.

Х класс (вариативная часть)

Знакомство с системой автоматического проектирования (4ч)

Система «AutoCAD» и ее возможности.

Создание и редактирование машиностроительных эскизов и чертежей или создание

и редактирование выкроек (6 ч)

Создание и редактирование машиностроительных эскизов и чертежей или создание

и редактирование выкроек с использо­ванием системы «AutoCAD».

Создание и редактирование электротехнических схем (2 ч)

Создание и редактирование электротехнических схем с ис­пользованием

графического редактора или системы автоматизи­рованного проектирования.

Создание и редактирование строительных чертежей (2 ч)

Создание и редактирование строительных чертежей с исполь­зованием системы

автоматизированного проектирования. Плани­ровка садового участка, парка,

дома, замка, крепости, склад­ских помещений и т. п.

Список необходимых программ

1. Развивающие и дидактические игры (на 5 занятий).

2. Текстовый редактор.

3. Графический редактор.

4. Электронные таблицы.

5. Бухгалтерия (учет доходов и. расходов, финансовые операций, элементы

бухгалтерского учета).

6. База данных.

7. Система автоматического проектирования (машинострои­тельные чертежи,

выкройки, электротехнические схемы, строи­тельные чертежи).

ГРАФИКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Целью данного курса является обучение учащихся графиче­ской грамоте. Овладев

базовым курсом в VIII – IX классах, школьники должны научиться выполнять и

читать комплексные чертежи (эскизы) несложных деталей и сборочных единиц, их

на­глядные изображения; понимать и читать простейшие архитектурно-

строительные чертежи, кинематические и электрические схемы простых изделий.

Важнейшие задачи курса – развитие образного мышления учащихся и ознакомление

их с процессом проектирования, осу­ществляемого средствами графики.

В процессе изучения графики надо научить учащихся акку­ратно работать,

правильно организовывать рабочее место, ра­ционально применять чертежные и

измерительные инстру­менты, владеть наиболее простыми приемами работы с

крас­ками.

Большая часть учебного времени выделяется на упражнения и самостоятельную

работу. Наряду с репродуктивными метода­ми обучения необходимо использовать

методы проблемного обу­чения, вовлекая школьников в процесс сотворчества.

Изучение теоретического материала должно гармонично со­четаться с выполнением

обязательных графических работ. Конк­ретный материал подбирает для них

учитель, руководствуясь данным в программе распределением часов как условным.

Оче­редность и сроки выполнения работ также определяет учитель.

Следует уделять большое внимание развитию самостоятель­ности учащихся в

приобретении знаний. Поэтому особое значе­ние придается работе кружков,

организации выставок работ учащихся, проведению тематических вечеров,

конкурсов, олим­пиад и экскурсий. Дальнейшее расширение и углубление

графи­ческих знаний, умений и навыков учащихся предусматривается в часы

факультативных занятий.

Учителю необходимо стремиться к тому, чтобы задачи и упражнения носили

творческий и индивидуальный характер. Отбор объектов для графических работ

следует осуществлять, где это возможно, в тесной связи с учителями смежных

блоков предметов единого интегративного курса «Технология» (некото­рые

рекомендации даны в перечне игр, приведенном в программе).

В процессе обучения графике необходимо широко пользоваться наглядными

учебными пособиями: таблицами, моделями, деталями, различными изделиями,

чертежами и т. д. Рекоменду­ется также использовать кинофрагменты, диафильмы

по черче­нию и другие современные технические средства обучения (по

возможности, контролирующие и обучающие программы автома­тизированных

обучающих систем с широким использованием средств машинной графики).

Все графические работы должны выполняться с соблюдением правил и техники

оформления чертежей, установленных стан­дартами.

В базовой программе отсутствует раздел машинной графики. Это объясняется тем.

что программа по этому разделу представ­лена в вариативной части учебного

блока «Информационные технологии», а также в вариативной части «Графики».

Поэтому рекомендуется (по возможности) темы данного курса изучать со­вместно

с разделом «Машинная графика», ориентируясь на гра­фические возможности новых

информационных технологий.

Изучение тем, отмеченных в программе знаком «*», является желательным (но не

обязательным).

Индивидуальные графические работы выполняются на от­дельных листах

соответствующих стандартных форматов. Их за­тем брошюруют и подшивают в

альбом. Тренировочные и фрон­тальные упражнения выполняются в рабочих

тетрадях формата А4 (на бумаге в клетку).

При обучении графической грамоте учителю следует обра­тить особое внимание на

гуманизацию учебного процесса, на со­здание обучающей деятельностно-

творческой среды (мира), где система «Знания, умения, навыки» рассматривается

не как цель, а как средство развития личности обучаемого, его творческого

потенциала.

Учащиеся, имеющие склонность к графике, углубленно осва­ивают вариативные

разделы курса в IX – XI классах за счет фа­культативной и вариативной частей

базового учебного плана. Желательно учебный процесс вести с использованием

элементов программированного обучения. В качестве объектов изображе­ния

учащимся желательно предлагать изделия народных про­мыслов (с учетом местных

традиций и возможностей) – продук­ты разнообразных технологий: плетение из

прутьев, работа с бе­рестой, резьба по дереву, чеканка, гончарное искусство и

т. д.; по возможности надо предоставлять учащимся условия для изго­товления

этих изделий в школьной мастерской.

Оптимальным условием обучения является гармония поли­технической и

эстетической, гуманитарной направленности обуче­ния графике, реализация

творческих способностей личности уча­щегося. Такой подход позволяет выявлять

и развивать разносто­ронние склонности и способности учащихся. Желательно,

чтобы в процессе изучения отдельных разделов графики учащиеся вы­полняли

заказы школы, различных организаций и предприятий по их художественно-

графическому оформлению. Следует создавать условия для украшения учащимися

своих домов, квартир, комнат. Жилище надо рассматривать не как «утилитарную

сре­ду обитания», а как объект эстетического осмысления человеком самого себя

и своей жизни. Поэтому полезно поручать учащимся выполнение дизайн-проектов

бытового интерьера или различных машин и механизмов, зданий и сооружений (для

тех, кто прояв­ляет интерес к технике, графике, художественно-оформитель­ским

работам).

Содержание курса

КомпонентКлассыКоличество учебных часов

Базовая часть (обязательная)

Разделы 1 – 9

Разделы 10 – 20

VIII- IX VIII

IX

68

34

34

Вариативная часть (по выбору учащегося) Разделы:

I. Машинная графика.

II. Графический дизайн

IX. X. XI

34

68

Содержание вариативной части является открытой для изме­нений, расширений и

дополнений в зависимости от региональ­ных, исторических, национальных и

других особенностей.

ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ И умений, ФОРМИРУЕМЫХ

У УЧАЩИХСЯ

VIII класс

Учащиеся должны знать:

правила оформления чертежей;

приемы работы чертежными инструментами;

приемы построения сопряжении;

основные сведения о, чертежном шрифте;

основы прямоугольного проецирования на одну, две и три перпендикулярные

плоскости и иметь понятие о способах постро­ения аксонометрических

изображений.

Учащиеся должны уметь:

анализировать форму предмета по чертежу и с натуры, ана­лизировать

графический состав изображений;

читать и выполнять комплексные чертежи (эскиз) и нагляд­ные изображения

несложных предметов;

выбирать оптимальное количество видов на чертеже, осуще­ствлять некоторые

преобразования формы и пространственного положения предметов и их частей.

Базовая часть

Тематический план

п./п.

ТемаКоличество учебных часовПримечание
VIII класс (1 ч в неделю, всего 34 ч)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Введение.

Метод проекций. Ак­сонометрия и перс­пектива.

Технический рисунок.

Техника черчения и правила выполнения чертежей.

Ортогональное прое­цирование и комплекс­ные чертежи.

Выполнение чертежей и эскизов.

Чтение чертежа.

Элементы графическо­го дизайна.

Обобщающее занятие.

2

5

6

4

4

4

4

4

1

Основная задача – пробудить интерес к графике (или раз вить его).

Перспектива – на уровне начального знакомства.

Приемы шраффировки и работа с красками – на уровне начального знакомства.

Самое трудное – преодолеть отсутствие аккуратности терпения у некоторых учащихся.

Тема – базовая для всего курса графики.

Надо дать акцент на понимание формы.

Максимальное внимание уделить развитию и контролю пространственного воображения у каждого учащегося.

Главная задача – приобщить каждого учащегося к красоте графики и заинтересовать ее технологией (начальное знакомство).

Желательна выставка работ и их обсуждение

IX класс (1 ч в неделю, всего 34 ч)

10

11

12

13

14

15

Повторение сведений о техническом рисунке и комплексных чер­тежах.

Пересечение простей­ших геометрических образов.

Разрезы.

Расширение сведений об изображениях.

Чертежи типовых де­талей и их соединений.

Чертеж общего вида. Сборочный чертеж.

1

4

3

2

4

7

Желательно провести в форме игры.

Кроме изобразительных средств полезно «рисование» заданных и искомых форм жестом.

Максимальное использование методов проблемного обучения и моделирования.

Использование готовых контуров, графических заготовок, кальки. Уделить внимание правильным приемам замера резьбы.

Уделить максимальное внимание чтению чертежа общего вида и «сопрягаемым» размерам. Желательно решение творческих задач (разработка, доработка, улучшение конструкции) информация о ТРИЗ.

Продолжение

№ п./п.'ТемаКоличество учебных часовПримечание

16

17

18

19

20

21

Схемы, графики, диаграммы

Архитектурно-строительные чертежи

Расширение сведений о графике

Контрольная работа

Обзор разновидностей графических изобра­жений и особенности их применения в жиз­ни человека и его про­фессиональной деяте­льности

Выставка и обсуждение творческих ра­бот – проектов уча­щихся по графике

4

3

3

1

1

1

Использовать примеры типа «то­карный станок», «радиоприемник», «графопостроитель», «мышь», «джойстик» и т. п.

Возможные темы заданий: «Моя комната», «Мое рабочее место», «Интерьер нашего класса в XXI веке – коллективная игра» и т.п.

Очень важен выбор примеров, иллюстрирующих роль графики в проектировании и создании из­делий, в техническом и художест­венном творчестве, в развитии интеллекта.

Темы «Виды, разрезы, сечения» и «Чтение чертежа общего вида» (объединить).

Необходимы яркие, интересные, запоминающиеся примеры (не исключаются загадки, шутки, «секретные» чертежи ракет, под­водных лодок, разведывательных аппаратов, «фирменные выкрой­ки изделий от Зайцева и Диор» и т.д.). Желательно использова­ние средств машинной графики и демонстрация их возможностей (выбрать самые впечатляющие эффекты машинной графики).

Обсуждение проводить в добро­желательной форме, наиболее высокую оценку давать работам с элементами творчества – тех­нического, художественного. Мож­но выбрать жюри и дать рейтинг-оценку работам учащихся.

Приводить самоконтроль выполнения графических работ;

Приводить примеры использования графики в жизни, быту, профессиональной

деятельности человека.

IX класс

Учащиеся должны знать:

основные правила выполнения, обозначения и чтение видов, разрезов и сечений

на чертежах;

Условные обозначения и изображение резьбы, способы изображения разъемных и

неразъемных соединений (на уровне на­чального знакомства);

особенности выполнения сборочных чертежей;

условности и упрощения;

особенности выполнения строительных чертежей;

основные условные обозначения на кинематических и элект­рических схемах.

Учащиеся должны уметь

правильно выбирать главное изображение и оптимальное ко­личество изображений;

выполнять необходимые виды, разрезы и сечения на чертежах;

выполнять чертежи основных (резьбовых) соединений де­талей;

читать и деталировать чертежи сборочных единиц, состоящих из 5 – 8 деталей;

читать несложные строительные чертежи;

пользоваться государственными стандартами (ЕСКД), спра­вочной литературой,

учебником и учебными пособиями;

выражать средствами графики (на плакате, таблице) свои идеи и намерения

(например, проект создания какого-либо не­сложного изделия).

ПРОГРАММА

VIII- класс

1. Введение (2,. ч)

Что такое графика? Основные виды графических изображе­ний: чертеж, эскиз,

технический рисунок, техническая иллюстра­ция, схема, диаграмма, график,

символы. Краткая история раз­вития графики.

Роль графики в жизни и профессиональной деятельности че­ловека. Графика как

средство развития интеллекта человека, его творческих способностей и

эстетического восприятия мира.

Графика как важнейшая часть дизайна и технологии. Использование различных

видов графических изображений на соответствующих этапах процесса

проектирования

Графика как средство обучения.

Графика как предмет и ее место среди учебных дисциплин. Цели и задачи

изучения графики в школе.

Материалы, инструменты и принадлежности, применяемые на занятиях графикой.

Приемы работы с инструментом. Рабочее место ученика.

Азбука черчения. Типы линий в соответствии с государствен­ной системой

конструкторской документации (ЕСКД). Форматы, рамка и основная надпись на

чертежах.

2. Метод проекций. Аксонометрия и перспектива (5 ч)

Идея метода проецирования. Центральные проекции и перс­пектива. Основные

понятия перспективы: картина, центр проек­ций (точка зрения), проецирующий

луч перспективная проек­ция, плоскость и линия горизонта, точка схода

перспектив па­раллельных прямых.

Параллельное проецирование и аксонометрические проекции. Основные понятия и

определения: картина (плоскость проекций), направление проецирования,

натуральные и аксонометрические оси, натуральный и аксонометрический масштаб,

показатели ис­кажения.

Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная изометрические проекции.

Аксонометрические проекции плоских фигур. Эллипс как проекция окружности.

Построение овала.

Аксонометрические проекции объемных геометрических фигур.

3. Технический рисунок (6 ч)

Простейшее рисование параллельных и перпендикулярных (горизонтальных,

вертикальных и наклонных) прямых, деление отрезков (на глаз) на равные части.

Зарисовка плоских и объемных геометрических фигур на основе аксонометрических

и перспективных проекций. Угловая и фронтальная перспектива. Высота

горизонта; перспектива с нормальным, высоким и низким горизонтом.

Зарисовка окружности и плоских кривых линий.

Передача объема посредством света и тени; приемы линей­ной штриховки,

шраффировки. точечного оттенения.

Изображение объемных тел использованием акварельных красок и туши. Техника

отмывки. Распыление краски аэро­графом.

Передача фактуры материала объемного тела (простейшие приемы).

4. Техника черчения и правила выполнения чертежей (4 ч)

Простейшие геометрические построения: деление отрезков, построение и деление

углов, деление окружности на равные ча­сти (3, 6, 5).

Построение сопряжений прямых линий и дуг окружностей Понятие о стандартах

Единой системы конструкторской до­кументации (ЕСКД).

Шрифт чертежный. Буквы, цифры и знаки на чертежах. Основные сведения о

нанесении размеров: размерные и вы­носные линии, нанесение размеров дуги,

хорды и угла; нанесение размеров диаметров, радиусов; знаки, указывающие

толщину, длину детали; нанесение размеров повторяющихся элементов,

расположение размерных чисел.

Применение, обозначение масштаба.

Простейшие приемы работы с тушью.

5. Ортогональное проецирование и комплексные чертежи (4ч)

Ортогональное (прямоугольное) проецирование. Чертеж предмета на одной

плоскости проекций.

Чертеж предмета на двух взаимно перпендикулярных плос­костях проекций

(фронтальной и горизонтальной, фронтальной и профильной) – комплексный

чертеж.

Комплексный чертеж предмета в системе трех основных плоскостей проекций.

Основные виды – спереди, сверху и слева.

Определение необходимого и достаточного количества видов (на простейших

примерах). Выбор главного вида.

Построение третьего вида по двум заданным.

6. Выполнение чертежей и эскизов (4 ч)

Образование поверхностей простейших геометрических тел. Чертежи

геометрических тел (многогранники, цилиндр, конус, шар); нахождение проекций

точек, линий, вершин, ребер и обра­зующих поверхностей, ограничивающих

заданное на чертеже геометрическое тело.

Понятие формы. Анализ геометрической формы предмета (с натуры и по чертежу).

Нанесение размеров на чертеже с уче­том геометрической формы предметов.

Последовательность выполнения чертежа предмета.

Выполнение чертежа предмета при изменении его формы и пространственного

положения.

Выполнение эскизных чертежей – эскизов. Назначение и ис­пользование эскизных

чертежей. Правила выполнения эскизов.

Построение разверток поверхностей простейших геометриче­ских тел (с натуры и

по чертежу).

7. Чтение чертежа (4 ч)

Что значит прочитать чертеж (эскиз)?

Словесное описание и анализ формы предмета по чертежу (эскизу).

Выполнение наглядного изображения предмета по его чер­тежу.

Выполнение модели предмета по его чертежу (эскизу).

Выполнение чертежа предмета по развертке его поверхности.

8. Элементы графического дизайна (4 ч) *

Инструмент и материалы для художественно-оформительских работ по графике.

Кисть, перо, губка; тушь, акварель, гуашь. Бу­мага, холст.

Общие понятия из области цветоведения и композиции.

Понятие о художественных шрифтах. Шрифтовые компози­ции. Шрифтовые трафареты

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ