Рефераты

Методические указания: Программа по Технологии

Основу материальной базы изучения электротехники состав­ляет оборудование

физического кабинета. Однако его необходи­мо дополнить техническими

устройствами: электромагнитными и герконовыми реле, контакторами, однофазными

конденсатор­ными двигателями переменного тока (например, от 'лентопро­тяжного

механизма), трехфазным двигателем и т. д. При фрон­тальном методе проведения

практических работ все это оборудо­вание требуется в единичных экземплярах. .

При изучении основ «Радиоэлектроники» учащиеся должны за весьма ограниченное

время (18 ч) познакомиться с областями применения радиоэлектроники и ее

элементной базой: вакуумны­ми и полупроводниковыми приборами, интегральными

микросхе­мами и т. п. Далее рассматриваются усилители, избирательные цепи и

простейший детекторный приемник, генераторы синусои­дальных колебаний,

понятие о модуляции и принципы действия систем связи.

Подраздел «Автоматика и цифровая электроника» знакомит учащихся с основными

элементами систем автоматического ре­гулирования' датчиками и усилителями

постоянного тока. Рас­сматривается структурная схема и принцип действия

систем ав­томатического регулирования, базовые логические элементы цифровой

электроники, большие интегральные схемы, роботы, проблемы автоматизации

производства и понятие о высоких технологиях.

Изучение всех перечисленных выше подразделов сопровождается выполнением

практических работ, на которые отводится не менее 50% времени.

Сложности с оборудованием не позволяют выполнять все их фронтально, ряд работ

выполняется методом практикума.

ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ,

ФОРМИРУЕМЫХ У УЧАЩИХСЯ

Учащиеся должны знать:

принципы производства, передачи и использования электри­ческой энергии;

принципы устройства и действия защитной и пусковой аппа­ратуры;

устройство электроизмерительных и электронагревательных приборов;

устройство электрических двигателей переменного и постоян­ного токов;

принципы передачи информации с помощью электромагнит­ных волн;

элементная база радиотехнических устройств, назначение и принцип действия

усилителей и автогенераторов на транзи­сторах;

принцип действия и состав устройств автоматического регу­лирования

технологических параметров;

логика работы базовых элементов устройств цифровой элект­роники.

Учащиеся должны уметь:

соединять провода;

подключать электрические элементы;

составлять простейшие электрические схемы;

производить измерения тока, напряжения, сопротивления;

собирать простейшие электрические цепи;

читать простейшие электрические схемы на транзисторах, проектировать простые

радиоэлектронные устройства;

составлять структурные схемы автоматических регуляторов технологических

параметров, проектировать простейшие устрой­ства цифровой электроники с

использованием базовых логиче­ских элементов;

собирать и регулировать простейшие электронные устрой­ства.

Тематический план

№ п./п.ТемаКоличество учебных часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

2

3

4

5

6

7

Электротехника (VIII кл.)

Электрические цепи.

Провода и способы их соединения. Электромагниты и их применение. Электроизмерительные приборы.

Двигатели постоянного тока.

Бытовые электроосветительные и электронагре­вательные приборы.

Переменный электрический ток.

Выпрямители.

Двигатели переменного тока.

Понятие о трехфазной системе переменного тока

Радиоэлектроника (IX кл.)

Понятие о радиоэлектронике. Преобразования сигналов.

Элементная база радиоэлектроники.

Усилитель переменного тока.

Избирательные цепи. Детекторный приемник.

Генератор синусоидальных колебаний. Телеграфная, телефонная, радио- и оптическая связь.

Генератор несинусоидальных колебаний. Имитаторы звука, на мультивибраторах.

Охранные устройства на транзисторах.

Автоматика и цифровая электроника (IX кл.)

Датчики.

Усилители постоянного тока.

Простейшие автоматы.

Базовые логические элементы цифровой электроники.

Триггеры.

Большие интегральные схемы.

Робототехника и автоматизация производства

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

1

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

ПРОГРАММА

Электротехника

(VII класс, 20 ч)

Электрические цепи (2ч)

Область применения электрической энергии. Правила без­опасной работы с

электрооборудованием. Источники тока, потре­бители энергии, аппараты

управления и защиты (выключатель, кнопка, предохранитель).

Практическая работа (по выбору). Сборка электрической цепи с элементами

управления и защиты. Проверка исп­равности электрической цепи.

Провода и способы их соединения (2 ч)

Типы проводов. Используемые материалы, виды соединений. Соединения проводов

между собой и их подключение к элементам электрических цепей.

Практическая работа. Соединения проводов и их под­ключение к электрическим

устройствам.

Электромагниты и их применение (2 ч)

Магнитные свойства тока. Принцип действия и назначение электромагнитного реле

и контактора. Герконы и их применение.

Практическая работа (по выбору). Изучение электро­магнита. Электромагнитное

реле. Однополюсный контактор.

Электроизмерительные приборы (2 ч)

Амперметры, вольтметры и омметры магнитоэлектрической и электромагнитной

систем. Омметры. Измерение тока, напря­жения, сопротивления.

Практическая работа (по выбору). Измерение, сопро­тивления. Градуировка

вольтметра. Изучение измерительного механизма магнитоэлектрической системы.

Двигатели постоянного тока (2 ч)

Принцип действия и конструкции коллекторных двигателей постоянного тока с

электромагнитным возбуждением и возбуж­дением от постоянных магнитов.

Практическая работа (по выбору). Двигатель посто­янного тока с возбуждением

от постоянных магнитов. Двигатель постоянного тока с электромагнитным

возбуждением.

Бытовые электроосветительные и электронагревательные приборы (2 ч)

Нагревательные элементы. Конструкция и принцип действия бытовых

нагревательных, электроприборов. Конструкция лампы накаливания. Пути экономии

электроэнергии.

Практическая работа (по выбору) Изучение электро­утюга. Изучение

терморегулятора.

Переменный электрический ток (2 ч)

Амплитуда, частота, период переменного электрического то­ка. Источники тока.

Линии передачи. Трансформатор. Устрой­ство трансформатора и его назначение.

Экологические проблемы производства электроэнергии.

Практическая работа (по выбору). Ознакомление с трансформатором. Ознакомление

с коллекторным двигателем переменного тока.

Выпрямители (2 ч)

Принцип работы выпрямителя. Полупроводниковые диоды. Одно- и

двухполупериодные выпрямители.

Практическая работа (по выбору). Исследование ра­боты однополупериодного

выпрямителя. Исследованием работы двухполупериодного выпрямителя.

Двигатели переменного тока (2ч)

Принцип действия и конструкция коллекторного двигателя переменного тока.

Понятие о вращающемся магнитном поле. Принцип действия и конструкция

асинхронного конденсаторного двигателя. Запуск асинхронного двигателя.

Практическая работа. Изучение конденсаторного од­нофазного двигателя

переменного тока.

Понятие о трехфазной системе переменного тока (2 ч)

Источники и потребители трехфазного переменного тока. Со­единение

потребителей в звезду и треугольник.

Практическая работа (по выбору). Виды соединения нагрузки в трехфазной

системе. Изучение трехфазного двига­теля.

Радиоэлектроника

(IX класс, 18 ч)

Понятие о радиоэлектронике.

Преобразования сигналов (2 ч)

Области применения радиосигналов. Преобразования акусти­ческих и оптических

сигналов в электрические в радио- и телеви­зионных передатчиках.

Использование электромагнитных волн для передачи информации. Преобразования

электрических сиг­налов в акустические и оптические в радио- и телевизионных

приемниках.

Практическая работа. Изучение микрофона.

Элементная база радиоэлектроники (2ч)

Вакуумные и полупроводниковые приборы. Интегральные микросхемы. Биполярный и

полевой транзисторы Параметры транзисторов. Работа транзистора на постоянном

токе.

Практическая работа. Измерение коэффициента пе­редачи по току биполярного

транзистора.

Усилитель переменного тока (2 ч)

Назначение и принцип действия усилителя переменного тока низкой частоты на

биполярных транзисторах. Принципиальная (электрическая) схема усилителя.

Практическая работа. Сборка и регулировка усилителя низкой частоты на

биполярных транзисторах.

Избирательные цепи. Детекторный приемник (2 ч)

Разделение радиосигналов разных радиостанций. Понятие о колебательном

контуре. Детекторный приемник и его на­стройка.

Практическая работа. Сборка и налаживание детек­торного приемника.

Генератор синусоидальных колебаний (2 ч)

Функциональная система генератора синусоидальных коле­баний. Управление

частотой и амплитудой колебаний генерато­ра. Понятие о модуляции – изменении

параметров колебаний при передаче информации.

Практическая работа. Проектирование генератора на заданную частоту колебаний.

Телеграфная, телефонная, радио- и оптическая связь (2ч)

Особенности использования различных видов связи при пере­даче информации.

Области применения. Экологические пробле­мы. Защита от излучений.

Практическая работа. Проектирование и исследова­ние телеграфного устройства

связи.

Генератор несинусоидальных колебаний (2ч)

Функциональная и принципиальная схема генератора неси­нусоидальных колебаний.

Мультивибратор на биполярных тран­зисторах.

Практическая работа. Сборка и исследование сим­метричного мультивибратора.

Имитаторы звука на мультивибраторах (2 ч)

Назначение и функциональная схема имитатора звука на мультивибраторах.

Практическая работа. Сборка и регулировка имита­тора звука на мультивибраторах.

Охранные устройства на транзисторах (2ч)

Назначение и требования, предъявляемые к охранным устройствам. Охранные

устройства со световой и звуковой сиг­нализацией

Практическая работа. Сборка простейшего охранного устройства на основе

мультивибратора.

Автоматика и цифровая электроника

(IX класс, 14 ч)

Датчики (2ч)

Автоматы в быту и на производстве. Датчики (чувствитель­ные элементы),

усилители и исполнительные устройства. Контактные датчики линейных и угловых

перемещений.

Практическая работа. Исследование датчика линей­ных (угловых) перемещений.

Усилители постоянного тока (2 ч)

Назначение усилителей постоянного тока и их отличие от уси­лителей

переменного тока. Усилители постоянного тока на бипо­лярных транзисторах и

интегральных микросхемах.

Практическая работа. Проектирование усилителя по­стоянного тока для индикации

проводимости водного раствора.

Простейшие автоматы (2 ч)

Автоматические устройства замкнутого и разомкнутого типа. Автоматические

регуляторы температуры, влажности, освещен­ности, числа оборотов двигателя.

Структурная схема и принцип действия.

Практическая работа. Проектирование автоматиче­ского регулятора.

Базовые, логические элементы цифровой электроники (2 ч)

Понятие о двоичных кодах. Арифметические и логические операции с двоичными

кодами в ЭВМ. Базовые логические элементы НЕ, ИЛИ, И. Таблица истинности

базовых логических элементов. Реализация логических элементов на транзисторах

и интегральных микросхемах.

Практическая работа. Исследование таблицы истин­ности.

Триггеры (2ч)

Операционная память ЭВМ. Назначение триггеров. Функцио­нальная и

принципиальная схемы асинхронного RS-триггера на логических элементах ИЛИ –

НЕ. Таблица истинности триг­гера.

Практическая работа. Сборка и исследование асинх­ронного RS -триггера на

биполярных транзисторах (интеграль­ной микросхеме).

Большие интегральные схемы (2 ч)

Использование ЭВМ для управления технологическими про­цессами. Понятие о

высоких технологиях. Цифроаналоговые и аналого-цифровые преобразователи

сигналов.

Практическая работа. Исследование модели цифро-аналогового преобразователя.

Робототехника и автоматизация производства (2 ч)

Роль и назначение роботов в комплексной автоматизации производства.

Классификация роботов.

Практическая работа. Проектирование учебного ро­бота.

Вариант II

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

По этому варианту работают учащиеся IX класса, которые углубленно изучают

раздел «Культура дома, технологии обра­ботки ткани и пищевых продуктов». По

сравнению с вариантом I здесь существенно уменьшено количество учебных часов,

что заставило опустить многие вопросы. При этом сохранены все блоки:

электротехника, радиоэлектроника, автоматика и цифро­вая электроника.

В программе электротехники сохранены сведения о производ­стве, передаче и

потреблении электрической энергии. Несмотря на то что курс электротехники IX

класса в большей степени обеспечен общеобразовательной подготовкой учащихся

полностью отказаться от опережающих (no отношению к курсу физи­ки) сведений

невозможно.

Опускаются в этом варианте и темы, не имеющие прямого от­ношения к разделу

«Культура дома, технологии обработки ткани и пищевых продуктов» и не

являющиеся опорой для изучения по­следующих предметов, например: «Провода и

способы их соеди­нения», «Асинхронные двигатели», «Трехфазная система

пере­менного тока». Ознакомление же с электроизмерительными при­борами

остается на уровне курса физики VIII класса. Соответст­венно с изменением

содержания программы подраздела «Элект­ротехника» внесены изменения и в

практические работы.

Уменьшено количество учебных часов и на подраздел «Ра­диоэлектроника». Тем не

менее, в программе этого подраздела отражены вопросы использования

радиоэлектроники и ее эле­ментной базы, усиления гармонических колебаний,

модуляции и структуры систем связи, а также использования генераторов

несинусоидальных колебаний в быту.

Подраздел «Автоматика и цифровая электроника» также со­кращен, однако в его

содержании сохранены понятия о датчиках и структуре систем автоматического

регулирования, логических элементах и больших интегральных схемах,

автоматизации, ро­бототехнике и высоких технологиях.

ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ, ФОРМИРУЕМЫХ У УЧАЩИХСЯ

Учащиеся должны знать:

принципы производства и передачи электрической энергии, ее роль в народном

хозяйстве и сопутствующие экологические проблемы;

устройство и действие электрических двигателей постоянного тока;

принцип действия коллекторного двигателя переменного тока;

устройство основных бытовых электроосветительных и элект­ронагревательных

приборов;

элементарные принципы передачи информации с помощью электромагнитных волн,

работы радиоэлектронных устройств, устройств автоматического регулирования

технологических па­раметров и цифровой электроники.

Учащиеся должны, уметь:

составлять принципиальные схемы простейших электриче­ских целей с различными

видами нагрузки и собирать их;

собирать простейшие радиоэлектронные устройства и устрой­ства автоматики.

Тематический план

№ п./п.ТемаКоличество учебных часов

1

2

3

4

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

6

7

Электротехника (IX кл.)

Электрические цепи.

Магнитный свойства тока.

Переменный электрический ток.

Бытовые электроосветительные и электронагре­вательные приборы.

Радиоэлектроника (IX кл.)

Назначение и элементная база радиоэлектроники.

Усилители переменного тока.

Генераторы колебаний.

Имитаторы звука на мультивибраторах.

Телеграфная, телефонная, радио- и оптическая связь.

Автоматика и цифровая электроника (IX кл. )

Датчики.

Усилители постоянного тока.

Простейшие автоматы.

Базовые логические элементы цифровой электроники.

Цифровые автоматы.

Большие интегральные схемы.

Робототехника и автоматизация производства.

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

ПРОГРАММА

Электротехника

(IX класс, 8 ч)

Электрические цепи (2 ч)

Области применения электрической энергии. Правила безопасной работы с

электрооборудованием. Источники тока. Потре­бители тока. Устройства

управления и защиты (выключатель, кнопка» предохранитель). Типы проводов.

Практическая работа (по выбору). Сборка электри­ческой цепи с элементами

управления и защиты. Проверка не­исправности электрической цепи.

Магнитные свойства тока (2 ч)

Электромагниты и их применение. Электромагнитное реле. Коллекторный двигатель

постоянного тока.

Практическая работа (по выбору). Двигатель посто­янного тока с возбуждением

от постоянных магнитов. Двигатель постоянного тока с электромагнитным

возбуждением.

Переменный электрический ток (2ч)

Амплитуда, частота, период. Электрогенераторы. Линии пе­редачи.

Трансформаторы: назначение, и принцип действия. Кол­лекторный двигатель

переменного тока. Экологические пробле­мы производства электроэнергии.

Практическая работа (по выбору). Изучение электро­магнитного реле и его

включение в простейшую электрическую цепь. Изучение контактора и его

включение в цепь нагрузки.

Бытовые электроосветительные и электронагревательные

приборы (2 ч)

Изучение конструкции различных, электронагревательных элементов.

Электроосветительные, приборы. Пути экономии элек­троэнергии.

Практическая работа (по выбору). Ознакомление с устройством электроутюга и

проверка его исправности с по­мощью пробника. Изучение работы

биметаллического терморе­гулятора.

Радиоэлектроника

(IX класс. 10 ч)

Назначение и элементная база радиоэлектроники (2 ч)

Области применения радиоэлектроники. Элементная база радиоэлектроники.

Электровакуумные и полупроводниковые приборы. Биполярный транзистор.

Практическая работа. Работа биполярного транзи­стора на постоянном токе.

Усилители переменного тока (2 ч)

Усилители на транзисторах и интегральных микросхемах. Ка­чественные

характеристики усилителей низкой частоты. Микро­фон и динамическая головка.

Практическая работа. Совместная работа микрофо­на, двухкаскадного усилителя

низкой частоты и динамической головки.

Генераторы колебаний (2 ч)

Источники синусоидальных и несинусоидальных колебаний. Функциональная схема

генератора.

Практическая работа. Исследование работы генера­тора несинусоидальных

колебаний – мультивибратора на бипо­лярных транзисторах.

Имитаторы звука на мультивибраторах (2 ч)

Назначение и функциональная схема имитатора звука на мультивибраторах.

Практическая работа. Сборка и регулировка имита­тора звука на мультивибраторах.

Телеграфная, телефонная, радио- и оптическая связь (2 ч)

Особенности использования различных видов связи при пере­даче информации.

Экологические проблемы. Защита от излу­чений.

Практическая работа. Проектирование и исследова­ние телеграфного устройства

связи.

Автоматика и цифровая электроника

(IX класс, 14 ч)

Датчики (2 ч)

Автоматы в быту и на производстве. Датчики (чувствитель­ные элементы),

усилители и исполнительные устройства. Контактные датчики линейных и угловых

перемещений. Датчики освещенности и температуры.

Практическая работа. Исследование датчиков.

Усилители постоянного тока (2 ч)

Назначение усилителей постоянного тока Усилители на би­полярных транзисторах

и интегральных микросхемах. Качест­венные характеристики усилителей

Практическая работа. Совместная работа датчиков, усилителей и исполнительных

устройств.

Простейшие автоматы (2 ч)

Структура автомата.

Практическая работа. Проектирование автомата на биполярных транзисторах с

датчиком (освещенности, температу­ры и т. д.) и исполнительными устройствами

– миниатюрной лампой накаливания, электромагнитным реле, электромотором и т.

д.

Базовые логические элементы цифровой электроники (2 ч)

Понятие о двоичных кодах. Арифметические и логические операции с двоичными

кодами в ЭВМ. Базовые логические эле­менты НЕ, ИЛИ. И.

Практическая работа. Исследование таблицы истин­ности базовых логических

элементов.

Цифровые автоматы (2 ч)

Цифровые автоматы комбинационного типа. Преобразовате­ли кодов.

Практическая работа. Проектирование автомата ти­па кодового замка на основе

логических элементов.

Большие интегральные схемы (2 ч)

Использование ЭВМ для управления технологическими про­цессами.

Понятие о высоких технологиях. Цифроаналоговые и анало­го-цифровые

преобразователи.

Практическая работа. Исследование модели цифро-аналогового преобразователя.

Робототехника и автоматизация производства (2 ч)

Роль и назначение роботов в комплексной автоматизации производства.

Классификация роботов.

Практическая работа. Проектирование учебного ро­бота.

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ ПО ЭЛЕКТРОТЕХНИКЕ

1. Демонстрация возникновения электрического тока.

2. Демонстрация различных типов плавких предохранителей в натуре и учебных

таблицах.

3. Демонстрация простейшей электрической цепи с предохра­нителем.

4. Показ учебных таблиц с изображением различных типов электрических станций

(тепловой, гидравлической, атомной).

5. Показ различных видов соединения проводов.

6. Магнитное поле катушки с током и роль сердечника в ней.

7. Различные типы электромагнитных реле.

8. Электромагнитный контактор.

9. Кнопочная станция контактора.

10. Действие тока (механическое, тепловое, магнитное).

11. Демонстрация по учебной таблице устройства магнито­электрического прибора.

12. Демонстрация коллекторного двигателя постоянного тока и его реверсирования.

13. Демонстрация обратимости электрических машин.

14. Различные типы нагревательных элементов.

15. Демонстрация работы биметаллических контактов.

16. Демонстрация электрического утюга по учебной таблице и с натуры.

17. Движение проводника, замкнутого на гальванометр, в магнитном поле.

18. Опыт получения переменного тока с механическим преоб­разователем и

осциллографом.

19. Показ различных диодов.

20. Демонстрация принципа однополупериодного выпрям­ления.

21. Демонстрация принципа двухполупериодного выпрям­ления.

22. Использование механического преобразователя для полу­чения переменных

токов с фазовым сдвигом.

23. Вращающееся магнитное поле в однофазной системе токов.

24. Конденсаторный однофазный асинхронный двигатель.

25. Демонстрация учебной таблицы «Трехфазный генератор».

26. Виды соединения ламповой нагрузки звездой и треуголь­ником.

27. Демонстрация трехфазного асинхронного двигателя (в на­туре и на таблице).

Перечень устройств, реализуемых при выполнении проекта на основе комплекта

НИИ радиоприборостроения

1. Охранные устройства на электромагнитном реле.

2. Охранное устройство на транзисторе и светодиоде.

3. Охранное устройство на транзисторе и реле.

4. Охранное устройство с фотосопротивлением.

5. Охранное устройство со звуковой сигнализацией.

6. Охранная сигнализация с лампой-вспышкой.

7. Охранное устройство с герконом.

8. Имитатор звука канарейки.

9. Имитатор звука капели.

10. Имитатор звука подскакивающего шарика.

11. Имитатор звука двигателя автомобиля.

12. Схема озвученных сигналов поворота автомобиля.

13. Имитатор звука прерывистой сирены.

14. Электронная мина.

15. Миноискатель.

16. Передатчик беспроводной связи.

17. Приемник беспроводной связи.

18. Автоматическая схема включения габаритных огней авто­мобиля.

19. Автоматическая схема включения, стеклоочистителей ав­томобиля.

20. Автоматический регулятор температуры.

21. Таймер для фотопечати.

22. Автомат регулирования уровня воды.

23. Индикатор влажности.

24. Детекторный приемник.

25. Приемник прямого усиления.

26. Переключатель елочных гирлянд.

27. Сенсорный выключатель.

28. Индикатор занятой телефонной линии.

29. Светофор.

30. Электронный кодовый замок.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Раздел «Информационные технологии» предполагает озна­комление учащихся с

возможностями использования персональ­ных ЭВМ (ПЭВМ) для решения практических

задач, а также формирование определенных навыков и умений в работе с

наи­более распространенными типами прикладных программных средств на уровне

пользователя. При этом ПЭВМ используется как рабочий инструмент, а вопросы

алгоритмизации и программирования могут быть изучены в курсе «Информатика».

На этот раздел за все годы обучения отводится 62 ч.

В рамках раздела предусмотрены освоение и развитие так называемых

пользовательских навыков работы с персональными компьютерами, т. е. работы с

готовыми программными продук­тами, облегчающими и автоматизирующими труд в

различных прикладных, практических сферах человеческой деятельности, как

правило, не связанных с серьезным применением математики, физики, химии, –

традиционных областях применения больших и суперЭВМ.

Программа раздела ориентирована в достаточно большой степени на существующие

в настоящий момент типы универсаль­ных пользовательских программ – текстовые

и графические редакторы, электронные таблицы, базы данных.

В ходе изучения раздела учащиеся знакомятся с понятием информации, видами

информации, ее ролью в современном мире; источниками информации; способами

получения передачи, хра­нения и использования информации; использованием ПЭВМ

для получения, переработки, передачи и хранения информации; компьютерными

телекоммуникациями; освоением типичного при­кладного программного

обеспечения, и аппаратных средств со­временных ПЭВМ для реализации

современных информацион­ных технологий: компьютерным набором и

редактированием тек­ста, деловой перепиской, работой с графическим

редактором, созданием и редактированием изображений, работой с базами данных,

использованием ПЭВМ для анализа ситуаций в школе, на рынке и т. д.,

бухгалтерскими операциями на ПЭВМ, ком­пьютерным делопроизводством,

использованием ПЭВМ в систе­мах управления (роботами, станками с программным

управле­нием и т. п.), высокими технологиями.

Большинство тем раздела (это зависит от возможностей каж­дой конкретной

школы) предполагает формирование у учащихся определенных навыков Часть тем

носит ознакомительный, ин­формативный характер. Желательно, чтобы по этим

темам учащиеся подготовили рефераты, тезисы или иллюстрации с исполь­зованием

компьютера.

К изучению раздела «Информационные технологии» привле­каются учащиеся со II

по XI класс.

Во II классе происходит знакомство учащихся с понятием об информации и об

основных источниках информации (телефон, те­левизор, проигрыватель, книга и

т. д.), а также с возможностью использования информации в виде радиосигналов

для простей­шего управления. В качестве объектов управления можно взять

радиоуправляемые игрушки. Во II классе также происходит зна­комство с ПЭВМ на

уровне освоения клавиатуры как средства ввода информации в ПЭВМ и управления

простейшими объекта­ми на экране монитора.

Знакомство с ПЭВМ и приобретение простейших навыков общения с ней посредством

клавиатуры происходят в процессе развивающих и дидактических игр на ПЭВМ. Для

желающих (или наиболее подготовленных учащих­ся) возможно знакомство с

текстовым или графическим редакто­ром. В результате учащиеся получают

представление об основ­ных источниках информации и элементарные понятия об

управлении, как с помощью ПЭВМ, так и без него; они учатся обращаться с

радиоуправляемыми игрушками, с клавиатурой ПЭВМ, воспринимать и оценивать

информацию с экрана мони­тора в процессе игры.

В V классе учащиеся знакомятся с использованием ПЭВМ как инструмента для

представления информации в текстовом и графическом виде, ее редактирования,

хранения и получения твердых копий этой информации. Они знакомятся с

текстовым и графическим редакторами и учатся работать с ними, а также

использовать ПЭВМ как калькулятор.

В VIII классе учащимся предлагается: ролевая частично ими­тационная игра в

«предприятие» с использованием компьютера и, по возможности, навыков и

умений, полученных к этому момен­ту при изучении всех разделов курса

«Технология». В зависимо­сти от возможностей конкретной школы и фантазии

преподава­теля это может быть «фабрика игрушек», «швейная фабрика», «кафе-

мороженое» и т. п. Возможности использования ПЭВМ в организации и работе

такого предприятия: ведение деловой пе­реписки, реклама продукции, учет

расходов и доходов, ведение складской документации (учет наличия и расхода

товаров), ди­зайн и упаковка продукции, разработка фирменного знака,

оформление меню, создание выкроек (по которым потом может быть сшита

игрушечная и настоящая одежда), эскизов игрушек (которые могут быть сделаны),

раскладка продуктов при изго­товлении блюд (которые тоже можно приготовить).

Реализуя знания и умения, полученные при изучении других разделов курса

«Технология», можно имитационную часть игры свести до минимума.

Предполагается также, что в процессе иг­ры учащиеся будут меняться

функциональными ролями, т. е. каждый сможет побыть директором, бухгалтером,

художником, делопроизводителем и т. д.

Возможно, при проведении игры учащиеся впервые встретят­ся с базами данных,

познакомятся и освоятся с такими операци­ями, как ввод, поиск, изменение и

извлечение информации.

В Х классе учащиеся знакомятся с основами делопроизводст­ва и возможностями

использования компьютера в делопроизвод­стве (текстовый редактор). Кроме

того, учащиеся осваивают электронные таблицы и их использование в финансовых

и других расчетах. В программу Х класса входит также знакомство с ба­зами

данных и возможностями их использования для ведения до­кументации в офисе,

школе, на предприятии, в регистратуре по­ликлиники и т. п.

Учащиеся XI класса знакомятся с использованием компьюте­ра в современном

мире, в различных сферах деятельности совре­менного человека. Помимо

традиционных форм подачи материа­ла, очень полезны на этом этапе экскурсии. В

процессе их прове­дения учащиеся увидят воочию применение ЭВМ на

производст­ве (КБ, конвейер), для управления (высокие технологии, в том числе

в НИИ), в медицине, банковском деле, в офисе, в полигра­фии, в научных

исследованиях, метеорологии. Приведенные здесь примеры можно считать

ориентировочными/в каждом кон­кретном случае учитель сам должен решать, каким

содержанием будет наполнена та или иная тема программы. Итогом работы

учащихся должен быть, например, реферат по теме занятий (эк­скурсий),

подготовленный с использованием ПЭВМ.

Работа по предложенной программе требует как соответству­ющего оборудования

(дисплейный класс с профессиональными ПЭВМ, принтер, «мышь», желательно

графопостроитель, другие аппаратные средства, необходимые для выполнения

поставлен­ных задач), так и программного обеспечения, в которое входят: набор

развивающих и дидактических игр, текстовый редактор, графический редактор,

электронные таблицы, базы данных, же­лательно пакет бухгалтерских программ,

система автоматизиро­ванного проектирования.

Желательна также интеграция подраздела «Информацион­ные технологии» –

компьютерная игра «Предприятие» (VIII класс) – с другими разделами курса

«Технология», в частности «Домашняя экономика и основы предпринимательства».

Целесообразно проводить профориентационное тестирование на ПЭВМ при изучении

раздела «Отрасли общественного про­изводства и профессиональное

самоопределение» и работать с программами моделирования экологических

ситуаций при изу­чении раздела «Производство и окружающая среда» (XI класс).

ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ, ФОРМИРУЕМЫХ У УЧАЩИХСЯ

II класс

Учащиеся должны знать:

основные средства получения информации;

элементарные понятия об управлении;

понятие об ЭВМ.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ