Рефераты

Методические указания: Программа по Технологии

и кулинарного использования;

способы первичной обработки мяса и приготовления мясных полуфабрикатов,

условия и сроки хранения полуфабрикатов из мяса и котлетной массы;

правила варки мяса для вторых блюд, способы жаренья мяса и мясных

полуфабрикатов, способы определения готовности блюда; посуду и инвентарь,

применяемые для приготовления мясных блюд, принципы подбора гарниров и соусов

к мясным блюдам, требования к качеству готовых блюд, правила подачи готовых

блюд к столу;

общие сведения о роли кисломолочных продуктов в питании человека, об

ассортименте кисломолочных продуктов, способы заквашивания молока для

получения простокваши, кефира, тех­нологию получения творога в домашних

условиях, кулинарные блюда из творога, технологию их приготовления,

особенности приготовления сырой и отварной пасхи;

кухонный и столовый инвентарь, посуда, природные источни­ки воды, способы

обеззараживания воды, разогрева и приготов­ления пищи в походных условиях;

способы приготовления пресного теста, раскатки теста, тех­нологии

приготовления ,блюд из пресного теста, способы защипки­ краев пельменей,

вареников, чебуреков, правила варки пель­меней, вареников и других изделий из

пресного теста, способы определения готовности;

общие сведения о пищевой ценности фруктов и ягод, о содержании в них

минеральных веществ, углеводов, витаминов, о сохраняемости этих веществ в

процессе хранения и кулинарной об­работки, методы определения качества ягод и

фруктов, сроки сбора ягод и фруктов в домашнем хозяйстве;

назначение и правила первичной обработки фруктов и ягод, технология

приготовления пюре, сиропов из ягод и фруктов, горячих и холодных фруктовых

супов, желе и муссов;

сервировку стола («Сибирские пельмени»); правила поведе­ния в гостях,

поведение за столом;

технологию приготовления варенья, повидла, джема, марме­лада, цукатов,

правила и сроки сбора, перевозки и хранения плодов и ягод для варенья,

значение количества сахара или са­харного сиропа для сохранности и качества

варенья, способы определения готовности варенья, способы засахаривания ягод и

фруктов без стерилизации;

санитарно-гигиенические требования к детской комнате;

возможности применения техники вязания крючком различ­ных петель и узоров, их

условные обозначения;

роль комнатных растений и способы их размещения в интерь­ере, влияние

комнатных растений на микроклимат помещения, правила составления букета,

искусство дарить цветы;

основные свойства искусственных волокон и тканей из них, характеристику

сложных переплетений, зависимость свойств тка­ней от вида переплетения;

виды соединений деталей в узлах механизмов и машин, ух условные обозначения

на кинематических схемах;

устройство качающегося челнока универсальной швейной машины, принцип

образования двухниточного машинного стежка, назначение и принцип получения

зигзагообразной строчки;

виды женского легкого платья и бельевых изделий, эксплуа­тационные,

гигиенические и эстетические требования к бельевым швейным изделиям, правила

измерения фигуры человека, услов­ные обозначения мерок для построения чертежа

основы ночной сорочки и трусов, особенности моделирования плечевых изделий на

основе чертежа ночной сорочки, способы моделирования ку­пальников;

назначение, конструкцию, технологию выполнения и услов­ные графические

обозначения швов: стачных (запошивочного, двойного, накладного с закрытыми

срезами) и краевых (окантовочного с открытым и закрытым срезами,

окантовочного тесь­мой), технологическую последовательность обработки проймы

и горловины подкройной и косой обтачкой, кружевом, обработки ластовицы и

соединения ее с изделием, обработки застежки планкой, притачивания кулиски;

экономную раскладку выкройки на ткани с направленным рисунком, с

симметричными и асимметричными полосами, техно­логическую последовательность

раскроя ткани, правила подго­товки и проведения примерки, выявление и

исправление дефек­тов изделия, способы отделки и влажно-тепловой обработки,

тре­бования к качеству готового изделия;

правила ухода за бельевыми изделиями, применение швейной машины для ремонта

швейных изделий, способы поднятия пе­тель на трикотажных изделиях,

единство стиля костюма, прически, косметики, интерьера;

правила пользования средствами косметики; свойства естест­венных красителей,

правила нанесения и снятия масок, выполне­ния макияжа.

Учащиеся должны уметь

оказывать первую помощь при ожогах и поражении электри­ческим током, пищевых

отравлениях;

определять качество мяса, оттаивать мороженое мясо, приго­тавливать

полуфабрикаты из мяса, котлетную и натуральную рубленую массу и полуфабрикаты

из нее, выбивать и формо­вать полуфабрикаты из котлетной массы, готовить

блюда из мя­са и мясных полуфабрикатов, определять готовность блюд и

по­давать их к столу;

приготавливать простоквашу, кефир, творог и другие кисло­молочные продукты в

домашних условиях, блюда из творога, сы­рые и вареные пасхи;

рассчитывать количество и состав продуктов для похода, обеспечивать

сохранность продуктов, соблюдать правила сани­тарии и гигиены в походных

условиях, готовить пищу и обеззара­живать воду в походных условиях, соблюдать

меры противопо­жарной безопасности;

приготавливать пресное тесто и блюда из него, защипывать края пельменей,

вареников, чебуреков;

проводить первичную обработку фруктов и ягод, приготавли­вать из них пюре,

сиропы, фруктовые супы, желе и муссы;

варить варенье, повидло, джем, мармелад, цукаты, опреде­лять готовность

варенья, перекладывать варенье на хранение, переваривать прокисшее варенье;

оборудовать детский уголок;

выращивать комнатные растения и размещать их;

подготавливать материалы к вязанию, подбирать крючок в зависимости от толщины

нити, выполнять раппорт узора по записи;

соблюдать правила санитарии, гигиены, безопасной работы в мастерских,

применять ткани из искусственных волокон в швейных изделиях;

определять виды соединений деталей в узлах механизмов и машин читать

кинематические схемы;

разбирать и собирать челнок, закреплять строчку обратным ходом швейной

машины, обметывать срезы деталей и обрабатывать петли зигзагообразной

строчкой;

работать с журналами мод, читать и строить чертеж, снимать и записывать

мерки, моделировать выбранные фасоны платья и купальника;

выполнять машинные швы: стачные (запошивочный, двойной, накладной с закрытыми

срезами) и краевые (окантовочный с открытым и закрытым срезами, окантовочный

тесьмой), обрабаты­вать пройму и горловину подкройной обтачкой, кружевом,

тесь­мой, обрабатывать ластовицу и соединять ее с изделием, обрабатывать

застежку планкой, притачивать кулиску;

выполнять раскрой ткани с направленным рисунком, с симметричными и

асимметричными полосами, заготавливать косые обтачки, обрабатывать срезы

рукавов, низа платья и выреза трусов косой обтачкой или тесьмой, обрабатывать

край купаль­ника под резинку, проводить примерку и исправлять дефекты

оценивать качество готового изделия;

выполнять штопку швейных изделий с помощью швейной ма­шины, поднимать петли

на трикотажных изделиях.

Тематический план

V КЛАСС (62 ч)

(II вариант — девочки)

Подразделы и темыКоличество учебных часов
подразделтема

Вводное замятие

Кулинария

Физиология питания

Блюд из сырых и вареных овощей

Блюд из яиц

Бутерброды, горячие напитки

Сервировка стола к завтраку

Заготовка продуктов

Гигиена девушки. Косметика.

Интерьер кухни, столовой.

Элементы материаловедения

Элементы машиноведения. Работа на швейной машине

Рукоделие

Лоскутная пластика

Вышивка

Ручные работы

Уход за одеждой, ремонт одежды.

Проектирование и изготовление рабочей одежды (фартука)

Конструирование и моделирование фартука

Технология изготовления фартука

1

11

2

2

2

6

10

2

2

24

2

4

1

1

1

2

4

6

6

18

Итого, включая выполнение проекта62

VI КЛАСС (68 ч)

Подразделы и темыКоличество учебных часов
подразделтема

Вводное занятие

Кулинария

Физиология питания

Блюда из молока

Блюда из рыбы и нерыбных продуктов моря

Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий

Блины, оладьи, блинчики

Сладкие блюда (компоты и кисели)

Сервировка стола к ужину. Элементы этикета

Заготовка продуктов

Интерьер жилого дома

Гигиена девушки. Косметика

Элементы материаловедения

Элементы машиноведения. Работа на швейной машине

Рукоделие

Уход за одеждой и обувью. Ремонт одежды

Проектирование и изготовление конической или клиньевой юбки

Конструирование и моделирование конической и клиньевой юбок

Технология обработки конических и клиньевых юбок

2

14

4

4

2

4

8

4

26

1

2

2

2

2

2

2

6

20

Итого, включая выполнение проекта68

VII КЛАСС (68 ч)

Подразделы и темыКоличество учебных часов
подразделТема

Вводное занятие

Кулинария

Физиология питания

Блюда из вареного и жареного мяса

Кисломолочные продукты и блюда из них

Пасхи

Приготовление обеда в походных условиях

Изделия из пресного теста

Блюда из фруктов и ягод

Сладкие блюда (муссы и желе)

Сервировка стола «Сибирские пельмени»

Заготовка продуктов

Интерьер жилого дома

Уход за одеждой. Ремонт одежды.

Гигиена девушки. Косметика

Уход за ребенком

Элементы материаловедения

Элементы машиноведения. Работа на швейной машине

Рукоделие. Вязание крючком

2

14(18)3

2

4

4

2

2

4

6

1

4

1

23

1

2

23

1

2

2

Подразделы и темыКоличество учебных часов
подразделтема

Проектирование и изготовление плечевого изделия на основе чертежа ночной сорочки

Конструирование ночной сорочки и моделирование плечевого изделия на ее основе

Технология обработки плечевого изделия

Проектирование и изготовление купальника на осно­ве чертежа трусов.

Конструирование трусов и моделирование ку­пальника на их основе

Технология обработки купальника

28

24[3]

8

20

63

183

Итого, включая выполнение проекта68

ПРОГРАММА

V класс

Вводное занятие (1 ч)

Содержание и задачи курса «Культура дома. Технология об­работки ткани и

пищевых продуктов». Экологические проблемы природы, общества, человека.

Способы их разрешения. Негатив­ные последствия трудовой деятельности человека

на окружаю­щую среду и на здоровье человека. Экология жилого дома. Вли­яние

электромагнитных полей на здоровье человека.

Кулинарий (11 ч)

Физиология питания (2 ч)

Понятие о процессе пищеварения, об усвояемости пищи. Условия, способствующие

лучшему пищеварению. Роль слюны, кишечного сока и желчи в пищеварении.

Витамины, их состав и химическая природа. Современные данные о роли витаминов

в обмене веществ. Классификация ви­таминов. Витаминоподобные вещества.

Содержание витаминов в пищевых продуктах. Методы сохранения витаминов в пище

при хранении и кулинарной обработке продуктов. Суточная по­требность в

витаминах.

Блюда из сырых и вареных овощей (4 ч)

Общие правила безопасных приемов труда, санитарии и ги­гиены. Соблюдение

санитарных правил при кулинарной обра­ботке продуктов для сохранения их

качества и предупреждения пищевых отравлений. Безопасные приемы работы с

кухонным оборудованием, инструментами, горячими жидкостями

Товароведение овощей. Понятие о пищевой ценности овощей Виды овощей,

используемых в кулинарии. Классификация ово­щей: клубнеплоды, корнеплоды,

капустные, листовые, пряные, луковые, тыквенные, томатные, бобовые, грибы.

Содержание в овощах минеральных веществ, белков, жиров, углеводов, витаминов.

Сохранность этих веществ в пищевых про­дуктах в процессе хранения и

кулинарной обработки. Содержа­ние влаги в продуктах. Влияние ее на качество и

сохранность продуктов.

Свежемороженые овощи. Условия и сроки их хранения и способы кулинарного

использования.

Влияние экологии окружающей среды на качество овощей. Методы 'определения

качества овощей. Определение количества нитратов в овощах с помощью

измерительных приборов, в хими­ческих лабораториях, при помощи бумажных

индикаторов в до­машних условиях. Качество воды. Способы ее очистки. Экономия

воды.

Первичная обработка овощей. Санитарные условия первич­ной обработки

овощей. Назначение и правила первичной обра­ботки овощей (сортировка, мойка,

очистка, промывание, нарез­ка). Способы размораживания быстро замороженных

овощных полуфабрикатов. Причины потемнения картофеля и способы предотвращения

потемнения. Способы и формы нарезки. Озна­комление с назначением и кулинарным

использованием различ­ных форм нарезки овощей.

Первичная обработка листовых, луковых и пряных овощей (переборка, зачистка,

удаление корешков, загнивших и желтых листьев, промывка, нарезка).

Особенности первичной обработки тыквенных, томатных и капустных овощей.

Способы и безопасные приемы шинкования капусты.

Инструменты и приспособления для нарезки овощей. Фигур­ная нарезка овощей.

Механизация обработки овощей на произ­водстве и в быту. Правила обработки,

обеспечивающие сохране­ние цвета овощей и содержания в них витаминов. Порядок

обработки сульфитированного картофеля.

Приготовление блюд из свежих овощей. Виды салатов. Ис­пользование салатов

в качестве самостоятельных блюд и допол­нительных гарниров к мясным и рыбным

блюдам. Технология приготовления салатов из свежих овощей. Заправка овощных

са­латов растительным маслом, столовым уксусом, майонезом, сме­таной.

Оформление салатов продуктами, входящими в состав салатов и имеющими яркую

окраску (помидоры, перец, огурцы, редис, морковь), и листьями зелени,

изготовление цветов и других украшений из овощей.

Приготовление блюд из вареных овощей. Значение и виды тепловой обработки

продуктов (варка, жаренье, тушение, запе­кание, припускание). Вспомогательные

приемы тепловой обра­ботки (пассирование. бланширование). Способы варки (в

воде, на пару, при повышенном давлении, при пониженной температу­ре). Варка в

различных жидкостях (воде, молоке, растительных соках и др.) Способ

бесконтактной варки в водяной и паровой бане. Преимущества и недостатки

различных способов пар­ки. Оборудование, посуда, инвентарь для варки овощей.

Время варки овощей. Способы определения готовности. Ох­лаждение овощей после

варки или припускания. Изменение со­держания витаминов и минеральных веществ

в зависимости от условий кулинарной обработки. Технология приготовления блюд

из отварных овощей. Требования к качеству и оформлению готовых блюд.

Практические, работы.

1. Определение доброкачественности овощей по внешнему виду.

2. Определение количества нитратов в овощах при помощи индикаторов.

3. Нарезка овощей для салата и винегрета.

4. Нарезка картофеля для супа.

5. Приготовление салата из свежих овощей.

6. Приготовление одного блюда из вареных овощей.

7. Органолептическая оценка готовых блюд (вкус, цвет, запах, консистенция,

внешний вид).

Примерный перечень блюд.

1. Салат из зеленого лука или редиса с яйцом.

2. Салат из белокочанной капусты с помидорами и сельдереем.

3. Салат из редьки с огурцами и сметаной.

4. Салат из отварной свеклы с изюмом.

5. Винегрет зимний постный.

6. Картофель отварной с маслом и зеленью.

7. Картофель, сваренный в молоке.

8. Картофель, сваренный на пару.

9. Тыква отварная.

10. Кукуруза в початках отварная.

Блюда из яиц (1ч)

Значение яиц в питании человека. Использование яиц в кули­нарии. Способы

определения свежести яиц. Способы длительно­го хранения яиц. Технология

приготовления блюд из яиц. При­способления и оборудование для взбивания и

приготовления блюд из яиц. Особенности кулинарного использования яиц

водо­плавающих птиц (гусей, уток и др.). Способы определения готов­ности

Оформление готовых блюд. Сервировка стола к завтраку.

Способы крашения яиц к пасхе (в шелухе от луковиц, в листьях молодой березы,

в лоскутках линяющей ткани, химически­ми красителями). Подготовка яиц к

покраске. Время крашения.

Практическая работа. Приготовление двух блюд из яиц.

Примерный перечень блюд.

1. Яйца всмятку, в мешочек, вкрутую, выпускные, фаршированные.

2. Яичница-глазунья.

3. Омлет с зеленым луком, с сыром, с вареньем, с картофе­лем, с яблоками, со

шпинатом и др.

Бутерброды, горячие напитки (1 ч)

Бутерброды. Продукты, употребляемые для приготовления бутербродов.

Значение хлеба в питании человека. Способы обра­ботки продуктов для

приготовления бутербродов. Способы на­резки продуктов для бутербродов,

инструменты и приспособле­ния для нарезки. Использование обрезков. Толщина

хлеба в бу­тербродах.

Виды бутербродов: открытые, ассорти на хлебе, закрытые (дорожные, сандвичи),

закусочные (канапе). Особенности техно­логии приготовления разных видов

бутербродов.

Дополнительные продукты для украшения открытых бутер­бродов. Сочетание по

вкусу и цвету продуктов в бутербродах «ассорти на хлебе».

Применение кондитерского мешочка для укладывания масля­ных смесей на

бутерброды. Подсушивание хлеба для бутербро­дов канапе в жарочном шкафу или

тостере. Использование вме­сто хлеба выпечки из слоеного теста. Применение

пластмассо­вых вилочек и шпажек в бутербродах канапе.

Требования к качеству готовых бутербродов. Условия и сроки хранения

бутербродов. Подача их к столу.

Горячие напитки. Виды горячих напитков (чай, кофе, какао). Сорта чая, их

вкусовые достоинства. Чайный сбор (мята, чабрец, липа и др.). Способы

заваривания чая и трав.

Сорта кофе. Кофе молотый и в зернах. Устройства для размо­ла зерен кофе.

Технология приготовления кофе. Кофеварки. Правила хранения чая, кофе, какао.

Требования к качеству готовых напитков.

Практические работы.

1. Нарезать хлеб для бутербродов.

2. Приготовить бутерброды и горячие напитки для чайного стола.

Примерный перечень блюд.

1. Бутерброд со сливочным маслом и твердым сыром.

2. Бутерброд со сливочным маслом и плавленым сыром

3. Бутерброд с вареной или копченой колбасой.

4. Бутерброд с мясными продуктами (корейка, грудинка, окорок и др.)

5. Бутерброд с сельдью и маслом.

6. Ассорти с сельдью и селедочным маслом на хлебе.

7. Ассорти с окороком и жареной говядиной на хлебе.

8. Закрытый бутерброд с сыром или со свининой.

9. Сандвичи из ветчины или колбасы со сливочным маслом и горчицей.

10. Сандвичи из филе жареной курицы со сливочным маслом.

11. Сандвичи из филе сельди с растертыми в масле варены­ми яичными желтками.

12. Бутерброд канапе с сыром.

13. Бутерброд канапе с копченой колбасой.

Сервировка стола к завтраку (1ч)

Составление меню на завтрак. Расчет количества продуктов. Приготовление

завтрака, оформление готовых блюд и подача их к столу. Правила подачи горячих

напитков. Столовые приборы и правила пользования ими. Способы складывания

салфеток. Правила поведения за столом. Культура поведения в семье.

Рас­пределение обязанностей в семье.

Практическая работа. Сервировка стола к завтраку (проект).

Заготовка продуктов (2ч)

Роль запасов в экономном ведении домашнего хозяйства. Способы приготовления

домашних запасов (консервирование, маринование, сушка, соление, квашение,

замораживание, копчение, вяление и др.).

Способы хранения запасов из свежих овощей, фруктов, ягод. Температура и

влажность в хранилище овощей и фруктов. Про­цессы дозревания овощей и фруктов

во время хранения. Упако­вочные материалы для хранения запасов. Устройстве

погреба. Хранение картофеля и зимних корнеплодов (свекла, морковь, редька) в

ямах, траншеях, буртах и т. п.

Правила сбора ягод для закладки на хранение. Сбор и заго­товка ягод, грибов,

лекарственных трав. Определение несъедоб­ных и ядовитых грибов.

Сушка фруктов, ягод, овощей, зелени, грибов. Условия сушки (температура,

влажность, движение воздуха, время), влияющие на качество и сохраняемость

продуктов. Сушка на солнце и в специальных сушилках горячим воздухом.

Применение влагопоглотителей (силикагель, хлорная известь). Условия и сроки

хранение сушеных продуктов.

Замораживание овощей и фруктов. Принцип консервации пу­тем быстрой заморозки.

Процессы, происходящие в заморожен­ных продуктах. Температуры, необходимые

для быстрой замо­розки и длительного хранения. Использование домашнего

холо­дильника для замораживания и хранения овощей и фруктов.

Заготовка крахмала. Сырье для получения крахмала (картофель, пшеница,

рис, кукуруза, незрелые яблоки и груши). Руч­ная и механическая обработка

картофеля, яблок и груш для по­лучения крахмала. Промывание протертой массы

водой и просушивание крахмала.

Предварительная обработка пшеницы, кукурузы, риса (промывание, замачивание).

Технология получения крахмала из этих продуктов.

Кулинарное использование крахмала.

Практические работы.

1. Закладка яблок на хранение.

2. Сушка фруктов, ягод, грибов, кореньев, зелени, лекарст­венных трав.

3. Замораживание фруктов в домашнем, холодильнике.

4. Получение крахмала из картофеля или недозрелых яблок.

Гигиена девушки. Косметика (2 ч)

Гигиенические требования по уходу за кожей, волосами, ног­тями. Основные

сведения об уходе за нормальной кожей. Средст­ва ухода за кожей. Особенности

ухода за сухой и жирной кожей.

Средства борьбы с потливостью. Воспалительные гнойничко­вые угри. Уход за

кожей, пораженной угрями.

Положительное и отрицательное воздействие солнечного за­гара.

Профилактическая защита кожи. Знакомство с профессией врача-косметолога.

Интерьер кухни, столовой (4 ч)

Краткие сведения из истории архитектуры и интерьера. На­циональные традиции,

связь архитектуры с природой.

Создание интерьера кухни. Требования, предъявляемые к, кухне. Разделение

кухни на зону для приготовления пищи и зо­ну столовой. Оборудование кухни и

уход за ним.

Использование в интерьере кухни откидных разделочных до­сок, полочек,

скамеек. Посуда, приборы для сервировки стола. Новейшие принадлежности

обеденного и чайного стола. Чистка посуды из металла, стекла, керамики,

дерева.

Отделка интерьера тканями, росписью; резьбой по дереву. Декоративное

украшение кухни изделиями собственного изготовления: прихватками,

полотенцами, разделочными досками, подставками и др.

Санитарное состояние кухни Наличие вентиляции, применение воздухоочистителя.

Меры по борьбе с насекомыми и грызунами.

Практическая работа. Выполнение эскиза интерьера кухни (проект).

Элементы материаловедения (2 ч)

Классификация текстильных волокон. Натуральные Рас­тительные волокна. Понятие

о хлопке-сырце и хлопке-волокне. Строение, химический состав и физико-

химические свойства хлопкового и льняного волокна. Действие на них щелочей,

кислот, света, температуры и т. д.

Общее понятие о пряже и процессе прядения. Изготовление нитей и тканей в

условиях прядильного и ткацкого производства и в домашних условиях. Краткие

сведения о прядильных маши­нах. Основная и уточная нити в ткани. Полотняное

переплете­ние. Лицевая и изнаночная сторона ткани.

Свойства тканей из натуральных растительных волокон: фи­зико-механические

(прочность, сминаемость), гигиенические (гигроскопичность,

воздухопроницаемость), технологические (осыпа­емость, усадочность),

эксплуатационные (износостойкость, рас­тяжимость). Ткани, используемые для

изготовления рабочей одежды. Краткие сведения об ассортименте

хлопчатобумажных и льняных тканей.

Примерный перечень лабораторно-практических работ.

1. Изучение свойств нитей основы и утка.

2. Определение лицевой и изнаночной стороны, направления долевой нити в ткани.

3. Определение свойств тканей из натуральных растительных волокон.

Элементы машиноведения

Работа на швейной машине (6 ч)

Понятие о кинематических схемах механизмов и машин. Условные обозначения

отдельных деталей на кинематических схемах. Виды передач вращательного

движения. Кинематиче­ские схемы передач вращательного движения. Передаточное

число и его расчет.

Приемы безопасной работы на универсальной швейной ма­шине.

Виды машин, применяемых в швейной промышленности. Бы­товая универсальная

швейная машина. Технические характери­стики. Назначение основных узлов

универсальной швейной ма­шины. Виды приводов швейной машины, их устройство,

преиму­щества и недостатки.

Организация рабочего места для выполнения машинных работ. Правила подготовки

универсальной швейной машины к ра­боте. Включение выключение механизма

махового колеса. Устройство моталки. Намотка нитки на шпульку. Заправка

верх­ней и нижней нитей.

Упражнения на швейной машине без ниток. Запуск машины и регулировка скорости.

Формирование первоначальных навыков работы на швейной машине: выполнение

машинных строчек (по прямой, по кривой, с поворотом на определенный угол с

подъемом прижимной лап­ки). Регулировка длины стежка.

Примерный перечень практических работ.

1. Включение и выключение махового колеса. Намотка нитки на шпульку.

2. Заправка верхней и нижней нитей.

3. Выполнение машинных строчек на ткани по намеченным линиям.

4. Выполнение машинных строчек с различной длиной стежка.

5. Расчет передаточного числа механизма моталки.

Рукоделие (10 ч)

Лоскутная пластика (4 ч)

Декоративное искусство как неограниченная возможность ре­ализации творческого

начала каждой личности. Знакомство с различными видами декоративно-

прикладного искусства народов нашей страны. Использование при изготовлении

предметов художественных промыслов повсеместно распространенных ма­териалов:

ткани, нитки, дерево, кисть и др.

Краткие сведения из истории создания изделий из лоскута. Возможности

лоскутной пластики, ее связь с направлениями со­временной моды.

Материалы для лоскутной пластики: ткани, тесьма, отделоч­ные шнуры, ленты,

кружева, тюль и др. Подготовка материалов к работе (определение прочности

окраски, стирка, накрахмаливанне, подбор по цвету, фактуре и рисунку).

Инструменты, приспособления, шаблоны для раскраивания элементов орнамента.

Технология соединения деталей между со­бой и с подкладкой. Использование

прокладочных материалов.

Примерный перечень практических работ.

1. Изготовление шаблонов, из картона или плотной бумаги (треугольник,

квадрат, шестиугольник).

2. Изготовление декоративной салфетки в технике лоскутной пластики размером

24Х24 см.

3. Изготовление подставки под горячую посуду различными с особами.

4. Изготовление прихватки.

5. Изготовление декоративной грелки на чайник.

6. Изготовление сумки для ванной.

7. Изготовление фартука в технике лоскутной пластики.

Вышивка (6 ч)

Традиции края в вышивке, вязании, плетении, ковроткачестве, росписи по дереву

и тканям, резьбе по дереву и кости и др. Знакомство с творчеством народных

умельцев старшего поколения своего края, области, села.

Ознакомление с различными инструментами и приспособлениями, применяемыми в

традиционных художественных ремеслах.

Правила работы с ножницами, иглами, булавками.

Вышивка как один из самых древних видов декоративного искусства. Первые

дошедшие до нас образцы вышивки. Применение вышивки в народном и современном

костюме. Знакомство с разнообразными видами вышивки.

Разметка размера рисунка и способы перевода рисунка на ткань в зависимости от

структуры ткани.

Подбор игл и ниток. Правила отрезания нитки от катушки, вдевания нитки в

иголку, заправки изделия в пяльцы. Способы закрепления рабочей нитки на ткани

без узла. Подготовка пасмы мулине к работе.

Технология выполнения простейших ручных швов (стебельча­того, тамбурного,

вперед иголку и др.).

Рабочее место вышивальщицы. Правильная посадка и поста­новка рук во время

работы.

Примерный перечень практических работ.

1. Зарисовка традиционных орнаментов, определение тради­ционного колорита и

материалов для вышивки.

2. Сбор коллекции образцов декоративно-прикладного искус­ства края.

3. Определение регионального стиля вышивки по репродукциям и коллекциям.

4. Определение общих изобразительных мотивов и их разли­чие в вышивке

северных, южных и центральных регионов.

5. Вышивание метки, монограммы стебельчатым швом.

6. Подбор рисунков для отделки вышивкой фартука, скатер­ти, салфетки.

7. Перевод рисунка на ткань.

8. Отделка вышивкой уголка салфетки или носового платка.

9. Окончательная отделка изделия, правила стирки влажно-тепловой обработки

вышитых изделий.

Ручные работы (2 ч)

Прямые стежки. Строчки, выполняемые прямыми стежками: сметочная, заметочная,

наметочная, копировальная, строчки для образования сборок. Размер стежков.

Примерный перечень практических работ. Изготовление образцов из ткани со

строчками, выполненными прямыми стежками.

Уход за одеждой, ремонт одежды (2 ч)

Износостойкость ткани. Наиболее уязвимые места одежды. Способы ремонта

одежды. Ремонт заплатами (втачная, подклад­ная, накладная). Ремонт

распоровшихся швов.

Уход за одеждой из хлопчатобумажных и льняных тканей. Уход за платьем,

верхней одеждой, головными уборами. Краткие сведения об удалении пятен с

одежды.

Подготовка шерстяных и меховых изделий к хранению. При­менение химических и

природных средств защиты от моли и дру­гих насекомых. Чехлы для одежды из

полиэтиленовой пленки и других материалов. Условия хранения.

Примерный перечень практических работ.

1. Выполнение ремонта накладной заплатой.

2. Удаление пятен с одежды.

3. Укладка шерстяных и меховых изделий на хранение.

4. Изготовление чехлов для хранения одежды.

Проектирование и изготовление рабочей одежды (фартука) (24 ч)

Конструирование и моделирование фартука (6 ч)

Краткие сведения из истории одежды. Фартуки в националь­ном костюме. Виды

рабочей одежды. Эксплуатационные и гигие­нические требования, предъявляемые к

рабочей одежде. Ткани, применяемые для изготовления рабочей одежды.

Краткая характеристика расчетно-графической системы кон­струирования одежды.

Преимущества и недостатки индивиду­ального пошива одежды.

Общие правила построения и оформления чертежей изделий. Типы линий. Условные

обозначения на чертежах швейных изде­лий. Чтение чертежей.

Фигура человека и ее измерение. Общие сведения о строении фигуры человека.

Особенности строения женской и детской фи­гуры. Основные точки и линии

измерения. Правила снятия мерок, необходимых для построения чертежа фартука.

Расчетные формулы. Построение чертежа фартука в масштабе 1:4 в рабочих

тетрадях с печатной основой и в натуральную величину по своим меркам на

миллиметровой бумаге.

Особенности моделирования рабочей одежды. Понятие о композиции в одежде

(материал, цвет, силуэт, пропорции, ритм). Ви­ды отделки швейных изделий

(вышивка, аппликация, тесьма, со­четание тканей по цвету и др.). Выбор модели

и моделирование фартука. Подготовка выкройки к раскрою.

Примерный перечень практических работ

1 Снятие мерок и запись результатов измерений.

2 Построение чертежа фартука в масштабе 1:4 и в натураль­ную величину по

гноим меркам.

3. Выполнение эскизных зарисовок фартуков из националь­ных костюмов.

4 Моделирование фартука выбранного фасона.

5 Подготовка выкройки фартука к раскрою.

Технология изготовления фартука (18 ч)

Конструкция машинного шва. Длина стежка, ширина шва.

Назначение соединительных (стачного взаутюжку, стачного вразутюжку,

расстрочного, накладного с закрытым срезом, на­кладного с открытым срезом) и

краевых (вподгибку с открытым и закрытым срезом) швов. Конструкция швов, их

условные гра­фические обозначения и технология выполнения. Зависимость ширины

шва от строения и свойств материалов, а также от моде­ли изделия. Способы

распускания швов.

Обработка накладных, карманов и бретелей.

Подготовка ткани к раскрою (декатировка, выявление дефек­тов, определение

направления долевой нити, лицевой и изнаночной стороны). Раскладка выкройки

на ткани с учетом припусков на швы. Способы раскладки выкройки в зависимости

от ширины ткани.

Инструменты и приспособления для раскроя. Обмеловка. Раскрой ткани. Способы

переноса контурных и контрольных ли­ний выкройки на ткань. Подготовка деталей

кроя к обработке. Обработка деталей кроя. Выбор наиболее рационального

спосо­ба оформления срезов для данного вида ткани с учетом ее свойств.

Правила обработки накладных карманов. Сборка изде­лия (скалывание,

сметывание, стачивание).

Определение месторасположения карманов. Накалывание, наметывание и

настрачивание карманов на нижнюю часть фартука.

Обработка срезов фартука швом вподгибку с закрытым сре­зом или тесьмой.

Художественная отделка изделия. Влажно-теп­ловая обработка и ее значение при

изготовлении швейных изде­лий. Оборудование рабочего места для влажно-

тепловой обра­ботки. Приемы влажно-тепловой обработки. Контроль качества

готового изделия.

Примерный перечень практических работ.

1. Отработка техники выполнения соединительных и краевых швов на лоскутах ткани.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ