Рефераты

Методические указания: Программа по Технологии

/p>

ПРОГРАММА

X класс

Введение в техническое творчество

Человек и техника (2ч)

Естественная и искусственная среда.

Системность мира и материи. Человек и система «природа – человек – техника».

Потребности человека и общества. Глобальные и частные проблемы человека.

Способы удовлетворения потребностей.

Понятие техники. Системность техники. Техносфера. Зависимость развития

техники от потребностей человека. Перспективы развития техники.

Зависимость интеллектуального и духовного развития челове­ка от уровня

техники. Изменение жизни с развитием техники и усложнения социально-

технических проблем и задач.

Устройство (морфология) техники (4ч)

История техники. Технический объект как система. Понятия подсистемы и

надсистемы. Иерархия подсистем и надсистем. Классификация технических

объектов.

Законы и закономерности строения и развития техники.

Модели технических объектов. Виды моделей и их назначе­ние. Интуитивно-

логические, математические, физические и тех­нические модели.

Анализ технического объекта. Функции, результаты действия технического

объекта и потребляемые ресурсы. Формирование требований и определение

аналогичных технических объектов с подобными функциями, выявление недостатков

существующих объектов. Формирование (составление) технической задачи по

совершенствованию существующего или созданию нового объек­та техники.

Техническое творчество как вид технологии (10 ч)

Понятие технологии. Понятие творчества как вида деятельно­сти человека,

связанной с его интеллектуальной и духовной сущ­ностью. Творчество как

процесс создания чего-либо нового, не бывшего ранее. Виды творчества.

Творчество в системе общече­ловеческих ценностей. Соотношение понятий «наука»

и «техни­ка», «творчество» и «искусство». Техническое творчество как

це­ленаправленная деятельность по уточнению и решению исходной технической

задачи. Социальные, физические и технические про­тиворечия в системе «человек

– природа – техника».

Методы технического творчества как методы преодоления психологической инерции

и активизации потенциальных творче­ских способностей человека. Классификация

методов техниче­ского творчества. Методы: индивидуальные и коллективные;

слу­чайного (ассоциативного), интуитивного и систематизированного поиска;

автоматизированного поискового конструирования.

Метод гирлянд ассоциаций и метод мозгового штурма. Их разновидности.

Метод морфологического анализа и синтеза технических объ­ектов.

Методы типа «Список контрольных вопросов».

Основные принципы и правила алгоритма решения изобрета­тельских задач (АРИЗ).

Области применения методов технического творчества.

Технология изготовления объектов техники (4 ч)

Виды и структура технологических процессов. Последователь­ность выполнения,

типовые правила, приемы и операции.

Метод формообразования (обработки) деталей и сборки, ре­гулировки и испытания

машин. Механизмов и других изделий.

Средства технологического оснащения: инструменты, приспо­собления, оснастка и

оборудование.

Практическая часть (16 ч)

Выполнение, технического проекта и его защита (16 ч).

XI класс

Развитие и закрепление творческих способностей и навыков.

Выбор и анализ совершенствуемого объекта техники, формулирование технической

задачи (2 ч)

Выбор объекта техники, подлежащего усовершенствованию. Анализ этого объекта

техники, формулирование требований и выявление недостатков.

Анализ и определение наиболее существенных недостатков. Анализ причин,

препятствующих устранению недостатков. Формулирование исходной технической

задачи.

Поиск Оптимального варианта решения задачи (6 ч)

Поиск возможных вариантов решения задачи с помощью ме­тодов гирлянд,

ассоциаций, мозгового штурма и морфологического анализа.

Анализ и сравнение вариантов. Уточнение исходной задачи. Выбор оптимального

варианта, в том числе экспертным путем.

Оформление технического описания нового объекта техники и технологии его

изготовления (6ч)

Составление описания нового объекта техники в такой после­довательности:

название, назначение, состав (перечисление основных функциональных узлов),

технические требования, но­визна.

Разработка эскизов нового технического объекта. Разработка технологического

маршрута изготовления объек­та техники и определение необходимых средств

технологического оснащения.

Изготовление (доработка) объекта техники (32 ч)

Подготовка и участие в выставке или конкурсе технического творчества (2ч)

XI класс

Основы проектирования изделий

Последовательность проектирования (3 ч)

Стадии проектирования: техническое задание, техническое предложение, эскизный

проект; технический проект, рабочий проект.

Процедура проектирования: определение потребности проек­тирования,

определение цели, определение основных признаков, поиск вариантов технических

решений, принятие и анализ реше­ний, выбор параметров и режимов действия

технического объек­та, конструирование технического объекта (изделия,

сборочных единиц, деталей).

Методы решения задач проектирования: моделирование, об­работка статистических

данных, методы оптимизации, отработка на технологичность, стандартизация и

унификация.

Информационная база технического творчества (3 ч)

Понятие информации и информационного поиска, решаемые задачи. Классификация

источников информации. Последователь­ность проведения информационного поиска.

Литературные источники информации. Газеты, журналы, научно-технические

сборники, реферативные сборники, рекламная продукция фирм и др.

Патентная информация.

Опыт разработки, испытаний и эксплуатации объектов техни­ки. Отчеты о научно-

исследовательских работах и опытно-конст­рукторских разработках. Типовые

решения, стандарты.

Фонды технического творчества.

Фонд типовых технических противоречий и эвристических приемов их разрешения,

фонд физико-технических эффектов, фонд технических решений, список типовых

требований.

Основы изобретательской деятельности (6 ч)

Патентный закон Российской Федерации. Понятие изобрете­ния, промышленного

образца, полезной модели. Сущность па­тентной защиты.

Порядок разработки, оформления и подачи заявок на объек­ты промышленной

собственности. Научно-техническая экспер­тиза.

Описание изобретения Структура описания, формула изобретения, требования к

оформлению Требования к оформлению заявок на другие объекты промышленной

собственности.

Классификация изобретений.

Структура международного классификатора изобретений (МКИ) и порядок работы с

ним. Бюллетень изобретений, промышленных образцов и товарных знаков.

Результат технического творчества как товар определенного свойства. Понятие

лицензионного договора, виды договоров, по рядок подготовки и заключения.

Выбор темы проекта и проведение экспериментов (8 ч)

Выбор и анализ совершенствуемого объекта техники, форми­рование технической

задачи, определение, требований и выявле­ние недостатков, поиск оптимального

варианта, решения задачи, проведение экспериментов, разработка эскизов нового

техниче­ского решения.

Работа над проектом и его защита (6 ч)

Разработка технологического маршрута изготовления или модернизации объекта

техники, выбор и назначение средств тех­нологического назначения. Оформление

технического описания, изготовление, испытание и защита объекта техники.

ВВЕДЕНИЕ В ХУДОЖЕСТВЕННОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Как правило, объекты труда, на примере которых школьни­ков обучают основам

обработки материалов, подбирают исклю­чительно с точки зрения соответствия

технических операций, ле­жащих в основе их изготовления, разделам программы.

При этом в большинстве случаев упускается из виду естественное стремление

человека к красивому. В результате этого обучение детей основам ремесла

ведется на примере изделий, не имеющих эстетической ценности. А это в свою

очередь способствует за­креплению равнодушного отношения школьников к

уродливому и нефункциональному.

Все вышесказанное определило основную цель введения дан­ного раздела –

способствовать формированию у детей эстетиче­ского отношения к окружающему

предметному миру, показать им место и значение художественного проектирования

при со­здании современных изделий, научить, их понимать основные

за­кономерности формообразования, ознакомить с основами про­ектной

деятельности, дать понятия об этапах создания красивых и полезных изделий. В

дополнение к этому сформировать начальные умения в выполнении графических и

объемных про­ектов, сочетающих в себе как технические, так и эстетические

начала.

Знакомство школьников с художественным проектированием и выполнение ими

проектов помогут скорейшему становлению новой системы современных объектов

труда для учебных мастер­ских и будут способствовать улучшению трудового

обучения в целом.

ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ, ФОРМИРУЕМЫХ У УЧАЩИХСЯ

Х класс

Учащиеся должны знать:

общие сведения о народных ремеслах;

о единстве красивого и функциональною в народном искусстве;

историю зарождения и развития дизайна;

принципы формообразования и композиции;

роль цвета.

Учащиеся должны уметь:

составлять эскизы несложных изделий с учетом формообразующих факторов;

выполнять эскизы предметов с целью получить простую, функ­циональную,

конструктивную и эстетически значимую форму;

использовать цветовое оформление изделий.

Тематический план

№ п./п.ТемаКоличество учебных часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

X класс (20 ч)

Развитие материальной культуры и прикладного искусства.

Зарождение и становление дизайна.

Дизайн в России.

Формообразование.

Практическая работа.

Композиция.

Практическая работа.

Цвет.

Практическая работа

Всего

2

1

2

2

2

2

4

1

4

20

1

2

3

4

5

XI класс (20 ч)

Последовательность выполнения проекта.

Техника выполнения проектной графики.

Практическая работа.

Объемное проектирование (макетирование). Практическая работа

Всего

2

2

4

2

10

20

XI класс

Учащиеся должны знать:

последовательность выполнения проекта;

технику выполнения проекта;

принципы объемного проектирования (макетирования).

Учащиеся должны уметь:

выполнять графический проект изделия, рассчитанного на из­готовление в

школьных учебных мастерских.

изготовлять проекты изделий с учетом требований художест­венного

конструирования.

ПРОГРАММА

X класс

Развитие материальной культуры и прикладного искусства (2 ч)

Единство красивого и функционального в народном искусстве. Значение канонов

для сохранения и рационального развития предметной среды. Общие сведения о

народных ремеслах: строительных, деревообрабатывающих, кузнечных, ювелирных и

т.д.

Зарождение и становление дизайна (1 ч)

Развитие машинного производства и деятельность Г. Земпера. Создание в

Германии П. Бернсом художественно-промышленного союза.

Дизайн в России (2 ч)

Деятельность В. Е. Татлина. Открытие Высших художественно-технических

мастерских (ВХУТЕМАС), преобразование их в институт (ВХУТЕИН). Первые

отечественные разработки «инженерного» дизайна. Бурное развитие дизайна в

послевоенные годы. Единство эстетики и техники. Внедрение художественного

конструирования во все области промышленного производства: бытовых предметов,

одежды, транспорта, станков, строительства и др.

Современные промышленные изделия и влияние дизайна на их потребительские

качества и конкурентоспособность.

Формообразование (2 ч)

Факторы, влияющие на формообразование социальные (развитие общества, его

запросы, благосостояние, традиции), функция, выполняемая вещью, и ее формы,

эргономические требования к изделию (человеческий фактор). Изменение формы

изделия под воздействием выбора того или иного материала для ее изготовления.

Влияние на форму изделия технологии и последовательности производства,

ремонтоспособности и др. Форма, размеры изделия и их взаимосвязь со средой, в

которой предполагается эксплуатировать проектируемое изделие.

Практическая работа (2 ч)

Составление эскизов несложных бытовых изделий с учетом формообразующих

факторов: шкатулка для рукоделия, лопата для уборки снега, настольная лампа.

Композиция (2ч)

Геометрическая форма. Зрительное восприятие массивности предмета в

зависимости от геометрической формы и фактуры.

Влияние текстуры на восприятие формы. Пропорции. Контраст, нюанс, тождество.

Масштабность. Антропометрические данные. Ритм. Метрические, динамические

ряды. Понятие о модуле.

Симметрия и ее виды. Композиция: фронтальная, объемная, глубинно-

пространственная. Членение и группировка элементов композиции.

Практическая работа (4 ч)

Выполнение эскизов предмета с целью получить простую, функциональную,

конструктивную и эстетически значимую форму.

Рабочий стол, корпус простого радиоэлектронного устройст­ва, карманный

фонарик, выставочный стенд для учебных мас­терских и др.

Цвет (1 ч)

Цветовой тон, яркость. Ахроматические и хроматические цве­та. Теплая гамма и

холодная. Дополнительные цвета. Светотень и зрительное восприятие объема.

Практическая работа (4 ч)

Решение цветового оформления изделия или группы простых предметов.

Используются в качестве основы удачные эскизы, уже выполненные учащимися.

XI класс

Последовательность выполнения проекта (2 ч)

Сбор сведений и анализ требований к проектируемому изде­лию. Изучение

факторов, влияющих на формообразование. Изу­чение аналогов.

Формирование первоначальных вариантов (идей) в виде фор-эскизов. Выбор

масштаба, материала и вида проекта с целью наиболее полно представить

разработанное изделие. Виды вы­полняемых проектов. Графические решения.

Краткие сведения о перспективе. Требования к оформлению листа (планшета).

Линейное изображение, монохромное или полихромное.

Техника выполнения проектной графики (2 ч)

Отмывка, заливка, работа по влажной бумаге. Работа аква­релью, гуашью,

темперой – технология наложения цвета: кистью, тампоном, валиком, набрызгом,

использование трафаре­тов и кальки. Аппликация.

Практическая работа (4 ч)

Выполнение графического проекта изделия из древесины, ме­талла, ткани или

других материалов, рассчитанного на изготовление в школьных учебных

мастерских. Детский стульчик, совок для уборки мусора, укладка для хранения

инструмента, игруш­ки и др.

Объемное проектирование (макетирование) (2 ч)

Понятие о макетировании, классификация макетов. Достоин­ство объемных

проектов. Выбор материалов для макета в связи с художественно-конструкторской

задачей. Основные макетные материалы и технология их обработки: глина,

пластилин, бума­га, картон, папье-маше, фанера, древесина, газонаполненные

пластики – пенопласт (ПВХ, ПС), поролон, оргстекло. Имита­ция макетных

материалов: фактуры, цвета, текстуры, блеска и т. п. – с целью приближения их

внешнего вида к реальному из­делию.

Практическая работа (10 ч)

Изготовление макетов ручного инструмента, мебели, светильников, бытовых

приборов, посуды, несложных механических устройств, детских игр.

ОТРАСЛИ ОБЩЕТЕХНИЧЕСКОГО ПРОИЗВОДСТВА

И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основная цель изучения данного раздела – сформировать го­товность учащихся к

обоснованному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом своих

склонностей, способностей, со­стояния здоровья и потребностей рынка труда в

специалистах.

В ходе занятий по этому разделу решаются следующие задачи:

обобщить у учащихся знания о сферах трудовой деятельно­сти, профессиях, карьере;

сформировать знания и умения объективно осуществлять са­моанализ уровня

развития своих профессионально важных ка­честв и соотносить их с требованиями

профессий, сфер трудовой деятельности к человеку;

развивать представление о народном хозяйстве и потребно­сти в трудовой

деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации;

воспитывать уважение к рабочему человеку.

ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ,

ФОРМИРУЕМЫХ У УЧАЩИХСЯ

Учащиеся должны знать:

уровень развития своих профессионально важных качеств;

сферы трудовой деятельности;

правила выбора профессии, карьеры;

значение правильного самоопределения для личности и обще­ства;

возможности человека в развитии различных профессио­нально важных качеств.

Учащиеся должны уметь:

осуществлять самоанализ развития своей личности,

проводить профессиографический анализ профессий и соот­носить требования

профессий к человеку с его личными достиже­ниями.

ПРОГРАММА

Внутренний мир человека и система представлений о себе (2 ч)

Сущность концепции «я» Самооценка и ее роль в профессио­нальном

самоопределении личности Методика определения уровня самооценки.

Тематический план

№ п/пТемаКоличество учебных часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Внутренний мир человека и система представле­ний о себе.

Профессиональные интересы и склонности.

Способности, условия их проявления и развития. Природные свойства нервной системы.

Психические процессы и их роль в профессио­нальной деятельности.

Мотивы, ценностные ориентации и их роль в про­фессиональном самоопределении.

Профессиональные и жизненные планы.

Профессиональная пригодность.

Здоровье и выбор профессии.

Отрасли общественного производства.

Профессии, специальности, должности.

Профессиональная проба

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Профессиональные интересы и склонности (2 ч)

Сущность понятий «профессиональный интерес» и «склонно­сти». Выявление и

опенка профессиональных интересов с по­мощью методик «Карта интересов»,

«Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО), коммуникативных

организаторских склонностей (КОС-1).

Способности, условия их проявления и развития (2 ч)

Понятие о задатках и способностях личности. Деятельность как важнейшее

условие проявления и развития способностей. Выявление и оценка математических

способностей, уровня ин­теллектуального развития. Методики «Числовые ряды»,

«Быст­рый счет», тесты Айзенка.

Природные свойства нервной системы (2 ч)

Темперамент, черты характера и их проявление в профессио­нальной

деятельности. Выявление типа темперамента. Тест Русалова.

Психические процессы и их роль в

профессиональном самоопределении (2ч)

Восприятие, внимание, память, мышление. Выявление и оцен­ка: уровня

кратковременной наглядно-образной памяти (методи­ка КНОП), пространственных

представлений (методика «Кубика Косса»), внимания (тест Бурдона, «Красно-

черная таблица»), мышления (методики ШТУР. тесты Амтхауэра, Равена).

Мотивы, ценностные ориентации

и их роль в профессиональном самоопределении (2 ч)

Выявление ведущих мотивов деятельности (методика ДВМ). Сущность понятий

«мотивы», «ценностные ориентации». Условия их формирования. Классификация

мотивов деятельности. Значе­ние мотивов деятельности и ценностных ориентации

в професси­ональном самоопределении и служебной карьере.

Профессиональные и жизненные планы.

Профессиональная пригодность (2 ч)

Профессиональные и жизненные планы, их взаимосвязь и взаимообусловленность.

Профессиональная деятельность и карьера. Профессиональная пригодность. Тест

Холланда.

Здоровье и выбор профессии (2 ч)

Здоровье как условие высокоэффективной профессиональной деятельности.

Взаимосвязь и взаимообусловленность здоровья и выбора профессии, карьеры.

Важнейшие характеристики здо­ровья человека. Реакция на различные

раздражители (звуковой, тепловой, световой). Выявление и оценка реакций с

помощью универсального рефлексометра.

Координация движений, динамический и статический тремор рук и

профессиональная деятельность. Выявление и оценка ко­ординации движений и

тремора рук с помощью тремокоординаметрии.

Глазомер и его роль в профессиональной деятельности. Мето­дики и оценки

пространственного и линейного глазомера.

Отрасли общественного производства.

Профессии, специальности, должности (2ч)

Производство средств производства. Роль тяжелой промыш­ленности и сельского

хозяйства. Структура тяжелой промышленности. Добыча сырья и топлива и

добывающие отрасли промыш­ленности. Энергетический комплекс. Перерабатывающие

отрас­ли промышленности. Металлургия, производство конструкцион­ных

материалов. Машиностроение. Приборостроение. Химиче­ское и биологическое

производство. Строительство. Сельское хозяйство. Легкая промышленность,

полиграфия, транспорт. Сфера услуг Торговля. Жилищно-коммунальное хозяйство и

бы­товое обслуживание. Системы передачи информации, телефон­ная связь,

радиосвязь, радиовещание, телевидение, просвещение, культура, медицинское

обслуживание.

Классификация профессий по отраслям, предметам, целям, орудиям и условиям

труда Профессии типов «человек – человек», «человек – техника», «человек –

природа», «человек – знаковая система», «человек – художественный образ».

Формула профессии. Деловая игра «Профессиографическое лото». Профессиограмма

и психограмма Проектирование профессиональ­ного плана и его коррекция с

учетом рынка труда. Занятость и самозанятость Профессиограммы наиболее

распространенных профессий.

Профессиональная проба (2 ч)

Роль профессиональных проб в профессиональном самоопре­делении. Уточнение

профессиональных интересов с помощью опросника профессиональной готовности

(ОПГ).

ПРОИЗВОДСТВО И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Экологическая ситуация во всем мире и в нашей стране про­должает обостряться.

Многие регионы России уже стали зонами экологического бедствия. Решение

экологических проблем во многом зависит от состояния экологического

просвещения среди широких слоев населения и эффективности экологического

обра­зования на различных уровнях, в первую очередь подрастающе­го поколения.

Культура современного человека должна быть пронизана экологической этикой.

Экологическое просвещение и воспитание учащихся должны осуществляться в

различных дисциплинах, в первую очередь в биологии, географии, химии и

физике. Важную роль должна сыграть и образовательная об­ласть «Технология».

Экологические проблемы должны рассмат­риваться в различных разделах

«Технологии», в частности «Тех­нология обработки конструкционных материалов и

элементы ма­шиноведения», «Культура дома, технологии обработки ткани и

пищевых продуктов». Информация о взаимоотношении быстро развивающегося

современного производства (промышленности, энергетики, транспорта, сельского

хозяйства) и природы как в масштабах планеты, так и в конкретном регионе

составляет содержание раздела «Производство и окружающая среда».

Этим разделом, который изучается в XI классе в течение од­ной четверти,

завершается формирование экологической культу­ры и экологической морали

учащихся.

Цели экологического образования и воспитания можно сфор­мулировать следующим

образом:

1. Ответственность каждого человека как члена общества в оптимизации

экологических воздействий, связанных с развити­ем общественного производства

(социальная экология).

2. Индивидуальная экологическая культура каждого челове­ка во

взаимоотношениях с природой.

3. Знания, умения и навыки, связанные с экологически здо­ровым образом жизни

(экология человека).

4. Любовь к природе как к источнику жизни и красоты.

ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ, ФОРМИРУЕМЫХ У УЧАЩИХСЯ

Учащиеся должны знать:

особенности научно-технической революции второй половины XX века;

глобальные проблемы человечества в конце XX века: рост на­родонаселения,

проблема исчерпания ресурсов Земли, загряз­нение окружающей среды;

вредные воздействия на окружающую среду промышленно­сти, энергетики,

сельского хозяйства и транспорта и методы уменьшения этих воздействий;

виды загрязнения атмосферы. «Парниковый эффект», кислот­ные дожди, утоньшение

озонного слоя. Методы борьбы с загряз­нением атмосферы;

загрязнение гидросферы и методы борьбы с этими загрязне­ниями;

причины опустынивания, вырубки мировых лесов и сокраще­ния генофонда планеты,

возможности охраны и рационального использования лесов и земель;

законодательные и экономические меры по охране природы;

принципы и виды мониторинга;

принципы экологической экспертизы проектов;

возможности переработки отходов;

пути экономии энергии и материалов;

возможности экологически устойчивого развития человече­ства;

особенности экологического мышления и экологической куль­туры, экологически

здоровый образ жизни.

Учащиеся должны уметь:

учитывать экологические соображения при решении техноло­гических задач;

учитывать требования экологически здорового образа жизни при решении бытовых

задач;

измерять уровень радиоактивности и оценивать опасность ра­диоактивного

излучения в данном месте;

измерять уровень шума в местах проживания и работы и оце­нивать опасность в

случае его превышения;

измерять количество нитратов в продуктах питания и оцени­вать связанную с

ними опасность для здоровья человека;

оценивать качество питьевой воды;

оценивать кислотность дождя;

оценивать качество окружающего воздуха – запыленность и загазованность.

ПРОГРАММА

Биологические основы экологии (2 .ч)

Экология как часть биологии. Социальная экология и эколо­гия человека.

Биосфера. Поступление энергии от Солнца и круговорот веществ в природе.

Пищевые цепи. Экосистемы. Ноосфера.

Практическая работа. Моделирование на ПЭВМ вторжения в жизнь экосистемы.

Тематический план

п./п.

ТемаКоличество учебных часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Биологические основы экологии.

Научно-техническая революция второй половины XX ве­ка.

Глобальные проблемы человечества.

Энергетика и экология.

Загрязнение атмосферы.

Загрязнение гидросферы.

Уничтожение лесов и химизация сельского хозяйства.

Природоохранная деятельность.

Экологическое мышление и экологическая мораль.

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Научно-техническая революция второй половины XX века (2 ч)

Использование ядерной энергии. Взрывы ядерных бомб. Чер­нобыльская

катастрофа. Создание ЭВМ. Возникновение' инфор­мационного мира. Моделирование

на ЭВМ «ядерной зимы». Рост мирового промышленного и сельскохозяйственного

произ­водства.

Практическая работа. Оценка уровня шума.

Глобальные проблемы человечества (2 ч)

Демографический взрыв и обеспеченность человечества про­довольствием и

питьевой водой. Минеральные ресурсы Земли.

Практическая работа. Оценка загрязнения воздуха (запыленности, загазованности).

Энергетика и экология (2ч)

Потребности человечества в энергии и возможности получе­ния энергии от разных

источников: путем сжигания углеродосодержащих видов топлива и атомного

топлива, использование солнечной энергии, гидроэнергии и альтернативных

источников энергии (ветра, приливов, течений, геотермальной энергии).

Достоинства и экологические недостатки разных способов по­лучения энергии.

Тенденции развития мировой энергетики. Эко­номия энергии.

Практическая работа. Оценки уровня радиации.

Загрязнение атмосферы (2ч)

Влияние промышленности и транспорта на окружающую сре­ду Выбросы в атмосферу.

Кислотные дожди. «Парниковый эф­фект». Озонные дыры. Методы защиты атмосферы.

Практическая работа. Оценка наличия кислотных дождей.

Загрязнение гидросферы (2 ч)

Особенности загрязнения океанов, морей, рек, озер. Методы защиты гидросферы.

Практическая работа. Оценка качества пресной воды.

Уничтожение лесов и химизация сельского хозяйства (2ч)

Сокращение площади, лесов. Роль химизации сельского хо­зяйства.

Нитраты, нитриты, диоксиды и пестициды. Экологически чи­стые продукты.

Охрана, рациональное использование лесов и па­хотных земель. Сохранение

биологического разнообразия на пла­нете.

Практическая работа. Посадка кустарников и деревь­ев около школы.

Лабораторная работа. Определение наличия нитра­тов и нитритов в пищевых

продуктах (выполняется вместо практической, работы).

Природоохранная деятельность (2 ч)

Виды природоохранной деятельности. Мониторинг. Экологи­ческая экспертиза,

проектов. Переработка бытового мусора и промышленных отходов. Малоотходные и,

безотходные технологии. Экологически устойчивое развитие человечества.

Практическая работа. Уборка, мусора около школы или в лесу.

Экологическое мышление и экологическая мораль (2 ч)

Необходимость экологического мышления современного человека. Экономия,

ресурсов и энергии, в том числе в быту. Ограни­чение потребностей человека.

Любовь к природе – источнику красоты и основе жизни, людей.

Практическая работа. Определение мощности пада­ющего электромагнитного

излучения.

ЭЛЕМЕНТЫ ДОМАШНЕЙ ЭКОНОМИКИ И ОСНОВЫ

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Этот раздел состоит из двух больших частей: «Элементы до­машней экономики» –

изучается в VII классе (8 ч) и «Основы предпринимательства» – изучается в

VIII (10 ч) и X классах (18 ч). Кроме этого, учащиеся выполняют 10 проектов,

в которых обязательна экономическая часть. Как известно, первоначальные

понятия о домашней экономи­ке учащиеся осваивают в семье, школе, окружающей

среде, при выполнении проектов. Семья – это общество в миниатюре, она

развивается по тем же экономическим законам, что и общество, а поэтому освоив

домашнюю экономику учащиеся осознанно будут изучать другие составляющие

экономики, а также основы предпринимательства.

Изучение раздела преследует следующие цели:

вооружить учащихся знаниями о домашней экономике, сформировать навыки ведения

домашней финансовой документации;

воспитать уважение к собственности, ответственность; эко­номность,

сформировать экономическое мышление, культуру потребления;

подготовить учащихся к выполнению роли потребителя, производителя, гражданина;

сформировать знания о предпринимательстве как сфере человеческой деятельности

и первоначальные умения применения этих знаний в повседневной деятельности.

Изучение раздела решает следующие задачи:

познакомить учащихся с экономической жизнью семьи, пра­вилами ведения

домашнего хозяйства, семейным бюджетом, ис­точниками дохода, рациональным

расходованием средств;

развить целостность взглядов на семью, ее роль в обществе, ее экономические,

социальные и нравственные устои н традиции;

раскрыть взаимосвязь семьи, общества и государства;

научить осуществлять несложные экономические расчеты и в первую очередь

определять затраты на услуги (воду, газ, тепло, канализацию, уборку),

продукты питания, одежду и др.;

подготовить к жизни в условиях ограниченности ресурсов и роста потребностей,

целесообразного выбора;

сформировать качества рачительного хозяина и покупателя;

раскрыть цели, задачи, функции, сущность предприниматель­ства и его роль в

экономической жизни общества, вооружить знаниями о предпринимательстве;

сформировать первоначальные умения участия в предприни­мательской деятельности;

освоить некоторые методики и приемы выбора своего дела, принятия решений,

умения анализировать и оценивать экономи­ческую ситуацию;

сформировать экономическую культуру, экономическое мыш­ление;

воспитать у учащихся бережное отношение к ресурсам, тру­долюбие, гуманность,

порядочность.

Следует иметь в виду, что сплав знаний и умений по основам

предпринимательства, а также по обработке различных матери­алов и оказанию

услуг будет способствовать формированию на­стоящих российских

предпринимателей. Поэтому одна из важ­ных задач раздела научить учащихся

честно производить и реализовывать товары и услуги; осуществлять смелые,

важные и трудные проекты, сформировать готовность добровольно брать на себя

трудные дела, идти на риск, связанный с реализацией новых, дерзких идей;

придумывать новые или улучшать сущест­вующие товары и услуги.

Из форм обучения рекомендуется применять рассказ, объяс­нение, беседу;

диспут, деловые игры, самостоятельную работу учащихся. Особое внимание

следует уделить ЭВМ, моделирую­щим различные этапы предпринимательской

деятельности и производственные ситуации.

ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ,

ФОРМИРУЕМЫХ У УЧАЩИХСЯ

Учащиеся должны знать:

цели и значение домашней экономики;

общие правила ведения домашнего хозяйства;

составляющие семейного бюджета и источники его доходной и расходной частей;

возможность рационального использования средств и пути их увеличения;

экономические связи семьи с рыночными структурами обще­ства;

элементы семейного маркетинга и самоменеджмента;

роль членов семьи в формировании семейного бюджета; эко­номическую

взаимосвязь семьи, предприятии, государства и об­щества; необходимость

производства товаров и услуг как усло­вие жизни общества в целом и каждого

его члена;

цели и задачи экономики, место предпринимательства в эко­номической структуре

общества; принципы и формы предприни­мательства, источники его

финансирования;

порядок создания предприятий малого бизнеса;

условия прибыльного производства;

роль менеджмента и маркетинга в деятельности предпринимателей

Учащиеся должны уметь.

анализировать семейный бюджет;

определять прожиточный минимум семьи, расходы на учаще­гося;

анализировать рекламу потребительских товаров;

осуществлять самоанализ своей семейной экономической дея­тельности;

выдвигать деловые идеи;

изучать конъюнктуру рынка, определять себестоимость про­изведенной продукции,

разрабатывать бизнес-план.

Тематический план

№ n/пТемаКоличество учебных часов

1

2

3

4

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Элементы домашней экономики (VIII кл.)

Домашняя экономика

Бюджет семьи

Расходы семьи

Менеджмент в домашней экономике

Основы предпринимательства (VIII кл.)

Предпринимательство сущность, цели, задачи.

Принципы и формы предпринимательства.

Основные документы деятельности предпринимателя.

Технология создания предприятия.

Источники финансирования предпринимательства

Основы предпринимательства (X кл.)

Менеджмент в деятельности предпринимателя.

Трудовой коллектив.

Производительность и оплата труда.

Маркетинг в деятельности предпринимателя. Себестоимость производства товаров и услуг.

Цены товаров и услуг.

Финансовая деятельность предпринимателя.

Прибыль и налоговая служба

Бухгалтерский учет в деятельности предпринимателя

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

ПРОГРАММА

Элементы домашней экономики

Домашняя экономика (2 ч)

Цели и задачи экономики.

Семья – первичная социально-экономическая ячейка обще­ства. Состав семьи.

Экономические связи в семье. Недвижимость, личная и коллективная

собственность, распределительные отношения в семье. Экономические связи в

семье. Экономические связи семьи с другими семьями, предприятиями,

государством, обществом.

Семейное хозяйство, его составляющие. Финансовая докумен­тация семьи. Ресурсы

семьи (земля, капитал, люди, технологии и т. д.). Личное предпринимательство.

Цели и задачи экономики семьи

Бюджет семьи (2ч)

Понятие о бюджете семьи. Анализ и планирование семейного бюджета. Источники

дохода бюджета семьи: заработная плата и пенсия, доход на капитал ценные

бумаги, от приусадебного участка, предпринимательской деятельности. Забота

государст­ва о семье и ее бюджете. Роль школьника в увеличении доходной части

семейного бюджета и его законном использовании. Дело­вая игра «Бюджет семьи».

Расходы семьи (2 ч)

Постоянные и переменные расходы, Экономия средств. Огра­ниченность ресурсов

семьи рост потребностей. Распределение бюджета. Хозяйственная книга.

Расходы на энергоносители: газ, уголь, дрова и т. д. Расчет потребностей в

энергоносителях средней семьи. Расходы на услуги: отопление, водоснабжение,

телефон и другие средства информации и телекоммуникации, квартпла­та, оплата

за детский сад и другие платные учреждения образо­вания и медицинские услуги.

Расходы на питание. Физиологически, обоснованные нормы расхода продуктов

питания на человека, семью. Меню семьи. Учет биологических требований к

питанию семьи и ее экономических возможностей. Затраты на питание.

Составление меню семьи на день, неделю и его экономическое, обоснование.

Расходы на одежду, и отдых. Непредвиденные расходы. Прожиточный минимум

семьи. Расчет потребительской корзины. Черта бедности. Бюджет школьника.

Анализ ежедневных, еже­недельных, месячных и годовых расходов. Лицевой счет

школь­ника.

Менеджмент в семейной экономике (2 ч)

Осуществление учета, планирования, организации и контро­ля в семейной

экономике. Самоменеджмент каждого члена семьи – залог его успеха в жизни.

Производство товаров и услуг в условиях семьи. Рациональ­ное использование

ресурсов семьи. Физический и интеллектуаль­ный труд. Забота каждого члена

семьи о благополучии всех.

Экономические возможности и экономические потребности семьи. Покупка товаров

и услуг. Правила покупки товаров и услуг Анализ рекламы Изучение конъюнктуры

рынка Реклама товаров на упаковках. Защита прав потребителей. Инструкции

пользования товарами и услугами Вложение семейных средств в банки, ценные

бумаги и т. п.

Основы предпринимательства

Предпринимательство: сущность, цели, задачи (2 ч)

История предпринимательства в России. Поиск своего дела. Предприниматели –

творцы бизнеса, организаторы и производители товаров и услуг.

Предпринимательство как вид деятель­ности.

Принципы и формы предпринимательства (2 ч)

Нравственные и деловые качества предпринимателя. Стратегия

предпринимательства. Тесты на выявление и оценку пред­расположенности к

предпринимательской деятельности. Органи­зационно-правовые формы

предпринимательства в России: инди­видуальное частное предпринимательство с

ограниченной ответ­ственностью, акционерные обществ незакрытого и открытого

типов.

Деловая игра. «Прибыльная идея»

Основные документы деятельности предпринимателя (2 ч)

Устав и учредительный договор и их разработка.

Технология создания предприятия (2 ч)

Основные сферы предпринимательской деятельности: финан­сы, торговля

производство, услуги.

Деловая игра. «Поиск».

Источники финансирования предпринимательства (2 ч)

Деловая игра. «Уставной капитал»

Менеджмент в деятельности предпринимателя (2 ч)

Понятие о менеджменте, ею целях и задачах. Ресурсы предприятия. Внутренняя и

внешняя среда. Коммуникации. Предпринимательская этика и предпринимательский

климат.

Деловая игра «Предприниматель – руководитель фирмы»

Трудовой коллектив (2 ч)

Понятие о трудовом коллективе. Условия найма. Контрактная форма найма.

Рабочий день и его использование.

Деловая игра «Контракт».

Производительность и оплата труда (2 ч)

Понятие о производительности труда. Пути повышения инди­видуальной и

коллективной производительности труда Понятие об оплате труда. Системы оплаты

труда: повременная и сдель­ная, договорная.

Маркетинг в деятельности предпринимателя (2 ч)

Понятие о маркетинге. Методика поиска рынков сбыта това­ров и услуг. Прямые и

косвенные затраты.

Себестоимость производства товаров и услуг (2 ч)

Понятие о себестоимости товаров и услуг. Пути снижения се­бестоимости

продукции. Прямые и косвенные затраты.

Деловая игра. «Деловой план».

Цены товаров и услуг (2 ч)

Цены у производителя и у продавца. Соотношение цены и стоимости. Сущность

понятия цены товаров и услуг. Страте­гия цен.

Финансовая деятельность предпринимателя (2ч)

Понятие о финансовой деятельности. Прибыль как источник расширения

производства, оплаты труда и риска предпринима­теля. Кредит и. его цена.

Отношения с банками.

Предприниматель и налоговая служба.

Понятие о налогах. Их значение в развитии государства. Ви­ды налогов. Льготы

по налогообложению. Ответственность нало­гоплательщика.

Бухгалтерский учет в деятельности предпринимателя.

Деловая игра. «Анализ хозяйственной деятельности предприятий».

ПРОЕКТ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ «ТЕХНОЛОГИЯ»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Под проектом понимается самостоятельная творческая завершенная работа,

выполненная под руководством учителя.

Работа над проектом включает в себя составление обосно­ванного плана

действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода

выполнения проекта, элементы дея­тельности по маркетингу (изучению спроса и

предложения), кон­струированию, технологическому планированию, наладке

обору­дования, изготовлению изделий и их реализации. В задачу про­ектирования

входит также экономическая и экологическая оцен­ка выполняемых работ.

Результаты проектной деятельности должны поэтапно фикси­роваться в виде

описания и обоснования выбора цели деятельно­сти с учетом экономического,

экологического и социального ас­пектов, эскизов и чертежей, технологических

карт, планов налад­ки оборудования, а также изделия, готового к внедрению,

или конкретного решения поставленной проблемы. По совокупности всех этих

рабочих и уточненных материалов и готового решения или изделия оценивается

уровень общетрудовой подготовки школьников.

Использование метода проектов позволяет на деле реализо­вать деятельностный

подход в трудовом обучении учащихся и интегрировать знания и умения,

полученные ими при изучении различных школьных дисциплин на разных этапах

обучения.

Работа над проектом в творческом коллективе дает возмож­ность учащимся

объединиться по интересам, обеспечивает для них разнообразие ролевой

деятельности в процессе обучения, воспитывает обязательность выполнения

заданий в намеченные сроки, взаимопомощь, тщательность и добросовестность в

рабо­те, равноправие и свободу в выражении идей, их отстаивании и в то же

время доброжелательность при всех обстоятельствах.

Тематика проектных заданий должна охватывать возможно более широкий круг

вопросов школьной программы трудового обучения «Технология», быть актуальной

для практической жиз­ни и требовать привлечения знаний учащихся из разных

облас­тей с целью развития их творческого мышления, исследователь­ских

навыков, умения интегрировать знания. Далеко не каждый проект может

соответствовать целям и задачам трудового обуче­ния по курсу «Технология»,

хотя на первый взгляд тема проекта может казаться интересной и практически

значимой.

В тематике проектных заданий следует учитывать вопросы экономики, экологии,

современного дизайна, моды. Правильный выбор темы с учетом названных

требований, возрастных и лич­ностных интересов учащихся обеспечивает

положительную моти­вацию и дифференциацию в обучении, активизирует

самостоя­тельную творческую деятельность учащихся при выполнении проекта.

Окончательный выбор темы проекта остается за учителем. Зная интересы и

потенциальные возможности своих учеников, учитель имеет возможность

максимально точно подобрать тему и определить уровень сложности проекта для

каждой группы учащихся.

Количество участников при выполнении проекта в зависимо­сти от его сложности

может быть различным: от одного (индиви­дуальный проект) или нескольких

учащихся одного класса до больших творческих коллективов, включающих в себя

учащихся разных классов и возрастов (день рождения, юбилей школы,

ор­ганизация питания в походе и т. п.), близлежащих школ и других организаций

(праздник района, города, национальный праздник, вопросы экологии района,

области и т. п.).

Организуя творческие группы, учителю следует оптимизиро­вать число учащихся в

них таким образом, чтобы суммарное ко­личество выполняемых проектов было не

слишком большим, иначе он не сможет осуществить качественный контроль за их

выполнением.

Работа, которая требует больших затрат времени, может быть выполнена в

домашней обстановке. Тем самым закладыва­ются возможности для общения детей и

родителей. В повседнев­ных совместных делах появятся взаимопонимание,

уважение и доверие, чувство общности, сформируются новые и возродятся

утраченные духовные ценности;

Можно выделить следующие этапы выполнения проекта:

выбор темы проектного задания с учетом анализа потребно­стей дома, школы,

организации досуга, производства, сферы об­служивания и т. д.;

оценка интеллектуальных, материальных и финансовых воз­можностей, необходимых

для выполнения проекта;

сбор и обработка необходимой информации при изучении ли­тературы

(справочники, журналы, газеты, книги, рекламные буклеты и т. п.), обращение к

банку данных;

разработка идеи выполнения проекта с учетом экономиче­ских и экологических

ограничений;

планирование, организация и выполнение проекта с учетом требований дизайна и

эргономики, текущий контроль и коррек­тировка деятельности;

оценка качества выполненной работы (своей и чужой), защи­та проекта.

Сроки выполнения проектов в большой степени зависят от со­держания, целей и

задач проекта и могут меняться от 3 – 4 не­дель до одного года. При

длительном выполнении проекта необходимо наметить определенные этапы с

конкретными результа­тами работы на каждом этапе. Проект, выполняемый в

течение года, позволяет создать дополнительную заинтересованность школьников

в получении знаний, необходимых для его выпол­нения.

Проекты по разделу «Радиоэлектроника» могут включать разработку таких

изделий, как радиоприемник (детекторный, прямого усиления, супергетеродинный,

прямого преобразова­ния), усилители низкой частоты (предусилители, линейные

уси­лители, эквалайзеры, шумоподавители и т. д.), устройства авто­матики

(охранные и сигнальные устройства, регуляторы темпе­ратуры для аквариума или

теплицы, регуляторы мощности, напряжения, освещенности, дозаторы,

автоматические определи­тели номеров телефона и т. п.), цветомузыкальные

системы для дискотеки, имитаторы звуков для радиоэлектронных игрушек,

электронные устройства для автомобиля (электронное зажига­ние, реле-

регулятор), радиоэлектронные игры и т. п.

Темой проекта может быть разработка вариантов спортив­ных и детских площадок,

техническое моделирование (автомоде­ли, судомодели, радиоуправляемые модели,

роботы), специаль­ные инструменты и приспособления для дома,

сельскохозяйст­венных работ, обработки различных материалов.

Примерный перечень изделий декоративно-прикладного ха­рактера:

из древесины – шкатулки, вазы для фруктов и цветов, столо­вые приборы,

разделочные доски, фигурки животных, игрушки;

несложные приспособления типа укладок для кассет, дере­вянная и плетеная

мебель, корзины и т. д.;

из металла – украшения с применением различных техноло­гий (чеканка,

гравировка, эмаль);

из глины – керамические вазы, кувшины, блюда, декоратив­ная пластика,

игрушки, свистульки и т. д.;

из различных природных материалов – соломка, листья, вет­ви, корни, шишки,

кора, кап, плоды, минералы, ракушки, кость, кожа, рог, мех и т. д.;

из текстильных материалов и нитей – детская, спортивная, форменная, нарядная,

деловая одежда, гобелены, декоративные панно, различные виды плетения

(кружево, макраме, фриволите и др.), разнообразные виды вышивки, росписи по

ткани и т. д.

Учитель при проведении занятий по разделу «Культура дома, технологии

обработки-ткани и пищевых продуктов» может пред­ложить школьникам принять

участие в разработке проектов «День рождения», «Юбилей», «Новый год»,

«Масленица», «Кре­стины», «Питание в походных и экстремальных условиях»,

«Свадьба» и др.

Особенность системы выполнения проектов – совместная творческая работа

учителя и учащегося. При этом имеется воз­можность расширить обозначенные в

программе направления трудовой творческой деятельности, учесть интересы

учащихся, особенности регионов. Следует иметь в виду, что проекты любой

направленности будут педагогически эффективны только в кон­тексте общей

концепции обучения и воспитания. Они предпола­гают, с одной стороны, отход от

авторитарных методов обучения, а с другой – предусматривают хорошо

продуманное и концеп­туально обоснованное сочетание разнообразных методов,

форм и средств трудового обучения. Проекты – это всего лишь один из

компонентов системы образования, а не самостоятельная си­стема.

Трудность выполнения проектов заключается в необходимо­сти затрат учителем

большого количества времени на индиви­дуальную работу с каждым учащимся.

Поэтому не следует стре­миться к сложным темам проектов. С другой стороны, не

следу­ет понимать проект как контрольную работу. Еще раз подчерк­нем, что

проект является творческой работой, во время выполне­ния которой школьники

продолжают пополнять знания и форми­ровать умения, необходимые для выполнения

работы на базе предыдущих разделов курса.

Работа над проектами позволяет полнее раскрыть творче­ский потенциал учителя,

но в то же время при использовании проектного метода обучения задачи, стоящие

перед учителем, усложняются. Учитель должен подробно определить основные и

дополнительные цели и этапы работы, позволяющие сформиро­вать творческие

навыки и развить инициативу подростка.

Учитель должен постоянно пополнять свои знания по темати­ке проектов,

выступать «играющим тренером» в работе над проектом. Должна быть обеспечена

материальная база для вы­полнения проекта (демонстрационные, справочные и

наглядные средства обучения, оборудование, специальные инструменты,

материалы). Оформление интерьера мастерской желательно осу­ществлять в

соответствии с требованиями современного дизайна, в разумных пределах

использовать музыкальное сопровождение, чтобы создавать у учащихся

положительный эмоциональ­ный фон.

Учебное издание

ПРОГРАММЫ

средних общеобразовательных учреждений

Трудовое обучение

ТЕХНОЛОГИЯ

1 – 4 классы

5 – 11 классы

Под редакцией Ю. Л. Хотунцева и В. Д. Симоненко

Зав. редакцией Н В Хрусталь.

Редактор Т. А. Чамаева

Младшие редакторы Е В Казакова, Л. А. Криеунова.

Художественный редактор Э. Финогенова.

Технический редактор О. А. Булавченкова

Корректор Г. М. Махова

Компьютерная верстка и дизайн А. Стрелков

* Радел »Культура дома для мальчиков и для

девочек может вести один тот же учитель

* * Этот раздел может изучаться в более старших классах во время летней практики

[1] В программе использованы отдельные

фрагменты программы трудового обучения 1986 г.

[2] В разработке вопросов машиноведения принимал участие Н. Н. Малюков

[3] Здесь и далее альтернативный вариант программы

[4] Подробно эта тема изучается в разделе «Кулинария» в старших классах

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ